Перспективы развития Сеченовского муниципального района на 2021-2025 гг. – это одно из направлений дорожной карты по привлечению молодежи на село. Над разработкой ее по поручению главы администрации района трудились специалисты с начала этого года.
Цель, которую преследовали разработчики, — стабилизация численности населения района с последующим демографическим ростом; создание постоянно действующей инновационной площадки, объединяющей деловую, социально-активную молодежь для дальнейшего развития молодежной политики, повышения уровня доверия сельской молодежи к разным ветвям власти и социальным институтам; преодоление и профилактика социальной инертности сельской молодежи, профилактика ее миграции. Определение целевого сегмента на рынке труда, а также система мероприятий для привлечения специалистов для проживания и работы в Сеченовском районе. Был проведен мониторинг по всем направлениям жизни района, особенно в части кадрового потенциала как основы стабильности развития: наличие вакансий на ближайшее время (пять лет); количество работников предпенсионного возраста; количество выпускников вузов и ссузов.
По материалам дорожной карты подготовлена презентация. Она предназначена для тех, кто решает, наверное, самую важную задачу в своей жизни, которая и определит весь дальнейший жизненный путь: какую профессию выбрать? Каждый из нас проходил этот сложный жизненный урок. С данной презентацией специалисты администрации района побывали в образовательных организациях – агротехникуме, Сеченовской, Верхнеталызинской, Мурзицкой школах. Педагоги, учащиеся и их родители узнали о том, специалисты каких профессий будут востребованы на районном рынке труда через несколько лет, какова ситуация уже сегодня; о мерах поддержки молодых специалистов в тех или иных сферах и т.п.
На сегодняшний день в районе назрел дефицит кадров, который будет усугубляться с каждым годом. И наиболее актуальный вопрос в данной теме для нашего района – кадры в сельскохозяйственной отрасли. В текущем году потребность в специалистах и рабочих выглядит в отрасли следующим образом: ветеринаров – 4, бухгалтеров – 2, агрономов – 2, водителей – 3, трактористов-машинистов – 5, механизаторов – 11 (далее с учетом высвобождения работников пенсионного возраста).
Труд в сельском хозяйстве, конечно же, тяжелый, ответственный, но здесь есть хорошие перспективы. Если в 2015 году среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляла 12 тыс. 745 руб., то в 2020 году она составила 26 тыс. 707 рублей; во многих хозяйствах заработная плата и более 40 тысяч рублей.
Помимо этого существует ряд льгот, которыми можно пользоваться уже со студенческой скамьи. Назначается аграрная стипендия студентам очной формы обучения, кто заключил соглашение о дальнейшем трудоустройстве (агрономы, ветеринары, зоотехники, механизаторы сельского хозяйства, экономисты, бухгалтеры). Обучающимся в высших учебных заведениях – 4000 рублей, в средних профессиональных образовательных организациях — 3000 рублей. Молодым специалистам в течение двух лет — ежемесячная доплата: получившим высшее образование – 8000 рублей; среднее профессиональное образование – 6000 рублей; молодым работникам (доярки, трактористы…) – 4000 рублей. Один раз в год, в первые три года работы, молодым специалистам, получившим высшее образование, полагается выплата 100 тысяч рублей, среднее профессиональное образование — 70 тысяч рублей. Выплата может быть единовременной — 300 и 210 тысяч соответственно — и может быть направлена на приобретение (строительство) жилого дома, квартиры; погашение кредита на приобретение или строительство дома или квартиры.
Также все молодые специалисты подходят под льготные ипотечные кредитования от 2 до 6 процентов, таких условий нет для городского населения.
Что касается четырехсторонних соглашений о дальнейшем трудоустройстве (между областным министерством сельского хозяйства, администрацией района, сельхозорганизацией и студентом) при очной форме обучения, то таких соглашений заключено: в 2019 году — 5, в 2020 — 3, в плане 2021 – 9 соглашений.
Выпускники школ и учащиеся агротехнического техникума выезжают в хозяйства, где проходят ознакомительные экскурсии и встречи с руководителями и работниками предприятий, в результате которых на сегодняшний день пять выпускников планируют по окончании обучения заключить соглашения с сельхозорганизациями нашего района.
Заинтересованность сторон. Те же экскурсии показывают, насколько нынешние студенты, завтрашние работники, заинтересованы в своем будущем, серьезном труде. Да, не все останутся в селе, придут в сельское хозяйство, но, может, стоит осмотреться, посоветоваться с родителями (а родителям посоветовать детям). Условия работы в сельском хозяйстве современные, есть поддержка, опять же рядом семья, друзья, близкие…
Ежегодно студенты проходят практику. Она не должна быть формальной! Побыл, получил отметку — и был таков. В положенный срок пройти соответствующий практический курс, научившись на месте нужным вещам. И потенциальный работодатель, и студент должны быть заинтересованы в этом. В основе всего дисциплина. На работу к восьми, значит, к восьми. Нужная привычка, адаптирует к будущей взрослой жизни.
Но нередко и сам работодатель демонстрирует антипример. Некруглогодичная занятость. Когда убран урожай, потребность в части рабочих отпадает; с конца осени до весны без работы. К весне рабочий опять бы нужен, да сидеть без дела и денег несколько месяцев ему не с руки – устраивается как может в районе, уезжает на заработки. Вот и ищет работодатель того же водителя, механизатора. А ведь не каждый способен работать на современной, высокотехнологичной и дорогой технике («Кировец», и тот десять миллионов стоит). Держаться нужно за хорошие кадры, а не разбрасываться, уметь договариваться, сходиться в интересах. А иначе какой это пример для молодежи, кому понравится: сегодня нужен, а завтра – до свидания. Вот и опять выходит, что интерес взаимный.
А что касается практики, этой весной ее проходят 24 студента–третьекурсника агротехникума в девяти хозяйствах района. В том числе двое — в ООО «Левашовское». И хозяйство планирует заключить с ними договор о дальнейшем трудоустройстве. Ранее, в прошлом году, в ООО «Левашовское» уже пришел выпускник САТТа, работал, получал соответствующую доплату к заработку, а ранее – агростипендию. В данный момент молодой человек служит в армии, по возвращении также продолжит трудиться в данном хозяйстве.
Студенты, заключившие соглашение о дальнейшем трудоустройстве, проходят в конкретных хозяйствах, куда они намерены прийти работать по окончании обучения, учебную, производственную и преддипломную практику. Вот и студенту второго курса А. Тарасову в апреле предстоит учебная, а затем производственная практика в агрофирме «Нижегородская». Соответствующее соглашение заключено летом прошлого года; помимо студенческой стипендии он получает еще и агростипендию – три тысячи рублей. Андрей всегда знал, что жить и работать он будет в сельской местности, в отличие от своего старшего брата, устроившего жизнь в городе. Любит технику, сельский труд, да и пример отца перед глазами: Александр Николаевич трудится в агрофирме «Нижегородская». Сюда же планирует прийти и его сын, пока студент. Андрей обучается по специальнос-ти «Механизация сельского хозяйства» (техник-механик).
– Сейчас в хозяйствах очень мощная техника, дорогая, импортная. Мы убедились в этом, побывав с экскурсиями в сельхозпредприятиях района, — говорит А. Тарасов. – Конечно, зимой трактора и комбайны стояли под снегом, но весной на практике мы сможем лучше ознакомиться со всеми образцами машин и агрегатов. Руководители интересно рассказывали нам о производстве, организации процесса, требованиях к работникам, специалистам. Современные условия, поддержка студентов обязывают нас учиться добросовестно.
В Мурзицкой средней школе презентация была представлена учащимся 9-11 классов, а также их родителям. Выпускники интересовались, куда можно поступить по целевому направлению, например, в педагогический вуз. Куда пойти учиться – на этот вопрос каждый ищет или уже нашел ответ исходя из определяющих возможностей, как личных, так и семьи. Многое будет зависеть от того, с какими результатами выпускники выйдут из стен школы.