Посевная ведется во всех районах Нижегородской области
Нижегородские аграрии выполнили план ярового сева на 55%. Об этом сообщил министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Николай Денисов.
«Посевные работы ведутся во всех муниципалитетах Нижегородской области. На сегодняшний день различными сельскохозяйственными культурами уже засеяно 316 тысяч гектаров сельхозугодий, что составляет 55 процентов от плана», — рассказал Николай Денисов.
Сельхозтоваропроизводители региона сеют зерновые, зернобобовые, масличные, кормовые культуры, овощи, сахарную свеклу, также сажают картофель.
«Активными темпами ведется сев зерновых и зернобобовых культур: пшеницы, ячменя, овса, гороха, кукурузы, подсолнечника. Они посеяны на площади 268 тысяч гектаров – это 66 процентов от плана», — добавил Николай Денисов.
Сельхозорганизации и фермерские хозяйства региона продолжают подкормки и боронование посевов озимых культур. По данным на 11 мая 2022 года, минеральные подкормки озимых проведены на площади 203,3 тыс. га (90,3% от плана), многолетних – на 61,5 тыс. га (24,8%). Боронование озимых осуществлено на 123,4 тыс. га (54,8% от плана), многолетних трав – на 165,7 тыс. га (66,9%). Зяблевая обработка почвы проведена на площади 386,9 тыс. га (94% от плана).
Также аграрии приступили к уходу за посевами: ведется их химическая прополка и обработка от вредителей и болезней.
Напомним, на поддержку предприятий АПК и развитие сельских территорий Нижегородской области в текущем году выделено около 5 млрд рублей субсидий, из которых почти 2 млрд рублей уже доведено до сельхозпроизводителей. Средства направлены на проведение весенних полевых работ, мелиорацию, возмещение части затрат, связанных с приобретением техники и оборудования, а также на поддержку производителей молока и овощей, поддержку кадров и другие направления.
Социальные сети Минсельхоза Нижегородской области:
Стихи Чуковского очень любят дети, да и взрослые тоже с удовольствием вспоминают полюбившихся героев сказок Корнея Ивановича, цитируют при случае запомнившиеся в раннем детстве стихотворные строчки.
«У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон. – Откуда? – От верблюда» или «Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота!» Узнаете? Конечно, эти шутливые строчки засели в нашей памяти с детства. И чтобы создать вокруг наших воспитанников атмосферу сказок дедушки Корнея, а родителей ненадолго вернуть в детство, было решено провести Неделю творчества К.И. Чуковского, посвященную 140-летию детского писателя.
Воспитатели, дети и их родители погрузились в волшебную, занимательную страну сказок Корнея Ивановича: разучивали стихи, оформляли поэтический уголок, страницы чудесных книг, участвовали в онлайн-марафоне – читали Чуковского; мастерили костюмы для театрализованного представления, участвовали в викторине… Завершила неделю театрализация сказок К. Чуковского: юные артисты каждой возрастной группы на время превратились в героев произведений «Телефон», «Федорино горе», «Цыпленок», «Путаница». Почему дети так любят сказки Чуковского? Потому что автор умеет говорить весело и свободно на понятном для них языке. Очень полезно читать забавные короткие стихотворения поэта самым маленьким детям. Именно на них учатся воспринимать, понимать, запоминать, воспроизводить услышанное. Попробуйте прочитать вместе с детьми простенький стишок «Бутерброд». После второго прочтения ваш малыш уже узнает стихотворение, а после третьего — помогает его декламировать: стихотворения Чуковского запоминаются очень быстро. Произведения Чуковского не только поучительны, но и развивают память, воображение, фантазию: дети попадают не только в мир животных, но и в мир окружающих его, на первый взгляд, простых вещей. Воспитывают любовь к окружающим, взаимовыручку и поддержку. В вашей домашней детской библиотеке обязательно должны быть книжки Чуковского, сначала вы будете читать их малышам вслух, а позже они смогут обучаться по ним чтению, ведь детям всегда легче читать то, что нравится.
Ох, нелегкая это работа –
из болота тащить бегемота!
Это особенная служба. Не каждому дано её нести. Можно, конечно, провести параллель с шахтёрским трудом, где приходится рассчитывать, прежде всего, только на себя и ближайшее плечо сослуживца. Остальные «плечи» находятся очень далеко, где-то там, аж на поверхности, а то и того дальше — на далеком берегу. Подводники живут в особенном измерении. Словом, нелегко это — жить и служить под водой, выполняя технические, бытовые и боевые задачи.
Огонь, вода и стальные трубы Н.А. Сорокин призвался на срочную службу в апреле 1979 года, сначала учебка в Северодвинске, потом Североморский распределительный пункт: кого куда, Николая — в Гаджиево — город в Мурманской области, где расположена военно-морская база Северного Флота. В Гаджиево, в гарнизоне подводников есть учебно-тренировочный комплекс, аналогов которому в Военно-морском флоте России пока нет. Там и отрабатывали все действия в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть во время плавания: и выход из торпедного аппарата в случае, если лодка затонула; и легководолазное дело; в специальных помещениях, которые имитируют различные отсеки лодки, отрабатывали поступление воды или пожар в реальных условиях. Одним словом, изучали основы борьбы за живучесть. К слову, позже, уже во время боевой службы пригодились все освоенные здесь за полгода навыки: случались и пожары, поступала вода в отсеки. Боевая служба на ракетном подвод-ном крейсере стратегического назначения. География службы — северные воды: Баренцево море, Норвежское, Карское, Белое и Атлантика до самых Бермудских островов. Специальность — машинист-турбинист. А в машинном отделении наиболее тяжелые условия, одно из которых невероятный шум.
Сколько было аварийных ситуаций в море и не пересчитать, — рассказывает Николай Александрович. — Казалось бы, ну коротнуло проводку, что тут такого? Но мы в замкнутом пространстве. Открытым огнём, слава Богу, гореть не доводилось. Был случай, когда откачивали воду из десятого отсека, обмотка на насосах «хватанула» соленой воды и через два дня задымилась. Отсек полностью заполнился дымом. Всплывать нельзя — служба боевая. Фильтры в отсеке не справились с дымом, и его пришлось перемешать по всем десяти. Ощущения, конечно, неприятные. Или когда море штормит, а подлодка в это время в надводном положении — качка невыносимая. Личный состав такую качку переносит на пределе возможного. В.В. Грошев призвался в 1989-м, тоже весной. В учебку попал сначала в Кронштадт, а затем в знакомое уже Гаджиево. Потом — в моря (именно так говорят на флоте) на ПЛАРБЕ — подводная лодка атомная ракетно-баллистическая. География службы — море Средиземное. Как и Н.А. Сорокин, большую часть времени своей службы — в турбинном отсеке подводной лодки. А в теплых водах воздух в отсеке нагревался настолько, что температура в +50 градусов считалась нормальной, а иной раз доходила и до +70. Святое дело… … соблюдать традиции. Посвящение в подводники — целый ритуал. Его проходит каждый, впервые погрузившийся под воду, независимо от должности и звания. Не всем гражданским они понятны, но для моряка — это святая обязанность. И везде свои тонкости. Наверняка, многие читатели наслышаны про то, когда матросу, впервые погрузившемуся на субмарине на глубину, дают выпить забортной воды. Вода, непременно соленая, выпивается из плафона. Выпивается она залпом, после чего дают закусить соленую воду баранками и вручается вобла.
Помню свой первый выход в море, первое погружение. Мне и моему товарищу, как новоиспеченным подводникам, протягивают плафон с водой, а в плафоне чуть ли не литр. Забортная вода очень-очень чистая, прозрачная, но холоднющая и горько-горько-соленая. Я кое-как половину отпил и передаю товарищу. Годок берет этот плафон, выливает остатки воды, наливает снова целый и опять мне протягивает. «До конца!» — такое правило, — вспоминает Николай Александрович. Есть на флоте и другие «развлечения». Из обязательных, — поцелуй кувалды.
Дело, конечно, совсем не романтичное, даже опасное, потому что в процессе лобызания можно натурально лишиться пары-другой зубов. Тяжелая кувалда подвешивается на веревке, а у нас на нее ещё наносили слой циатима (горючая смазка), которая долго не смывается, и начинают её, кувалду, раскачивать. Ты в это время должен угадать момент, чтобы чуть-чуть её поцеловать, но всегда найдется товарищ, который в эту секунду обязательно тебя подтолкнёт, — смеётся, вспоминая В.В. Грошев. Матрос, сдавший эти экзамены, становится на шаг ближе к «прописке» под водой. Для того, чтобы её получить, он должен выполнить ещё пару нехитрых, но малоприятных заданий. И только после сдачи всех «экзаменов» матрос может считать себя настоящим моряком. В подтверждение этому — удостоверение подводника. А самое главное — спорить здесь не принято, и это первое правило, которое надо выучить, входя на борт. Особые условия службы Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа: четыре часа — вахта, отдых, и четыре часа на отработку и обучение. Обучение происходит постоянно. Ведь все, что человечество придумало, оказалось на подлодке: эдакий пятиэтажный дом, в котором есть все — и механика, и электрика… И даже на берегу — боевая готовность, в любой момент может быть приказ выйти в море. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино, а ещё кино показывают. Когда не было планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. А что до еды? Кормят по четыре раза в день, если не считать вечерний чай. Меню разнообразное и калорийное. В стеклянной посуде только вино. Кстати, каждый день подводнику положено 50 граммов красного сухого.
В то время нам говорили, что питание у нас второе после космонавтов. Мясо было финское, куры тоже, вино венгерское, традиционная овсянка, сыры и колбасы, сливочное масло, сгущенное молоко, варенье, мёд, красная икра и черная, балык, в меню было много северной рыбы, такой как палтус и семга, на обед 3-4 салата и каждый раз разные. Каждый день положена шоколадка, — рассказывает Н.А.Сорокин. — Ещё очень показательно то, что питание, как говориться, с одного котла: будь то старший на борту контр-адмирал или матрос, который только что пришёл с учебки. Перед отправкой в боевой поход, который мог продолжаться несколько недель, субмарина принимала по несколько тонн запасов, которые грузились на протяжении двух-трёх суток, и ночью и днем. Погрузка продуктов — общекорабельное мероприятие, на котором задействован весь экипаж. Через глубины – через «не могу» Не удивительно, что срочная служба в морфлоте осталась в памяти Н.А.Сорокина и В.В.Грошева на всю жизнь. У моряков-подводников и психология особая, и особые условия службы. Неделями не всплывать в надводное положение, когда мысли о встрече с родными посещают все чаще и чаще, замкнутое пространство, риск встречи с боевыми кораблями других государств… И главное, под рукой всегда должно быть ПДУ — портативное дыхательное устройство — 10-15 минут жизни: за это время можно успеть дойти до изолирующего аппарата, а это уже 5-6 часов жизни. Служившие под водой правильно говорят, что там, как нигде, закаляется характер, проявляется важность взаимовыручки… Н.А. Сорокин окончил службу в звании старшины первой статьи, В.В. Грошев — главстаршина. За три года службы накопились и навсегда остались в памяти многочисленные истории, которые, если бы вздумалось их опубликовать, то вышел бы целый том под названием «В море, однако, лучше…». Отсюда ответ на вопрос «Если бы сейчас снова был призыв, то в какие войска пошли служить?» очевиден.
Заведующую-фельдшера Булдаковского ФАПа И.Ю. Логинову односельчане ценят и уважают безгранично. «Таких больше нигде нет!», — коротко выразилась по теме одна из жительниц села. Это мы уже однажды слышали, лет десять назад. А до того еще двадцать Ирина Юрьевна проработала в медучреждении родного села. Всего же профессиональный стаж составляет 41 год.
Первого апреля все и началось, когда выпускница Ардатовского медучилища поступила на работу в Верхнеталызинскую участковую больницу медсестрой. Потом работала в медпункте соседнего Т. Талызина. Профессия сельского фельдшера такая: села, километры, и все пешком. Населенных пунктов было много, а до них все больше по бездорожью. Хотя еще во время учебы в училище привыкала к трудностям. До Ардатова всего-то сорок с небольшим километров, но дорога была плохая, так что приходилось добираться «в обход»: отец довозил до Сергача, далее на поезде до Канаша, а там пересадка до Ардатова. Домой получалось приезжать по большим праздникам. Когда освободилось место фельдшера в родном Булдакове, перешла сюда (в январе 1991-го). На обслуживаемом участке более ста жителей. Что касается болячек, ничего нового – как и всюду болезни сердца, суставов, давление, диабет. Кстати, диабетиков в последнее время стало больше. А радует тот факт, что нет больных туберкулезом, ведь это заболевание так и не уходит совсем, при этом совершенно не зависит от социальной составляющей. Что еще радует медика, так это моральная крепость людей: болеем, но бодримся.
Рабочий момент
Наши ветераны не падают духом, даже в условиях пандемии старались поддержать свое здоровье прогулками на свежем воздухе, не засиживались на одном месте, — говорит о подопечных Ирина Юрьевна. – С пониманием относятся к диспансеризации, тем более это так удобно: формируем группу и организованно на транспорте доставляем граждан в Сеченовскую ЦРБ. Обследование серьезное: УЗИ, маммография, флюорография, анализы… Теперь, когда ситуация с коронавирусом, кажется, стала поспокойнее, вновь будем организовывать жителей на мед-осмотр. И в самом медпункте стало уютнее. В прошлом году здесь проведен большой ремонт. Привычной дорогой спешит фельдшер на вызовы к односельчанам. Два километра по прямой – такова протяженность Булдакова. «Хорошее у нас село – не заплутаешь», — утверждает И.Ю. Логинова. Все родное, все знакомое и бесконечно дорогое. А в апреле несколько памятных дат: первого числа началась ее трудовая деятельность, а 24-го родилась семья Логиновых. В этом году рубиновый юбилей.
Это всемирный день информирования о здоровье, проводимый ежегодно с 1950 года под эгидой Всемирной организации здравоохранения. Каждый год Всемирный день здоровья посвящается одной конкретной теме здравоохранения, подчеркивая важность и необходимость именно этого направления медицины. Тема этого года — «Наша планета, наше здоровье». Этот девиз призывает к неотложным действиям для сохранения здоровья человека и окружающей среды. Здоровье – понятие многогранное. Под здоровьем можно понимать самые разные аспекты жизни человека, его поведения, привычек, состояния тела и духа. И столь же много способов, приемов быть здоровым. Одно безусловно: здоровье нужно беречь смолоду. Еще до рождения ребенка о нем уже заботится будущая мама и медики, чтобы малыш родился здоровым. Далее специалисты медицины следят за здоровьем детей. И речь не только о том, чтобы лечить – это понятно, а еще и о том, чтобы не болеть (или болеть как можно реже). Здоровые дети также нуждаются в осмотрах и советах врачей. Осмотр ребенка педиатром проводится в декретированные сроки (это следующие месяцы жизни: 1, 3, 6, 9, 12, 18, 24). Первичный врачебно-сестринский патронаж – в первые три дня после выписки из роддома, затем до 1 месяца врач осматривает ребенка на дому. С 1 до 12 месяцев педиатр осматривает ребенка в поликлинике. Плановые медосмотры проводятся в определенный день, и именуется он как День здорового ребенка. В Сеченовской ЦРБ это вторник. В этот день на прием к педиатрам обращаются только здоровые дети. Поэтому должен исключаться контакт с детьми, обратившимися по заболеванию. День здорового ребенка полезен и малышам, и родителям. Во время плановых осмотров обсуждается много важных моментов: рост и развитие на каждом этапе; правильное питание; режимы сна и бодрствования… Обязательно взвешивание, измерение роста и обхвата головы, насколько все параметры соответствуют возрасту. Проводятся периодические лабораторные, функциональные исследования, плановая иммунизация (вакцинация) по срокам. Иными словами, полный медицинский осмотр с целью профилактики и своевременного выявления отклонений в развитии, заболеваний, в том числе врожденных.
Мы следим за здоровьем детей с самого их рождения, — говорит участковый педиатр Н.В. Мелентьева. – Когда ребенку исполняется один месяц, его осматривают также невролог, хирург, офтальмолог, стоматолог. Проводится комплексное УЗИ органов брюшной полости, почек, тазобедренных суставов, эхокардиография, нейросонография. В два месяца – общий анализ крови и мочи. Далее педиатр проводит плановые осмотры и необходимые мероприятия. По достижении возраста 12 месяцев ребенка опять осматривают невролог, хирург, а также оториноларинголог, травматолог-ортопед; проверяется реакция Манту. День здорового ребенка, плановый медосмотр, позволяют выявить различные заболевания. Я работаю в Сеченовской ЦРБ с 2008 года и могу сказать, что больных детей стало больше в последнее время. Это и перинатальные поражения нервной системы, и заболевания сердца, в том числе пороки, которые, как правило, редко выявляются в роддоме, гидроцефалия головного мозга, если не лечить это заболевание, последствия могут быть самые печальные. Также нередки дисплазия тазобедренных суставов, пупочные грыжи, физиологическая желтушка и другие заболевания. Уже ближе к году-двум становятся заметными какие-либо психические отклонения в развитии, например, аутизм. Надежда Викторовна подчеркивает, что и забота о здоровье малышей в последнее время вышла на более высокий уровень. Родители стараются выполнять все рекомендации и назначения педиатров, обращаются за консультациями к докторам. Это отмечает и медсестра Н.И. Лисина. А Надежда Ивановна в профессии уже более 45 лет, не одно поколение ребят прошло через нее. На приеме важно еще и поведение малышей. Чтобы не расплакались, не испугались, ведь это не просто момент настроения, а трудности при проведении тех или иных процедур. В ход идут улыбки медработников и игрушки – кому что по душе. Кстати, в День здорового ребенка один только кабинет посещают в среднем 8-10 детей, а всего в ЦРБ три участковых педиатра. Участок Н.В. Мелентьевой – вся периферия района. А что касается родителей… Не все помнят главное правило вторника: это день только здоровых детей. Если ребенок заболел, необходимо вызвать врача на дом, а если состояние позволяет, и вовсе переждать денек. Все дорожат здоровьем своих детей, и это правильно, только не нужно забывать про взаимное уважение.
Будут организованы выставки, кинопоказы, концерты, квесты, спектакли
В дни майских праздников учреждения культуры Нижегородской области предлагают посетить молодым нижегородцам и гостям города почти 1 500 мероприятий по «Пушкинской карте». Это различные тематические выставки, концерты, мастер-классы, интерактивные спектакли, лекции и квесты.
Региональный Минкульт составил Топ-10 культурных событий, доступных в майские праздники по «Пушкинской карте»:
Выставка работ импрессиониста Константина Кузнецова «Последний рыцарь импрессионизма» в Нижегородском государственном художественном музее. Посетители экспозиции смогут познакомиться с творчеством нижегородского художника и понять, почему его называют «русским французом».
Мультфильм «Суворов. Великое путешествие». Выходит в прокат 1 мая. В основе сюжета – история простого русского солдата, который во время Швейцарского похода совершил настоящий, пусть и маленький, подвиг и смог выручить выдающегося полководца Александра Суворова.
Фильм «Первый Оскар» в кинотеатре «Орлёнок». Он снимался в местах самых ожесточенных боев и получил премию Американской киноакадемии.
Нижегородская филармония 5 мая приглашает нижегородцев на третий концерт цикла «Музыкальное путешествие с Фабио Мастранджело», где прозвучат произведения выдающихся композиторов Рахманинова, Стравинского и Прокофьева.
Постановка «Жди меня» в Нижегородском оперном театре (8 мая). Спектакль посвящен судьбе женщины, которая верит и ждет с фронта своего любимого, несмотря на самые ужасные вести, несмотря ни на что, и вселяет веру в тех, кто рядом, кто готов отчаяться и ждать устал.
Спектакль «Беспечная нота» на площадке Арт-клуба «Маяковка, 10» представит творческое объединение Нетеатр 9 мая. Бесконечная череда перевоплощений раскроет перед зрителями целый мир детства, которое пришлось на страшные годы войны.
«Разноцветная Вселенная» — программа о всеволновой астрономии в Нижегородском планетарии имени Гречко (в дни майских праздников). А 9 мая в Большом звездном зале здесь представят программу, приуроченную к 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Звезды Великой Победы». Зрители увидят фильм о том, как знание астрономии помогало советским разведчикам, летчикам, артиллеристам и спасало жизнь тысячам воинов, сражавшихся с фашизмом.
Интерактивный квест по Нижегородскому кремлю с посещением экспозиции в Ивановской башне. Нижегородский музей-заповедник приглашает учеников 7-9 классов. В доступной игровой форме подростки познакомятся с одним из самых сложных и важных периодов в истории России — Смутным временем.
Володарский районный музейный центр ждет желающих на мастер-класс по мезенской росписи, в ходе которого можно будет освоить приемы росписи, сложившейся к концу XIX века в низовьях реки Мезень, и собственноручно расписать интересную вещицу на память.
Сотрудники Пуреховского краеведческого музея приглашают школьников и студентов принять участие в увлекательной экскурсионной программе «Купи се пряник». Гости смогут погрузиться в атмосферу старины, принять участие в мастер-классе по росписи пуреховского пряника глазурью, посетить Пуреховский хлебный дом и попробовать его продукцию.
Всего в регионе по «Пушкинской карте» можно посетить около 150 учреждений культуры, включая 38 частных учреждений, 10 государственных, 85 муниципальных и одно – федерального подчинения — Нижегородскую консерваторию. До конца года планируется подключить к проекту еще около 80 учреждений.
Федеральная программа «Пушкинская карта» реализуется с 1 сентября 2021 года по поручению президента РФ Владимира Путина. Ее основная задача – повышение культурного уровня молодого поколения. «Пушкинская карта» дает возможность гражданам в возрасте с 14 до 22 лет (включительно) посещать различные учреждения культуры, в том числе кинотеатры.
Аграрииприступили к подкормке и боронованию озимых культур и многолетних трав
Полевые работы стартовали в Нижегородской области. Об этом сообщил министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Николай Денисов.
«Хозяйства региона приступили к минеральным подкормкам озимых зерновых культур и многолетних трав, также ведется их боронование. Своевременное проведение этих работ является важным аспектом получения высоких урожаев и стабильной кормовой базы. На сегодняшний день озимые подкормлены на площади 20 тысяч гектаров, многолетние травы – на 12,5 тысячи гектаров», — пояснил Николай Денисов.
Минеральные подкормки посевов с озимыми культурами начались уже в 251 районах Нижегородской области. К подкормке многолетних трав приступили аграрии 202 районов. Всего аграриям предстоит подкормить 224 тысяч гектаров озимых культур и 249 тысяч гектаров многолетних трав.
«Для подкормки озимых культур и многолетних трав, а также для проведения предстоящего сева в хозяйствах региона есть 47 тысяч тонн минеральных удобрений в действующем веществе, что составляет 92 процента от планового объема. Оставшаяся часть поступит в хозяйства в ближайшее время», — добавил Николай Денисов.
Напомним, на поддержку предприятий АПК и развитие сельских территорий Нижегородской области в текущем году выделено около 5 млрд рублей субсидий, из которых 1,2 млрд рублей уже доведено до сельхозпроизводителей. Средства направлены на подготовку к проведению весенних полевых работ, приобретение техники и оборудования, поддержку производства молока.
«Родилась я в 1936 году и всю сознательную жизнь прожила в селе Чадаевка, до самого переезда в 2002 году в соседнее село Торговое Талызино. Что помню про военное время? Наверное, то, что помнят мои сверстники, которых так мало осталось в живых: кто-то давно уже уехал в город в поисках лучшей жизни, кто-то жил здесь или в соседних деревнях и уже скончался…
Дети войны: Валя Флегонтова, Тоня Куликова, я
Детство было обычным Ярких воспоминаний о том периоде, пожалуй, нет, да и откуда им взяться, ведь к началу войны мне едва исполнилось пять лет. Детство было обычное, можно сказать, как у всех детей военного времени. У нас были и игры (дети – есть дети, даже в военное лихо), и работа, в деревне все с детства в неё втянуты. Больше всего любили мы с ребятишками в «догонялки», «прятки», «жмурки», да в «чижика» играть. Доводилось и на качелях качаться, и на санках с гор летать, но то уж после войны больше было. А в войну подросткам приходилось работать в поле, то колоски собирая, то на прополке проса и хлеба выручая колхоз. А я была так мала, что только в конце войны поработала на тех полях. В работницах Хорошо помню только то, что весной 1941 года меня заметила женщина из соседней Баженовки, когда приходила к родственникам в Чадаевку. Она и предложила моей маме, чтоб та отдала меня на лето «в работницы», а за это пообещала справно кормить. Так и попала я к т. Насте Кузиной (так звали женщину) почти на пять месяцев в работники. А работа моя заключалась в том, чтоб птиц шугать с участка, на котором хлеб рос. Это позже поняла, что из жалости меня взяла к себе одинокая женщина. Даст мне, бывало, т. Настя хлебных лепешек пару, потому как знала, что мы с подружкой, соседской девочкой вдвоем караулили урожай, а мы и рады стараться, бегать по рубежу, птиц гонять. Когда и засыпали в шалашике, который сами смострячили из прутьев ивовых, что за усадом в овраге росли в достатке. Но т. Настя нас не обижала, пожурит малость да ещё лепёшку даст. Так что повезло мне в голодном 41-ом. да и в 1942 году провела лето у этой доброй женщины. Раз в неделю, а то и реже меня мама навещала: прибежит ночью, обнимет спящую, чмокнет в лоб, перекрестит, да с тем и уйдет, пошептавшись с т. Настей. Помню, когда меня домой привезли осенней порой, едва узнала свою маму родимую да сестриц, опухших от голода и той еды, которую ели. Первая утрата Нас было четверо сестер (я, Маруся, Лиза и Нюра) и один братик Стёпа, который умер от разрыва сердца в возрасте неполных двух лет. Жили мы бедно, в те времена все новорожденных телят держали сначала в доме, берегли скотину-то, кормилицу. И вот в одну из ночей наш братик спал, а в дом вбежал теленок да и прошелся рядом с ним, и не выдержало сердечко мальца. Многое пришлось пережить детям войны и всем, кто был на фронте, работал в тылу. Иногда удивляюсь, как можно продолжать жить столько лет (мне уже 85, а ведь живы ещё и те, кому к 90 и за 90 лет) после той войны, после тех мучений и страданий. Тяжело было всем в то время, не сравнить, как сейчас живут. Война в судьбе семьи
Отец и Лиза
Но вернусь к рассказу о моей семье в годы войны. Отец, Елисеев Семён Иванович, участник ещё первой мировой войны. На Великую Отечественную войну был призван в 1941 году, и через два года комиссован по ранению. Вернулся домой, оправился малость от ран и стал работать в колхозе. Чем остался в памяти отец, так это его вечной боязнью опоздать на работу, трудились-то в деревне от зари до зари, потому вечно спешил. Умер он в 1968 году от непроходимости кишечника. «Голодной» смертью умерла позднее и моя сестра Маша (1926г.р.), после операции на желудке. Видимо, сказались голодные военные годы. Основной пищей тех лет в деревне считались лепёшки из лебеды да толченых сухих листьев липы, щи крапивные и со щавелем. Летом было легче: ходили по грибы, за ягодами. Ели редьку, слюнявки (тмин), брюкву, репу. Весной пекли «лейтенанты» из гнилой картошки да её очистков. И пусть ходили опухшие от такой пищи, но всё же выжили. Натерпелись страху Старшая сестра Нюра (1919г.р.) со своими сверстницами Маней Заватровой, Надеждой Логиновой да Нюрой Марфиной в селе жили в те годы мало, больше были на торфах и на лесоразработках на Бору. Нюра рассказывала: нелегко было лес валить наравне со старшими женщинами и редкими мужчинами, что до службы не годны были кто по возрасту, а кто по инвалидности – они и руководили «женским полком». Но на Бору кормили работников для войны неплохо, хлебца хоть вдоволь видели, иногда буханку и домой посылать удавалось, когда сильно захворавшего домой отправляли. Часто вспоминала сестра, какого страху повидали в дни и ночи бомбардировок г. Горького немецкими самолетами. Уши закладывало от грохота разрывавшихся бомб и рёва самолётов. И всегда плакала, вспоминая сестру Лизу. У войны женское лицо А сестре Лизе, 1924 г.р., довелось на фронте побывать. Призвали её на фронт сразу же, как 18 лет исполнилось, в 1942 году. Молчаливая Лиза не любила вспоминать войну, потому от неё мы узнали лишь то, что пришлось ей на фронте сначала солдатское бельё стирать, и грязное, и окровавленное, всякое, а потом санитаркой служила при военном госпитале. Так что насмотрелась мучений раненых солдатиков и повидала смертей их немало. А домой приехала в победном 45 — ом. Как сейчас перед глазами стоит тоненькая девушка с короткими волнистыми черными волосами, в гимнастерке и юбке чуть пониже колена, в хромовых сапожках. Вскоре Лиза уехала в Иваново, там вышла замуж, там и покоится прах её. Чтобы выжить Мы с сестрами и братиком были сводными, их мама умерла рано, и Семён Иванович присмотрел в Шуваловке девицу Аришеньку, позвал её замуж, а та и согласилась на троих детей выйти, а через год и я родилась. Мама моя, как и все женщины, во время войны трудилась в поле, не покладая рук, и вела хозяйство в доме. Хотя какое уж хозяйство в то время было, душили крестьян налогами, отбирая куриные яйца, пахтанное масло. За время войны мы трижды покупали-меняли свой дом. Стараясь выжить, отец сначала выменял дом на другой, более бедный, без половья у печки, но с доплатой зерном. Где-то через полтора года вновь продали подлатанный дом и перешли жить в ещё более древнюю маленькую избушку. По улицам моей памяти Только в 60-х годах, уже перед смертью своей, Семён Иванович прикупил новый средний домик на Вшивом бугорке – была такая улица в селе. И своя «Москва» у нас была, и «Полянки», и «Церковный порядок», и «Ефимовка» — навсегда только в памяти и остались названия улиц исчезнувшего села Чадаевки, родины моей и моих земляков. Как и до самой смерти буду хранить в сердце имена своих подруг и друзей, с которыми прошло моё военное и послевоенное детство, годы молодые.
Материал предоставила Л. Полонеева, фото из архива семьи
Украшение любого праздника, концерта – конечно же, дети. А уж если выступают малыши, то зрительскому восторгу нет предела. Пять минут на сцене, где все красиво, ярко, в темпе, и вечность – за кулисами, где в томительном ожидании волнуется наставник. Не растеряются ли ребята, не забудут движения, понравится ли номер зрителю и какой будет его реакция?
Младшая группа. Через минуту на сцену. Настрой – задорный
Каждый раз балетмейстер Сеченовского РДК А.В.Волкова задается этим вопросом, провожая своих воспитанников на выступление. Пять минут. А сколько вложено труда, сколько понадобилось времени, чтобы месяцы, недели подготовки обернулись таким маленьким праздником в празднике как для самих исполнителей, так и для их поклонников. – Полтора-два месяца уходит на подготовку танцевального номера, — говорит Алена Владимировна. – И за три недели, случается, можно подготовиться, но в общем – процесс длительный. И сложный. Представьте: ребенок идет в первый класс, и вот такой малыш записывается и к нам учиться танцам. Дисциплина, режим, развитие основных навыков танца – все это достигается постепенно, последовательно, не одним годом. В 2011-м А.Волкова пришла на работу в Сеченовский РДК, окончив Нижегородский областной колледж культуры, хореографическое отделение. Набрала первоклашек в танцевальную группу «Аленушка». Так начала. Ее предшественница С.В.Кокурина оставила большое наследие – народный хореографический коллектив «Ритм». Он был создан в 1993 году, и за почти два десятилетия Светланой Валерьевной, ее воспитанниками (а это не одно поколение ребят) проделана огромная работа, главными ценителями которой были и остаются зрители. И молодой специалист продолжила работу в том же «Ритме». Ежегодно, в начале учебного года, объявляется набор в группу танцев РДК. Приходят первоклашки, а подросшие танцоры переходят в следующую возрастную группу. Их три: младшая (7-9 лет), средняя (10-12 лет), старшая (14+). По списку у Алены Владимировны около пятидесяти воспитанниц (все девочки): 20 – младшие танцоры, 17 – средняя группа плюс подростковый контингент. – По факту детей поменьше. Причин тому немало. Кто-то приходит, не подозревая, что за внешней красотой танца стоит огромный труд, тяжело – уходят; кто-то не может совместить учебу с кружками, это ведь тоже непросто; у старших, 8-9-10 классы, и вовсе огромная загрузка в школе. И, пожалуй, самое главное – дисциплина. Здесь мы шагаем параллельно со школой: переходя из класса в класс дети становятся самостоятельнее, серьезнее, выносливее, так и в увлечении. А потом, стараюсь учить новичков через игру, чтобы детки видели, что здесь можно и попрыгать, и повеселиться, и отдохнуть. Ко мне обращаются родители детсадовцев: ребенок любит танцевать, возьмите его заниматься. Объясняю, что начинать лучше попозже, уже в школе, ведь на раннем этапе можно наоборот отбить желание заниматься организованно, серьезно. В каждом потоке встречаются два-три ребенка, особо одаренных хореографически: пластика, слух, что немаловажно в танцах, чувство ритма, такта, физиологические данные – есть все для занятия танцами. Но дисциплина и желание позволяют всем добиваться хороших результатов. – Стараюсь ставить сюжетные танцы, понятные зрителю. В концертной программе к Международному женскому дню мы представили два: «Звездная ночка» (мл. группа) и «С легким паром!» (средняя). К 23 февраля (мероприятие проходило в онлайн-формате) с юными танцорами средней группы подготовили танец «Покорители космоса»; к Дню матери с маленькими воспитанниками разу- чили «Колыбельная для куклы». К каждому большому концерту, торжественному мероприятию в коллективе «Ритм» стараются подготовить новые танцы. Огромное значение имеет подбор музыки, гармоничное сочетание движения, звука, сценического образа. Приходится быть и хореографом, и сценаристом, и костюмером. И никуда без помощников – родителей. С ними Алена Владимировна всегда на связи. Подготовить тот или иной аксессуар к выступлению, выгладить костюм, поддержать ребенка во время выступления – на взрослых огромная ответственность. Ведь в конечном итоге от них зависит, насколько серьезно ребенок увлечется тем или иным занятием. Например, Леру Кочеткову три раза в неделю привозят на танцы из Т. Талызина. Приезжают на занятия из Т. Стана. – Такие родители поистине заслуживают самого искреннего уважения, — говорит А. Волкова. — Приятно и то, что бывшие воспитанники не забывают меня, наш коллектив, это Катя и Настя Деевы, Настя Николаева, Лера Алексаева, Даша Николаева, Таня Петрунина. Спасибо им за такое доброе отношение. Нельзя не сказать и о такой стороне творческого дела, как участие в конкурсах, фестивалях самого разного уровня. Есть успехи, призовые места (об этом газета рассказывает), и есть к чему стремиться. – Понятно, что городской уровень – совсем другой уровень, здесь нам сложно тягаться, но совершенно уверенно могу сказать за наш народный хореографический коллектив: в грязь лицом не ударили ни разу. Будем совершенствоваться, учиться, искать новое, интересное. Весна – насыщенный период в культурной жизни района. Впереди районный смотр театральных и танцевальных коллективов, затем большая подготовка к 9 Мая.
Каким должен быть хороший учитель? Талантливым, терпеливым, внимательным, умным, требовательным, справедливым и просто хорошим человеком, иметь индивидуальный подход к каждому и, самое главное, он должен быть профессионалом. И здесь ещё можно сказать много разных эпитетов и добрых слов, но, пожалуй, на первое место всё-таки нужно поставить любовь к ученикам и своему делу, предмету.
На базе Сеченовской школы прошёл муниципальный этап конкурса «Учитель года России — 2022». Конкурс – уже добрая традиция, и известно, что он проводится с целью выявления и поддержки творчески работающих учителей, распространения инновационного педагогического опыта. Этот конкурс объединяет опытных и молодых педагогов, преподающих самые разные школьные дисциплины. Лучшие педагоги шести образовательных организаций района боролись за звание «Учитель года»: Г.Х.Халилуллина – учитель начальных классов Сеченовской школы, Е.А. Новикова – учитель технологии Верхне-Талызинской школы, С.В.Быкова – учитель ОБЖ Рогоженской, Н.Н. Костюшова – учитель русского языка и литературы Мамлейской, Н.Ю.Генералова – учитель истории и обществознания Теплостанской, Б.А. Курков – учитель ОБЖ Мурзицкой. Конкурс состоял из двух этапов: заочного («Интернет-ресурс») и очного. Первый этап включал в себя два задания: «Интернет-ресурс» (педагогами были созданы собственные страницы на сайте, где можно было познакомиться с участником и опубликованными им материалами) и «Я — учитель» (эссе, где раскрывались мотивы выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, смысла педагогической деятельности, перспектив личностного профессионального роста). Очный состоял из двух конкурсных испытаний: «Методическая мастерская» (видео-презентация) и «Урок». Г.Х.Халилуллина провела урок родного языка, тема урока «Любовь очей моя страна» (4 класс), Е.А. Новикова — урок технологии «Овощи и приготовление блюд из овощей» (5 класс), Н.Н. Костюшова — русского языка, «Неопределенные местоимения» (6 класс), Н.Ю. Генералова — истории, «Экономическое развитие России в период правления Екатерины II» (8 класс), С.В. Быкова — ОБЖ, «Оказание первой помощи» (5 класс), Б.А. Курков — ОБЖ, «Чрезвычайные ситуации в быту» (8 класс). Опытные члены жюри определили победителя. Победитель конкурса — 1 место — Гульнара Халимовна Халилуллина. Второе место у Елены Александровны Новиковой. Стоит отметить, что разница между первым и вторым местом всего лишь два балла. Почетное третье заняла Светлана Вячеславовна Быкова. О чем ещё стоит сказать, так это о детях, об учениках, которые активно включались в работу, выполняли задания, были отзывчивы и инициативны, тем самым поддержав педагогов в такие ответственные и волнительные минуты. Все конкурсанты справились с поставленными задачами. Безусловно, было непросто, но оба соревновательных дня прошли успешно и позитивно. Победители и призеры конкурса награждены почетными грамотами управления образования, по делам молодежи и спорта администрации Сеченовского района и призами. А на зональном этапе, который состоится в апреле текущего года, наш район будет представлять Г.Х. Халилуллина. Пожелаем Гульнаре Халимовне удачи!
Нижегородская область впервые присоединится к всероссийскому экомарафону «Сдай макулатуру – спаси дерево!». На территории региона акция пройдет с 13 апреля по 20 мая 2022 г.
Экомарафон проходит в виде соревнований между районами и городами Нижегородской области. К участию приглашаются учебные заведения, общественные организации, предприятия, компании и другие учреждения всех населенных пунктов Нижегородской области, а также частные лица. По условиям акции, от одной организации нужно собрать в одном месте макулатуру общим весом не менее 300 кг, после чего оставить заявку на официальном сайте: http://www.sdai-bumagu.com/. Отдельные граждане, желающие принять участие в акции, но не имеющие возможности собрать более 300 кг, могут обратиться по месту работы или в ближайшее учебное заведение (организацию) с предложением объединить усилия. Вывоз собранной макулатуры будет осуществляться транспортом компании-переработчика согласно расписанию акции.
По результатам акции будет составлен «Зеленый рейтинг муниципалитетов». Все участники акции будут награждены благодарностями, электронными сертификатами интернет-магазина, а самые результативные — денежными премиями (если вес собранной макулатуры превысит 1 тонну). В случае если общий результат региона будет более 100 тонн, финалисты получат ценные призы (на выбор): 1 место – возможность высадить аллею из хвойных пород деревьев на территории своего населенного пункта или телескоп; 2 место – высадка аллеи из лиственных пород деревьев или уличный спортивный комплекс (турник, брусья, вертикальная лестница); 3 место – высадка аллеи из плодовых деревьев или цифровой микроскоп.
Акция «Сдай макулатуру — спаси дерево!» проходит два раза год при поддержке краудфандинг-проекта «Подари Дерево» (www.подари-дерево.рф). Ее основная задача — экологическое образование и просвещение населения, воспитание ответственного потребления, активной гражданской позиции и стремление сохранить окружающую среду для последующих поколений, привлечь внимание людей к ресурсосбережению, заставить задуматься над расточительностью использования природных ресурсов, а также внести вклад в развитие вторичной переработки отходов, стимулирование развития «зеленого» предпринимательства в регионах. Сбор макулатуры дает возможность производителям бумаги экономить древесное сырье, а жителям планеты – сохранять ее ресурсы. Кроме того, практикуя в быту культуру отдельного сбора бумаги, каждый из нас может внести вклад в сохранение лесов и уменьшение объема мусора на полигонах.
Справка: Как подготовиться к сдаче макулатуры?
Вторичной переработке подлежат глянцевые журналы, газеты, офисная бумага, тетради, крафт-бумага, бумажная упаковка, книги, не представляющие литературной ценности и т.п.
Для рационального проведения акции взвешивается только машина на выгрузке. Взвешивание машины осуществляется на автомобильных весах, которые проходят ежегодную поверку Ростехнадзора. По этим данным определяется общий вес макулатуры отдельно взятого района или муниципалитета. При желании учреждение может выполнить предварительное взвешивание макулатуры самостоятельно и уведомить об этом организаторов.
Макулатуру нужно перевязать в плотные кипы или компактно сложить в коробки. Перед этим удалить пластиковые элементы, извлечь из файлов, металлические пружины отделить от старых календарей, тетрадей. Гофрокартон в связи с его малой удельной плотностью принимается хорошо развернутый и компактно свернутый в объеме не более 1 куб. м.
Можно сдавать архивы администраций и организаций – организаторы акции гарантируют конфиденциальную утилизацию.
Оргкомитет акции: тел. 8 (988) 037 88 91, е-mail: 52@sdai-bumagu.com
В одном из номеров газеты в рассказе «Дети Суры» была помещена фотография с подписью «Дом на Хуторе». Но это не просто дом, в этом здании размещалась начальная школа, в которой я училась. Вспомнились школьные годы, и мне захотелось поделиться некоторыми историями. Школьные годы чудесные…
А. Костюшова в детстве
Мои школьные годы начинались в Дурасовской начальной школе. Школа была расположена в бывшем барском доме: паркетный пол, огромные окна, высоченные потолки, на крыше – шпили. Это здание стоит до сих пор, вот что значит строили на века. В то время в школу принимали с 7 лет, мне не хватало почти трех месяцев до этого срока, но все мои подружки шли в школу, и мне не хотелось отставать от них. Директором школы был Володеев Сергей Иванович. вместе с женой Варварой Ильиничной, которая работала фельдшером в медпункте, они жили прямо в здании школы, у них была отдельная небольшая комната. Мама уговорила Сергея Ивановича принять меня в качестве исключения. Он согласился принять с испытательным сроком – 1 четверть. Если учеба пойдет нормально, то буду учиться, если нет, то до следующего года. Мне купили небольшой портфельчик, обшитый черным сукном, все школьные принадлежности. Ученицей я была старательной, поэтому без проблем оставили учиться дальше. Учились мы в комплекте: первый класс с третьим, второй с четвертым в две смены, так как в школе было только одно классное помещение. Учительницы были молоденькие: Зенкина Людмила Александровна (ныне Варнашова, проживает в п.Теплостанском), Боганова Валентина Петровна, Боганова Анастасия Петровна (в замужестве Васина, к сожалению, ушла из жизни). Больше всего из этих школьных лет мне запомнилось, как мы играли в различные игры. Играли до уроков, на переменах, после уроков, и учительницы часто играли вместе с нами. Любимыми играми были лапта, круговая лапта, «чай, чай – выручай», «знамя», когда игроки делились на две команды, поле разделяли чертой на две части, каждая команда ставила своё знамя (палочку). Задачей команды было уберечь своё знамя, а чужое – утащить. Сколько было задора и веселья! Если на улице дождь, то в перемену играли в классе в «классики» и «двигалки». Квадраты даже не нужно было рисовать, они были на паркете. Приносили какую-то баночку, надо было на одной ноге скакать по клеткам и двигать её. Ещё одной любимой игрой была игра в прятки. Играли около школы, у здания много углов, так что прятаться было где. Однажды стали играть, я была водящей. Мальчишки затеяли переодевание. Я была меньше всех и обмануть меня было нетрудно. Высунется кто-нибудь из-за угла, я кричу, и застукивать, а они выбегают: «Обознатки на три кона!» Пока отваживаю, опять сделают «обознатки». В это время в школу пришла тетя Поля, моя тетка по отцовской линии. Она работала в школе техничкой: готовила нам сладкий чай, мыла полы, зимой с мужем дядей Саней топили подтопок. Видит тетя Поля, дела мои плохи, чуть не плачу. Она быстро разрулила ситуацию: отругала мальчишек, сказала, что отвадит за меня, и всех «застукала». Выручила меня! Зимой до школы добираться было непросто. Надо было переходить через большой овраг, в который надувало много снега. Никто нам дорожки не чистил, только дядя Саня пролезет, чтобы истопить пораньше подтопок. Но шаги у него были как у Гулливера. Мы лезем по сугробам, проваливаемся. Когда мела метель, моя мама ходила нас провожать через овраг до Хутора (так называлась улица, на которой было меньше десятка домов). Потом мы придумали более эффективный способ перехода: сесть на портфель – и вниз. И быстро, и весело! Только мой тряпичный портфельчик не выдержал таких испытаний. к концу зимы ткань продралась, и картон стал разваливаться. Родители купили мне новый портфель, настоящий, из дермантина! Писали в то время не шариковыми ручками, а чернилами. Чернильницу завязывали в мешочек, сшитый из клеенки, чтобы не пролить в портфеле. Зимой в сильный мороз, пока дойдешь до школы, чернила замерзали. Ставили в подтопок отогревать. Но стоило заиграться, не вынешь вовремя – и твоя чернильница расплавилась. Приходилось макать перо в чернильницу соседа. Скорописи тогда не было, выводили каждую буковку, с разным нажимом, заглавные буквы с завитушками. Главное – чтобы было красиво и без грязи, ведь поставить кляксу было легко. Когда заканчивался учебный год, последнюю неделю ходили в походы и на экскурсии. Каждый год у нас были походы за Суру, на поляну к озеру Судыкино. Переправлялись на обычных лодках: два рейса – и все на том берегу. Приходили, разводили костер, пекли картошку, играли, ели свои припасы. Потом девчонки собирали дикий лук, а мальчишки хулиганили: ловили ужей и бегали за нами. Визг и писк на весь лес! Однажды пошли на экскурсию в орешник, он расположен на этом берегу, но идти далеко. Только пришли, откуда ни возьмись – налетела туча, и ливанул дождь. Мальчишки быстро сделали что-то вроде шалаша: нагнули ветки и связали их. Развели костер, но он больше дымил, всё сырое. Дождь быстро закончился, но мы все успели промокнуть. Наша учительница Анастасия Петровна повела нас через деревню Щукино к себе домой. Её мама Татьяна Андреевна достала нам всякие кофты, платки, халаты, быстро вскипятила чайник. Напились мы чаю с вареньем и печеньем, отогрелись, разомлели. Ещё немного подсохли и пошли через село домой. Мой первый заработок Рядом с нашей школой было футбольное поле. Мы часто там играли в футбол, проводились на нём и районные матчи. На нашей улице жил Моисеев Виктор – заядлый футболист. Он был намного старше меня, а вот его младшая сестра Таня была в нашей компании. Однажды Виктор пригласил нас «поболеть» за команду, видно был какой-то важный матч. Сказал нам, что кричать и когда. Мы очень старались, кричали во всё горло. И наша команда выиграла! На радостях Виктор раздал нам по 20 копеек. Это был мой первый заработок!
Как я осваивала велосипед Самой первой техникой, которую я осваивала в детстве, как и у большинства детей, был велосипед. Только у современных детей это сначала маленький трехколесный, потом побольше, потом ещё больше, а у нас сразу большой. Я была чуть повыше велосипеда, но очень хотелось научиться на нём ездить. С рамы не доставала до педалей, училась из-под рамы: двое держат велосипед, а я пытаюсь крутить педали. Отцу надоело смотреть на эту мороку, говорит: «Садись». Я встала на педали, держусь за руль, а он как катнёт меня! «Ура! Еду!» Ехала недолго, скорость начала падать и я – бабах вместе с велосипедом! Ушибы, вся в слезах, но поднимаю свою громадину, и всё сначала. После нескольких неудачных попыток я каким-то образом поняла как удерживать равновесие, и дело пошло. Моя подруга Марина была выше меня ростом, она доставала педали с рамы. Заберется на велосипед со скамейки или какого-нибудь бревна, оттолкнётся и едет. А останавливаться и слезать не могла. Мы её ловили и держали велосипед. В общем, каждый учился как мог. Но когда научились, сколько это доставляло удовольствия! С моими подругами Мариной, Ниной и Людой мы любили кататься по полевым дорогам. Летом они укатанные, гладкие. Катим с ветерком, только пыль летит, кругом хлебные поля, красота! Ещё и песни поем: «…ветры и версты, убегающие вдаль, сядешь и просто нажимаешь на педаль даль, даль, даль, даль…» Стройка на нашей улице В 60-х годах на нашей улице шло активное строительство. Сначала привозили бревна, ставили сруб. Срубы должны были стоять какое-то время, и сразу становились нашим любимым местом для игр. Было интересно просто залезть наверх и сидеть наблюдать. Внутри сруба часто играли в «уголки»: это когда четверо по углам, а водящий в середине. Игроки по углам договариваются и меняются местами. «Режем!» — и побежали, назад уже нельзя. Водящий должен постараться занять пустой угол. Сейчас в такие игры практически не играют, а ведь было очень задорно и весело. Наша семья, состоящая из пяти человек, жила тогда в маленьком домике. Из мебели была только железная кровать, да папа сам сделал стол, лавку и две табуретки, больше там ничего не помещалось. И вот около нашего дома тоже вырос сруб. Радости не было предела. Однажды играли около нашего сруба большой компанией в прятки. Застукивать надо было в угол сруба. Подошел черёд мне водить: я увидела девчонку повзрослее меня, бегу застукивать, а она хотела меня опередить. В общем, в угол я влетела на приличной скорости! Очнулась дома на постели с огромной шишкой на лбу… К концу лета около нашей маленькой избушки вырос высокий просторный дом. А первого сентября мы с братом Володей пошли в школу. Да, всякие были истории: и веселые, и немножко грустные. И всё это – ДЕТСТВО!
В газете появилась новая рубрика «Когда деревья были большими…», и мне захотелось поделиться светлыми воспоминаниями из моего детства. Родилась и выросла я в селе Ратово, деревня Дурасово, ныне это улица Набережная. Спустишься с горы – и перед тобой Сура. И, конечно, всё моё детство связано с этой замечательной рекой.
Фото Г. Маланецкого. Дом на хуторе. Конец 60-х
В каждое время года у нас были свои развлечения и игры. Весной, как только появлялись первые проталины, бежали играть в «лапту», в «круги», «штандер стой». На склоне оврага мы выкапывали «печки», клали туда немного соломы и пекли картошку. Картошку и спички брали дома украдкой, родители бы не разрешили. Картошка, конечно, в такой печке не пропечется, так, немного обуглится, но и наполовину сырая была очень вкусная! Весной всегда с нетерпением ждали, когда вскроется Сура. Бежали смотреть ледоход: река шумит, льдины кружатся, наезжают друг на друга. Завораживающее зрелище! Потом Сура выходила из берегов и разливалась, часто затопляло всё Засурье. Смотришь с бугра, и не видно конца этому «морю», только кусты из воды торчат. По большой воде приходили танкеры на нефтебазу, привозили горючее. Для нас это было тоже большое событие, ходили смотреть с горы, спускались к реке. Иногда нам разрешали зайти на «корабль» на несколько минут, ну уж это было настоящее счастье! Лето у всей детворы – любимая пора, а если рядом река, то это просто чудесно. Сколько там было игр и забав! Плавать учились самостоятельно, глядя на более взрослых, но прежде, чем научиться, нахлебались, конечно, Сурской водицы. Нагоняли волны, плавали «лодочкой», играли в «пароход качается…», «баба встала на носок» с ныряниями. Сура в то время была судоходной, мы всегда ждали, когда проплывет пароход, подплывали поближе, чтобы покачаться на волнах. Хорошенько продрогнув, выходили на горячий песочек. С Суры никогда не хотелось уходить, но надо было выполнять и домашние поручения: выполоть несколько грядок лука, встретить стадо (к обеду пригоняли домой), подоить корову, в 3 часа дня не забыть выгнать. Родители уходили на целый день на сенокос за Суру, а мы с братьями (у меня два брата), как могли, домовничали. Вечером нам приносили гостинцы из леса: по пучку ягод и по кусочку мяса. Соседка тетя Вера докладывала маме, как мы развлекались: лазили на крышу, обливали друг друга водой, в общем, о всех наших проделках. Но мама за это нас не ругала. Летом я очень любила ходить с братьями на рыбалку, к нам приезжали ещё двоюродные братья из Чебоксар, так что компания была приличная. Удочки делали сами, а ещё у нас были «закиднушки»: у них тяжелое грузило, закидываешь их далеко в воду, а на берегу к палке привязан колокольчик. Если клюнет рыба, то колокольчик звенит. Однажды на такую «закиднушку» у меня клюнул сом, колокольчик зазвенел, я тащу за леску, как увидела, перепугалась до смерти! Хорошо, что брат был рядом, помог мне справиться с уловом. Соменок был, конечно, не очень большим, но мне тогда показался огромным. С моей подругой Людой летом у нас было ещё одно развлечение на Суре – катание на лодке. Сначала учились переезжать с одного берега на другой. Это было непросто, ведь в Суре сильное течение, сносит. Но были и ещё препоны. В то время фарватер реки чистили землесосы, намоют косу и ставили плетень, видимо, чтобы песок не уносило. Около плетня течение было ещё сильнее, прямо притягивало, и мы боялись. Когда научились как следует управлять лодкой, стали отправляться в «дальние плавания», доплывали до Мурзиц и дальше. Конечно, и руки уставали, и ладони в мозолях, но мы получали удовольствие от наших путешествий. Назад плыть было легко, по течению. Любовались Сурой, особенно красиво было на закате. Зима также была любимым временем года. Катались на санках с горы, на коньках «снегурках» прямо по дороге, на друндалях. Строили крепости с подземными ходами и штурмовали их. Но особой любовью у меня были лыжи. Папа делал их сам. Он много чего умел делать: был хорошим плотником, делал сани, салазки, умел плести из прутьев, для нас и для себя делал лыжи. Они были немного шире обычных лыж, к ним привязаны веревочки. Накатывали лыжню по огородам через сугробы. Но больше всего мне нравилось кататься с гор и по оврагам. Катишь с горы с ветерком, а если и улетишь где-нибудь на муравьиной кочке в сугроб – не беда, лыжи прочные, не сломаются. Вылезешь из сугроба, лыжи за веревочку и наверх. В воскресный морозный солнечный день мы с братом любили кататься на лыжах за Суру. По оврагу, потом с горы через Суру и оказываешься в лесу. Ездили просто по лесу и на озера: Судыкино, Бабье, Старая Сура, Чанграш. У нас была составлена своя карта Засурья. Разводили небольшой костер, грели на прутике хлеб. На морозе теплый хлеб да с дымком был такой вкусный! А на душе такое умиротворение! К вечеру уставшие, но очень довольные возвращались домой. Эти счастливые моменты детства хочется вспоминать и как бы проживать снова. Они наполняют меня радостью и светлыми чувствами.
Нижегородская область поддержит предприятия благодаря государственным закупкам
Нижегородская область поддержит предприятия автомобильной промышленности благодаря государственным закупкам.
По предложению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, на приобретение новых машин скорой помощи и автомобилей для участковой медицинской службы из регионального бюджета будет направлено более 350 млн рублей. Как отметил глава региона, закупка будет производиться у предприятий, работающих в Нижегородской области.
«Закупка новых машин скорой помощи поможет не только медицине, но и автопрому. Автомобильная промышленность сейчас нуждается в особых мерах поддержки. Это касается как самих заводов, так и смежных организаций. Только у «Группы ГАЗ» свыше 200 смежников в Нижегородской области, а это десятки тысяч работников. Очень важно обеспечить автопром заказами со стороны государства», — отметил Глеб Никитин.
Губернатор Нижегородской области отметил, что правительство региона предложило возобновить федеральную программу обеспечения российских регионов специальными транспортными средствами, в частности, машинами скорой помощи и школьными автобусами. Также регион предлагает на федеральном уровне принять решение о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на покупку коммерческого транспорта.
«На всех уровнях сейчас принимаются меры поддержки малого и среднего бизнеса. Считаю правильным дополнить их и таким решением. У предпринимателей появилась бы возможность купить современные коммерческие автомобили, а у автопрома – дополнительная загрузка. Для таких предприятий, как «Группа ГАЗ», это очень важно», — отметил Глеб Никитин.
Около 1 млрд рублей из бюджета Нижегородской области планируется направить на субсидирование процентной ставки по кредитам для МСП
Нижегородские субъекты малого и среднего бизнеса (МСП) смогут воспользоваться широким перечнем региональных мер поддержки в сложившейся ситуации. Об этом сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин в ходе встречи с предпринимателями 24 марта на «Нижегородской ярмарке».
«В любой кризисной ситуации первым негативные последствия любых потрясений ощущает на себе малый бизнес. Этот сектор экономики несет на себе еще и значимую социальную нагрузку. Поэтому задача власти — максимально поддержать малый бизнес в сложившейся ситуации», — подчеркнул Глеб Никитин.
Губернатор Нижегородской области напомнил, что на федеральном уровне введен мораторий на плановые проверки бизнеса, который будет действовать до конца текущего года. Также глава региона добавил, что упрощен налоговый контроль, в том числе введен мораторий на налоговые санкции за отдельные правонарушения, а также продлены сроки представления налоговой отчетности. Продлена программа компенсаций малому и среднему бизнесу расходов на использование системы быстрых платежей с января по июнь текущего года. Кроме того, Банк России временно снизил эквайринговые комиссии на уровне 1% за оплату картами социально значимых товаров и услуг1, во взаимодействии с Правительством РФ разработал антикризисные программы льготного кредитования субъектов МСП, которые дают возможность бизнесу получить оборотные кредиты сроком до одного года, а также инвестиционные кредиты на срок до трех лет2.
«Доступ МСП к кредитам расширяется благодаря предоставлению Корпорацией МСП гарантийной поддержки льготного кредитования на пополнение оборотных средств», — отметил Глеб Никитин.
Губернатор Нижегородской области добавил, что, помимо данных мер, вводятся кредитные каникулы3 для субъектов малого и среднего предпринимательства в пострадавших отраслях: сельском хозяйстве, науке, образовании, здравоохранении, культуре, гостиничном бизнесе, спорте, общественном питании, информационных технологиях, оптовой и розничной торговле, сфере услуг.
«Также планируем беспрецедентные меры поддержки малому и среднему бизнесу на региональном уровне: предоставление на период 2022 года «налоговых каникул», снижение ставок упрощенной системы налогообложения и выделение субсидий на поддержку занятости для предприятий наиболее сильно пострадавших отраслей, введение налоговых льгот для социальных предпринимателей. Около 1 миллиарда рублей планируем направить на поддержку МСП. В частности, на субсидирование процентной ставки по кредитам для субъектов МСП, реализующих проекты развития и импортозамещения. Еще рассмотрим возможность применения льгот при установлении размера платы за аренду земельных участков и ряд других мер», — сказал Глеб Никитин.
Как уже сообщалось, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин утвердил план поддержки региональной экономики. Мероприятия регионального плана структурированы по восьми блокам, касающимся поддержки субъектов МСП, системообразующих организаций, отраслевых мер, диверсификации экспорта, социальной поддержки, в том числе на рынке труда и в части стабилизации ситуации с ценами, в сфере поддержки инвестиций. Всего в рамках плана будет реализовано более 40 мероприятий. На эти цели планируется направить около 3 млрд рублей.
1 Сниженная комиссия будет действовать с 18 апреля по 31 августа 2022 года для компаний, продающих социально значимые товары и услуги.
2 По программе оборотного кредитования малые предприятия могут получить новый льготный кредит или рефинансировать ранее полученный заем по ставке не выше 15% годовых на сумму до 300 млн рублей, а средние предприятия — по ставке не выше 13,5% на сумму до 1 млрд рублей. Программа продлится до 30 декабря 2022 года. Для участия в данных программах льготного кредитования нужно обратиться в банки-партнеры, из которых 23 расположены на территории Нижегородской области.
3 Кредитными каникулами смогут воспользоваться предприятия при условии того, что кредит получен до 1 марта 2022 года, доходы компании снижены более чем на 30% от среднемесячных и у организации отсутствуют другие кредитные каникулы. Чтобы получить отсрочку, нужно обратиться с письменным требованием в банк, предоставивший кредит, до 30 сентября 2022 года.