Вопросы спорные. Причины разные

22.11.2019

Многие родители, и не только, отмечают то, что растёт количество школьников, которые после сдачи ГИА, покидают стены родной школы.

Кого-то это беспокоит. Некоторые родители этого даже категорически не приемлют, заставляя идти в 10 класс, думая, что тем самым они устраивают лучшее будущее своёму ребёнку. Они объясняют это тем, что большинство детей после 9 класса, в силу возраста, имеют весьма смутное представление о том, кем хотят быть. Родители в прямом смысле слова боятся потерянного времени и сил. Но есть и другая сторона медали. Бывает, что он, родитель, может быть необъективным советчиком в плане выбора профессии, т.к. зачастую вкладывает в своё желание свои амбиции, нереализованные, опять же свои, мечты и планы. Сколько знаем историй, когда мама или папа мечтали стать врачами, но обстоятельства жизни складывались таким образом, что в итоге реализовывали себя в другой профессии, а мечта так и оставалась мечтой, но «Ведь у меня есть сын. Вот он-то, эту мою мечту и исполнит!» Знаете такие семьи? А правильно ли это?.. Решайте сами.
Также у большинства родителей, если ребёнок уезжает из дома раньше на два года, возникают дополнительные сложности и затраты: жильё, проезд, питание. И кто же будет следить за распорядком его дня? Очень часто дети, вырвавшись на свободу от чрезмерной родительской опеки, начинают прогуливать занятия и посещать различные увеселительные мероприятия, общаясь порой с сомнительными личностями. Ну и конечно же, почему-то старшее поколение до сих пор убеждено, что вузовское образование престижнее, и что его можно получить только после окончания 11 классов, что только оно гарантирует их ребенку достойный заработок. Кроме того, на них влияет мнение окружения, будь то родственники или соседи, поэтому родители всячески стараются не ударить в грязь лицом перед людьми и доказать, что их ребенок не хуже других, что он обязательно получит высшее образование, и непременно по престижной профессии.
А некоторые взрослые относятся абсолютно спокойно, поддерживая своего ребёнка, давая ему возможность быть самостоятельным, принимать решение и нести за него ответственность. Одним словом, повзрослеть. На эту тему «за» и «против» можно рассуждать долго. Сколько людей, столько и мнений.
Мы решили пообщаться с ребятами-девятиклассниками, которые приняли твердое решение поступать в техникум и задали им только один вопрос: «Почему ты решил продолжить обучение не в школе?» Главная причина, по мнению ещё школьников, как вы уже, наверное, догадались, ЕГЭ. Почти всех оно страшит и пугает. С каждым годом задания становятся всё сложнее, система контроля всё жестче. И мы знаем и вы знаете случаи, когда детская психика просто не выдерживала колоссального давления со стороны учителей, родителей. Итог плачевен.
В поступлении в техникум ребята видят массу плюсов: вы всё равно получаете полное среднее образование, но при этом получаете и специальность. И это главный плюс. Был озвучен ещё один: многие колледжи имеют образовательные контакты с высшими учебными заведениями и успешные ученики могут продолжить обучение по бюджетной линии. Кстати, что касается бюджета, обучение в техникуме дешевле. Что ж, достаточно серьезные аргументы.
А вот что об этом думает главный специалист по общему образованию РУО Е.Н. Анисимова.
– Было время, когда выпуски из средней школы были по 122 человека, потом 80, потом 60. В 2018 году выпуск из 11-х составил 44 человека — это был самый маленький выпуск. В этом году в 10 класс пришли тридцать три школьника: двадцать два в Сеченове, пять в В. Талызине, шесть в Мурзицкой школе. Одиннадцатиклассников немногим больше – тридцать шесть. В чём дело? Сдача единого государственного экзамена, конечно же, внесла свой вклад. В 11 класс не идут потому, что хотят избежать ЕГЭ. Это ни для кого не секрет, — объясняет Елена Николаевна. — В 2022 году по новым образовательным стандартам средней школы третьим обязательным ЕГЭ станет иностранный язык, добавившись к русскому и математике. Кстати, в связи с этим известно, что родительская общественность обратилась в министерство просвещения с просьбой отменить это решение или хотя бы упростить процедуру сдачи. Какой-то официальной реакции на эту идею родителей не последовало пока, но, тем не менее, факт такой присутствует. Идти в 10 класс или нет — это сложный вопрос и он индивидуален. Ответ зависит от самого ребенка, его планов и предпочтений, успешности обучения.
Каждый ребёнок особенный – это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – острая тема. В России число детей с инвалидностью растёт. В 2019 году их стало 670 тысяч, что почти на 20 тысяч больше, чем годом ранее (https://o-krohe.ru/news/). Работа территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) говорит о том, что наш район не исключение: в прошлом году детей с ОВЗ насчитывалось 51 человек, в этом – 63. И что ещё нельзя не отметить, на территории нашего района есть дети всех видов ОВЗ, а их семь: дети с нарушениями зрения, слуха, с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с расстройством аутистического спектра. Такие дети требуют к себе особого внимания.
– Не просто особого внимания, — уточняет Елена Николаевна. — Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, получить качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Все дети разные, они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом они все могут учиться. У нас для таких детей предусмотрено инклюзивное обучение, т.е. это когда дети с ОВЗ учатся в обычных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. «Особенные» дети принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ППМК. У нас есть детишки, которые находятся полностью на домашнем обучении. Их в районе четверо. По состоянию здоровья они не могут посещать школу, но это не мешает им учиться. Педагоги приходят и занимаются с ними дома. С педагогами ведётся активная работа по повышению их квалификации по вопросам инклюзивного образования: посещают курсы, проходят обучение, участвуют в различных семинарах по работе с детьми с ОВЗ.
Ответить на вопрос, что же приводит к росту количества «особенных» детей, опять-таки сложно. Это может быть всё что угодно: патологии, травмы, неблагоприятные социально-бытовые условия, иногда даже неосведомлённость родителей в вопросах развития ребёнка. Вопрос вновь индивидуальный и искать причины можно долго. Но как бы там ни было, ценность человека, а уж тем более маленького человека, не зависит от его способностей, может он видеть, говорить или же нет, и не от его достижений, поступил он в вуз или же «завалил» экзамен. Согласитесь?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *