22.09.2019
В этом году мы посвятили Левашовке целый разворот в газете. В сборе информации нам помогли многие жители. Историческая часть была за учителем Л.А. Матюшиной. Когда готовился материал, Лидия Александровна в беседе постоянно возвращалась к школе, своим выпускникам, хотя ушла на заслуженный отдых уже три года назад. Не раз повторила фразу: «Я счастливый человек! У меня были лучшие в мире ученики». Как не рассказать о таком педагоге?! Поначалу она неохотно отвечала на вопросы — «не хочу говорить о себе», но снова и снова возвращалась к своим ученикам.
— Я действительно счастливый человек! Каждый из моих бывших учеников особенный и неповторимый. Миша Хохлов уже в пятом классе заинтересовался историей, знал все мифы Древней Греции. Получил юридическое образование (предприниматель сейчас), но любовь к истории не пропала. Очень много читает, хорошо разбирается во многих исторических событиях. Володе Голованову всегда не хватало урока. Провожал меня до учительской, чтобы хоть еще немного услышать об истории или задать вопрос. Закончил магистратуру исторического факультета Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Анжела Самсонова. Очень талантлива. У неё получается всё, за что бы она не взялась. Активно участвовала в районных конференциях по краеведению, занимала неизменно призовые места. На данной момент является студенткой третьего курса факультета философии и социального управления того же вуза, что и Володя. Успевает всё: и учиться на «отлично», и писать статьи в научные журналы, и заниматься рукоделием, и подрабатывать. А. Козлов из Бахаревки может часами говорить на исторические темы. Одинаково хорошо знает любой период истории. Всегда удивлялась его способности удерживать в голове большое количество информации. Алексей — студент уже четвертого курса Нижегородского государственного университета им. Лобачевского (Институт международных отношений и мировой истории). Очень активный молодой человек. Принимает участие в реализации молодёжных проектов Н. Новгорода, работал с поисковым отрядом на месте ожесточенных боевых действий Великой Отечественной. Как забыть такого ученика? А еще был волонтёром на чемпионате мира по футболу в минувшем году. Такое право надо было заслужить и выдержать конкурс. У него столько впечатлений от красивейшего стадиона в Нижнем, от встреч с иностранными гостями! Альфия Ахметжанова, из Красного Острова, студентка второго курса исторического факультета Московского педагогического университета. И еще очень много учеников, о которых хотелось бы рассказывать и рассказывать. Я могла бы, наверное, о них написать целую книгу. Всех их помню и люблю.
— Лидия Александровна, запомнились многие, но, надо понимать, больше, наверное, увлеченные, как и Вы, историей. А у Вас когда возник интерес к этому предмету?
— Наверное, ещё в дошкольном возрасте. Мама нам с сестрой читала вместо детских книг рассказы из старых учебников истории, доставшихся от двоюродной сестры-школьницы. Слушали мы ее с удовольствием. Она все нам объясняла о том далёком и таинственном для нас мире. И, как теперь понимаю, была хорошим рассказчиком, потому нам хотелось узнавать от нее все больше и больше нового. А в школе у меня были просто хорошие учителя. Первая учительница В.И. Сашина – человек строгий, требовательный, но в тоже время отзывчивый, справедливый, не жалевший времени на учеников. Хотелось во всём походить на неё. Я трудно расставалась с Верой Ивановной, когда окончила четыре класса, и с тревогой ждала 1 сентября. В пятом классе пришли новые учителя и новый классный руководитель, учитель истории В.Г. Мишанина – удивительной души человек, Учитель с большой буквы! И тут нельзя было просто еще больше не увлечься историей. Я думаю, что нет ни одного ученика Левашовской школы, который не уважал бы Веру Григорьевну. Она нас учила быть добрыми, отзывчивыми, дружными, трудолюбивыми. Под её руководством мы были тимуровцами, помощниками колхозу в уборке урожая и даже артистами. Для каждого из нас она по-настоящему стала близким человеком, примером во всём. Так постепенно я влюблялась в историю и профессию учителя все больше и больше. Но путь к профессии оказался длиннее, чем я думала. Сначала — Работкинский совхоз-техникум, специальность «агроном», и только потом — исторический факультет Нижегородского государственного университета им. М. Горького.
— В Левашовку вернулись по распределению или собственному желанию?
— В 1987 году в родную школу меня направили работать учителем истории, обществознания и мировой художественной культуры. Я очень быстро привыкла к коллективу. Почти все учителя были молодыми, включая директора школы В.А. Хохлова. Проработала 23 года и всегда чувствовала поддержку коллег, готовых прийти на помощь в любой момент и в любой ситуации. С годами приходили новые учителя, менялось руководство школы, но неизменным оставалось доброе отношение друг к другу. С годами учеников в школе становилось все меньше и меньше и в 2010 году школу закрыли. Знаю, что школу закрыли по объективным причинам, но до сих пор сожалею, что её больше нет.
— После ее закрытия перешли работать в Красновскую школу.
— Думала, что проработаю два года, которые мне оставались до выхода на заслуженный отдых по выслуге лет, и уйду, но я ошибалась. Очень скоро ученики из Красного, Бахаревки и Красного Острова стали такими же близкими и родными, как и левашовские. Было жалко с ними расставаться, потому и проработала семь лет. 30 лет в школе – это хороший стаж!
— Как понимаю, для Вас профессия учителя одна из самых важных и ответственных?
— Во власти учителя не только вложить в голову ученика знания, но и вдохновить, вселить уверенность, заставить поверить в свои силы. Никому в голову не придёт стать музыкантом, если нет музыкального слуха. Прежде чем стать учителем, каждый должен задуматься: «А есть ли у меня талант к педагогической деятельности? Готов ли я быть единым целым с моими учениками, хватит ли у меня умения и терпения учить их, жить их интересами, не быть равнодушным к их переживаниям, готовым прийти на помощь?» Ответил положительно, значит твоё место в школе.
— Прошло почти три года, как Вы расстались со школой…
— Скажу честно: боялась своего нового статуса. Думала: «Как же я теперь буду без ребят?» Но мои ученики меня по-прежнему радуют и удивляют. Масса поздравлений с праздниками, цветы, добрые пожелания… Навещают в каникулы, праздничные дни или когда имеют возможность. Они по-прежнему являются важной частью моей жизни. Я благодарна каждому из них за ту радость и счастье, которые они мне дарили и дарят сейчас. Двери моего дома всегда были открытыми для учеников, открыты они и сейчас.
— У Вас, наверное, всегда было мало свободного времени?
— Совершенно верно. Теперь я могу больше внимания уделять любимым занятиям. Летом занимаюсь цветами, перед домом большой цветник. Зимой — рукоделием. В последнее время увлеклась бисером делаю цветы и композиции из него. Занимаюсь с внуками. Готовлю вместе с родителями внука Егора к первому классу (в Сеченовскую школу). Со старшей внучкой Ульяной ставим опыты по выращиванию огородных культур, участвуем в районных конкурсах и побеждаем. Не забываю и любовь всей жизни – историю. Накопился материал по родословной моей семьи, надо его теперь привести в порядок. Есть материалы по краеведению. Они тоже пока не систематизированы. Так что есть чем заняться.
— Всего Вам доброго!