07.05.2023
Женская дружба — понятие неоднозначное. Скептики говорят, что женской дружбы не бывает, но это не так. Бывает. Сколько примеров, когда женщины сохраняют дружеские отношения с детских лет на долгие годы и становятся друг другу ближе, чем кровные родственники. Повезло, если есть лучшая подруга, близкий по духу человек. Совместно проведенное время, душевные разговоры, шутки, поддержка в трудную минуту – это очень ценно.
В мире есть две даты празднования дня женской дружбы, одна из них — 13 февраля. Праздник неофициальный, больше просто еще один повод уделить внимание подруге, поблагодарить ее за все.
А бывает, что подруги еще и близкие родственники, здесь отношения особо крепкие, искренние и бескорыстные.
Антонина Петровна Голованова и Мария Петровна Давыдова ( на снимке слева направо) – родные сестры и закадычные подруги. Всю жизнь рядом, в родной Кочетовке. Помогают друг другу, заботятся друг о друге, делятся радостями и горестями, беспокоятся и переживают. Вот уже больше 10 лет, с тех пор, как Антонина Петровна осталась вдовой, каждый вечер Мария Петровна отправляется к ней с ночевкой. Вдвоем всегда сподручнее коротать долгие вечера и ночи. Сейчас еще брат с ними живет.
— Так и живем. Привыкли вместе, порознь теперь уж и не можем. Дружно живем, и ругачки между нами никогда нет. Разговариваем, вспоминаем, телевизор смотрим. Здесь у нас вкусы немного разные, Мария любит передачу «ДНК», а я Малахова смотрю, когда и подпеваем сидим вместе с артистами, — с улыбкой делится Антонина Петровна. – Да мы всегда дружно жили, и в детстве, и в юности. До замужества и работать ходили в одну бригаду. И когда замуж вышли, всегда друг другу помогали. И работать, и гулять – всегда одной артелью.
А работали, дружили и гуляли раньше от души, с русским размахом. Об этом и рассказали женщины – душевно, эмоционально, так, что захотелось побывать в том далеком прошлом и увидеть их молодыми веселыми девчонками – Марией и Антониной Сосиными.
Они и сейчас, несмотря и солидный возраст, сохранили ясный взгляд, оптимизм и бодрый настрой. И родительский дом до сих пор стоит на той же улице — в окошко видать.
Было в семье Петра Федоровича и Евдокии Степановны Сосиных четверо детей. Мария родилась в 1935 году, была старшей, поэтому рано стала приучаться к труду и смотреть за младшими: в 1937 году родилась Нюра, в 1939 году – брат Дмитрий, а в 1941 году – Антонина, самая младшая и озорная. Отец был призван в начале войны и погиб осенью 1941 года. Матери пришлось работать день и ночь, чтобы прокормить семью. Хорошо, что жила с ними бабушка Анастасия, она помогала по хозяйству.
Мария Петровна вспоминает:
— Училась я мало, четыре класса закончила, а дальше и не пришлось. Бабушка сказала: «Больше, Маня, в школу не пойдешь, надо по хозяйству управляться. Мне одной убираться тяжело, а матери некогда». Держали мы тогда корову, овечек, благодаря им и не голодали. А раз бабушка сказала – так тому и быть, раньше старших слушались. Вскоре и в колхоз работать пошла. С 15 лет наравне со взрослыми ходила с мамой косить хлеб, а это и для мужиков тяжело. Но отца не было, поэтому самим приходилось.
Разнорабочими были: вилы, лопата, носилки, мешки – тащи, кидай, навяливай. Днем косим, а в ночь бригадир наряжает на элеватор работать. Сначала трудились за палочки, а на трудодень что получишь? Поэтому целый усад дома засевали, сеяли коноплю, лен, просо, пшеницу, картошку, тыкву. Потом 12 лет на свинарнике работала с темна до темна. Но на постоянной работе платили больше, чем в бригаде. Поначалу мы с Антониной в одну бригаду ходили. А было их 12, с каждой улицы своя бригада, очень много народу в те годы в колхоз ходило.
Антонина уже с 8 лет помогала полоть просо, ходила на другие работы.
— За мной глядеть особо было некому, все заняты были, росла сама по себе. Писать да читать научилась и ладно. Ни одежды, ни обуви у меня своей не было. Со старших какие обноски оставались, те и мои, да сумка из холста сшита, — рассказывает о себе Антонина Петровна.
— Завидовали, когда у соседей отец с войны пришел: и работник, и наряды у них появились. Подошел раз праздник Троицы, а нам обуться-одеться не во что. Подружки на гулянье собираются, а я плачу. Выручила бабушка соседка, принесла свои на смерть припасенные тапочки и мне отдала: «На, Тоня, обувайся и иди гуляй. Может я скоро-то не помру». До сих пор ее вспоминаю и благодарю.
Не было у нас в молодости достатка, а весело жили. Сейчас вроде и жизнь легкая, и пенсию по возрасту прибавили, только живи да радуйся, а радости нет. Да и нашего возраста мало, а с кем в келье сидели – вовсе никого не осталось. У меня еще одна подружка Н.И.Голованова. Бывает, выйду на улицу, в праздник и до Марии добираюсь. В храм хожу, там у нас сейчас молодой батюшка служит, мы очень все рады. И в клуб на концерты иногда выбираюсь, Маша уже не ходит, а я люблю поглядеть. По дому соцработница помогает — Н.В.Давыдова, она у нас очень хорошая. И в больницу отвезет, и по другим надобностям. Огороды сажаем небольшие, так тоже родственники на помощь приходят, не забывают.
Антонина Петровна рукодельничать всегда любила, особенно вышивать, а еще выбивала подзоры, наволочки, занавески. Все рукоделие раздала знакомым, отдавала и в школьный музей. Мария Петровна больше по вязанию мастерица.
— Раньше все умели шить и вязать, почитай всю одежду сами справляли. Одних заплаток только сколько пришили – не сосчитать, постоянно что-то чинили. Это теперь уж как барыни сидим, — смеясь, вспоминают подруги, и добавляют с гордостью:
– А какие у нас были наряды! Их тоже сами шили-украшали. На святки наряжались в москали, шляпы, ходили по селу, пели, плясали. Москали – это наше традиционное кочетовское женское одеяние. И замуж в прежнее время выходили в них. Сейчас, бывает, в город берут этот наряд для свадеб, чтобы старинные обычаи показать. И обряд свадебный был очень красивый. Предшествовал свадьбе еще один обряд – четыре вечера. В эти вечера невеста садилась в переднем углу в черной одежде, рядом на видное место выкладывалось все приданое, и все девки, что были в Кочетовке, приходили к ней вечерами плясать. На четвертый вечер невесту корили – женщины пели ей грустные обрядовые песни, а она плакала, провожала свою девичью жизнь.
После сватовства от жениха к невесте каждое воскресенье ходили с гостинцем: в первое воскресенье идут с гостинцем и невесту к себе в гости берут, потом два воскресенья просто приносят гостинец, четвертое воскресенье идут к жениху за рубашкой. Потом ходили к жениху за подушкой. В теперешнее время все по-другому. Что и вовсе забыли.
Много еще что вспомнили Мария Петровна и Антонина Петровна во время беседы: как работали, в кельях с подругами сидели. И все так живо, сопровождая свои рассказы шутками и улыбками, как будто и не было в их жизни тяжелого военного и послевоенного детства.
Так простая беседа о дружбе и жизни стала еще и очень познавательной и интересной. Сейчас, спохватившись о том, что старшее поколение год за годом уходит, унося с собой память о прошлом, мы начинаем по крупицам собирать их рассказы, воспоминания, чтобы было что передать своим детям и внукам. В этих рассказах людей, проживших долгую жизнь, обрядах и обычаях проявляется душа нашего народа – веселая и грустная, трудолюбивая и терпеливая, умеющая любить и дружить.