Обзор федеральных нормативных правовых актов и актов высших судебных инстанций, принятых/опубликованных с 01.02.2022 по 28.02.2022

25.03.2022

(подготовлен с использованием официального интернет-портала

правовой информации, информационно-правовой системы КонсультантПлюс

и других источников информации)

Федеральный закон от 16.02.2022 №13-ФЗ  «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Федеральным законом предусматривается, что порядок выплаты компенсационного вознаграждения присяжным заседателям федеральных судов общей юрисдикции устанавливается Правительством Российской Федерации. Это позволит уменьшить срок производства выплаты компенсационного вознаграждения присяжным заседателям, что повысит гарантии их материального обеспечения при осуществлении правосудия по уголовным делам.

Федеральный закон от 16.02.2022 №14-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и Федеральный закон «О ветеранах».

Федеральным законом к ветеранам боевых действий отнесены прокуроры и следователи органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, исполнявшие свои служебные обязанности в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

В соответствии с Федеральным законом на указанные категории лиц распространены меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Федеральный закон от 16.02.2022 №12-ФЗ «О внесении изменения в статью 232 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Федеральным законом устанавливаются особенности определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт.

Кроме того, устанавливается, что расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, не учитываемые с 1 октября 2015 г. по 31 декабря 2022 г. в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике подлежат включению в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Федеральный закон от 16.02.2022 №11-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и статью 1 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Федеральным законом предусматривается увеличение пороговых значений размеров выручки от реализации товаров за последний календарный год, учитываемой при определении доминирующего положения хозяйствующих субъектов, а также размеров суммарной выручки от реализации товаров за последний календарный год, учитываемой при решении вопроса о праве заключения соглашений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, с 400 до 800 миллионов рублей.

Наряду с этим увеличивается пороговое значение размера активов хозяйствующих субъектов за последний календарный год с 400 до 800 миллионов рублей, до достижения которого к соответствующим хозяйствующим субъектам не будут применяться требования антимонопольного законодательства по согласованию сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций.

Кроме того, предусматривается аналогичное увеличение порогового значения выручки от реализации товаров за последний календарный год, до достижения которого различные антимонопольные правила не будут распространяться на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.

Федеральный закон от 16.02.2022 № 8-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральным законом устанавливается административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, о лотереях, о деятельности иностранных лиц в информационно­телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации ограничений переводов денежных средств и приёма платежей либо запрета на заключение договора.

Правом рассматривать дела об указанных административных правонарушениях наделяются в пределах своих полномочий налоговые органы, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и Банк России.

Кроме того, устанавливается максимальный размер административного штрафа за указанные административные правонарушения, а также порядок исчисления административных штрафов в величине, кратной сумме принятого платежа в пользу лица, осуществление приёма платежей в пользу которого не допускается либо заключение договора с которым запрещено.

Федеральный закон  от 16.02.2022 №10-ФЗ «О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Федеральным законом предусматриваются особенности совершения сделок, направленных на восстановление ранее утраченного контроля бенефициарного владельца над иностранным юридическим лицом, зарегистрированным в порядке редомициляции в качестве международной компании на территории специального административного района Российской Федерации.

В частности, при соблюдении ряда условий исключается обязанность предварительного согласования ФАС России сделок, предусмотренных Федеральным законом «О защите конкуренции», а также упрощается согласование сделок, предусмотренных Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Федеральный закон от 25.02.2022 №28-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Федеральный закон направлен на обеспечение социальной поддержки, защиты прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Федеральным законом подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, наделяются правом подавать через администрацию следственного изолятора в территориальный орган МВД России заявление о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом предусматривается, что в случае отсутствия денежных средств на лицевых счетах подозреваемого или обвиняемого расходы, связанные с оформлением паспорта, осуществляются за счёт средств федерального бюджета.

Кроме того, Федеральным законом определяется порядок изъятия у подозреваемого или обвиняемого паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, для приобщения к личному делу указанных подозреваемого или обвиняемого, а также порядок возвращения паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, подозреваемому или обвиняемому при освобождении их из-под стражи.

Федеральный закон от 25.02.2022 №26-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов»

Федеральный закон направлен на снижение административной нагрузки на производителей документов, связанной с доставкой получателям обязательных экземпляров печатных изданий.

В этих целях срок, в течение которого доставляется обязательный экземпляр печатного издания после выхода в свет первой партии его тиража, в отдельных случаях увеличивается до семи дней.

Кроме того, предусматривается, что доставку обязательного экземпляра всех видов печатных изданий производитель документов осуществляет самостоятельно, через полиграфические организации, с использованием услуг почтовой связи или иным доступным ему способом.

Наряду с этим устанавливается, что сроки доставки обязательного экземпляра всех видов печатных изданий исчисляются в календарных днях и в эти сроки не входят выходные и нерабочие праздничные дни.

Федеральный закон от 25.02.2022 №24-ФЗ «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»

Федеральным законом устанавливается, что в выслугу лет для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации включаются периоды службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.02.2022 №21-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии».

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием гражданского оружия, с приобретением охотничьего огнестрельного оружия, а также с передачей, приобретением и хранением патронов к наградному оружию.

Вводятся понятия технического обслуживания оружия и ремонта оружия, определяется порядок их проведения, уточняются основания приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, максимальное количество и соотношение типов гражданского, в частности охотничьего огнестрельного, оружия, которое может находиться в собственности одного гражданина Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, награждённым боевым короткоствольным ручным стрелковым оружием, разрешаются приобретение и хранение патронов к гражданскому огнестрельному оружию, имеющих равные калибр и размеры с патронами к оружию, которым они награждены. Одновременно торговым организациям разрешается продажа, а спортивным и образовательным организациям – передача указанным гражданам таких патронов для их использования при проведении учебных и тренировочных стрельб из наградного оружия.

Кроме того, уточняются нормы, регулирующие отношения, связанные с торговлей оружием, уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, о продаже оружия, а также с хранением и коллекционированием оружия.

Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».

Предусматривается проведение в период с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года включительно эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан).

Устанавливается, что названный специальный налоговый режим вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, годовой доход которых не превышает 60 миллионов рублей, с численностью наёмных работников до пяти человек.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие названный специальный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, а также налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговым периодом признаётся календарный месяц.

Налоговая декларация по названному специальному налоговому режиму не представляется.

По названному специальному налоговому режиму устанавливаются налоговые ставки в следующих размерах: 8 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и 20 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Федеральный закон от 25.02.2022 №20-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».

Вносятся изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в целях отмены избыточных требований к уставу и внутренним документам юридического лица.

В частности, органы юридического лица наделяются полномочием утверждать внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица в случаях, предусмотренных законом.

Предусматривается, что порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другим законом и учредительным документом, если иное не предусмотрено указанным Кодексом или другим законом.

Кроме того, отменяется требование о включении в устав акционерного общества сведений о правах акционеров – владельцев обыкновенных акций.

Федеральный закон от 25.02.2022 №25-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

В целях отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества предусматривается сокращение перечня сведений, которые должны быть указаны в таком уставе.

Кроме того, расширяется перечень вопросов, которые могут быть включены в повестку дня общего собрания акционеров или общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, проводимых в форме заочного голосования. Предусматривается, что соответствующие нормы будут применяться исключительно в течение 2022 года.

Акты Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 10.02.2022 N 145 «Об утверждении Правил изъятия из обращения и уничтожения фальсифицированных медицинских изделий, недоброкачественных медицинских изделий и контрафактных медицинских изделий»

С 1 сентября 2022 года вступает в силу обновленный порядок изъятия из обращения и уничтожения фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий

Установлено, что под изъятием из обращения понимается обеспечение владельцем фальсифицированного, недоброкачественного или контрафактного медицинского изделия хранения такого изделия способом, обеспечивающим невозможность его применения, эксплуатации, реализации, монтажа, наладки, в том числе технического обслуживания, а также ремонта.

Фальсифицированные и недоброкачественные медицинские изделия подлежат изъятию из обращения и уничтожению на основании решения владельца таких медицинских изделий, решения Росздравнадзора и его территориальных органов или решения суда. Контрафактные медицинские изделия подлежат изъятию из обращения и уничтожению по решению суда.

Изъятые медицинские изделия, помещенные под таможенную процедуру уничтожения, подлежат уничтожению в порядке, установленном актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством РФ о таможенном регулировании.

Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1440.

Настоящее постановление действует до 1 сентября 2028 года.

Постановление Правительства РФ от 07.02.2022 N 126 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»

С 1 марта 2022 г. устанавливается ключевой показатель государственного земельного надзора

Таким показателем является разность соотношения количества земельных участков, в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более низкой категории риска, к общему числу земельных участков, отнесенных к категориям риска (за исключением земельных участков, отнесенных к категории низкого риска), и аналогичного соотношения количества земельных участков, в отношении которых такие решения приняты за предыдущий отчетный период.

Приведена формула расчета ключевого показателя. Отмечается, что целевыми значениями ключевого показателя государственного земельного надзора являются положительные значения.

Постановление Правительства РФ от 05.02.2022 N 120 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по хранению и торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, патронами к гражданскому и служебному оружию и составными частями патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами)»

С 1 марта 2022 г. вступает в силу порядок лицензирования деятельности по хранению и торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, патронами к гражданскому и служебному оружию и составными частями патронов

Утверждено положение, устанавливающее порядок лицензирования данной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил РФ и войск национальной гвардии РФ, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами).

Лицензирующие органы — Росгвардия и ее территориальные органы.

Предусмотрены в том числе перечень лицензионных требований, перечень документов, необходимых для получения лицензии.

Постановление Правительства РФ от 05.02.2022 N 117 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации»

С 1 марта 2022 г. вступает в силу актуализированный порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

Обновлен порядок лицензирования указанной деятельности, осуществляемой управляющей организацией, а также порядок осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением указанной деятельности.

Поправки также направлены на снижение административной нагрузки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем развития реестровой модели в сфере лицензирования.

Постановление Правительства РФ от 03.02.2022 N 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»

С 1 сентября 2022 года уточняется порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме

Установлено, в частности, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией, и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

Приводится порядок определения размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества.

Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду коммунальных ресурсов, если иное не установлено законодательством РФ.

В случае изменения размера платы за содержание жилого помещения вследствие изменения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в связи с установлением (изменением) в соответствии с законодательством РФ цен (тарифов), используемых для расчета размера платы за соответствующие коммунальные услуги для населения, и (или) нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества принятие общим собранием собственников помещений решения, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, или органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива, или органами управления иного специализированного потребительского кооператива решения об изменении размера платы за содержание жилого помещения не требуется.

Приведены, в числе прочего, формулы определения размера платы за приобретение холодной воды, горячей воды и электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме, и среднемесячного объема таких ресурсов.

Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»

Обновлен порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок

Утверждено положение, устанавливающее порядок предоставления информации и документов из указанной системы, информационного взаимодействия системы с иными информационными системами, а также требования к технологическим и лингвистическим средствам такой системы.

Кроме того, установлены порядок регистрации участников закупок в системе и порядок ведения единого реестра участников закупок, единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок, порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.

Признаны утратившими силу акты Правительства РФ, которыми регулируются аналогичные правоотношения.

Постановление Правительства РФ от 01.02.2022 N 76 «О внесении изменений в особенности организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих»

Минздрав России установит порядок выдачи электронных больничных и назначения лекарственных препаратов дистанционным способом

Соответствующие изменения внесены в апробированные в период распространения COVID-19 особенности оказания медицинской помощи при угрозе распространения иных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 июля 2020 г. N 973.

Постановление Правительства РФ от 01.02.2022 N 75 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 58»

Актуализирован порядок постановки на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и ИП, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

Порядок приведен в соответствие с Федеральным законом от 11.06.2021 N 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части замены слов «надзорные органы» словами «контрольные (надзорные) органы».

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 28.01.2022 N 67 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»)

Актуализирован порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ

Документом уточнены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также установлено, что для получения лицензии или внесения изменений в реестр лицензий лицензиат направляет в лицензирующий орган в электронной форме заявление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, и необходимые документы через единый портал госуслуг.

Ряд актов Правительства РФ признан утратившим силу, в их числе  Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. N 349, принятое для регулирования аналогичных вопросов.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. Установленный им порядок лицензирования действует до 1 сентября 2028 года, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок действия.

Постановление Правительства РФ от 14.02.2022 № 166 «О подготовке и утверждении плана проведения лесоустройства»

Документ предполагает двухуровневую систему подготовки плана лесоустройства.

На первом этапе предложения по включению в план тех или иных участков формируются в регионах. При принятии решений должен учитываться в том числе такой фактор, как реализация на соответствующих территориях приоритетных лесных инвестиционных проектов.

На втором этапе на основании подготовленных субъектами предложений составляется единый федеральный план проведения лесоустройства, рассчитанный на 10 лет. В плане прописываются сроки проведения лесоустройства, определяется объём необходимых мероприятий и территории их проведения.

С планом проведения лесоустройства все желающие смогут ознакомиться на официальном сайте Рослесхоза.

Таким образом, регионы и лесопользователи получат понятную картину планов государства по освоению лесных ресурсов, а расходование бюджетных средств на лесоустройство станет более прозрачным и эффективным.

Постановление Правительства РФ от 15.02.2022 №172 «О государственной информационной системе «Типовое облачное решение системы электронного документооборота»

Правительство продолжает работу по развитию электронного документооборота в рамках госслужбы. Утверждено положение о государственной информационной системе «Типовое облачное решение системы электронного документооборота». Масштабное внедрение этого сервиса в государственных и муниципальных ведомствах и организациях будет способствовать обеспечению повышения качества и скорости оказания государственных и муниципальных услуг.

Системы электронного документооборота позволяют создавать, обрабатывать, пересылать, подписывать, хранить документы в цифровой форме с соблюдением необходимых требований безопасности, без применения электронных носителей. Такие решения позволяют автоматизировать многие рутинные процессы. Системы электронного документооборота активно используют федеральные и региональные органы власти, однако на муниципальном уровне и в ряде бюджетных учреждений такие решения пока не внедрены.

Для них в том числе и была разработана новая система. Подключение к ней бесплатно. Оператором системы является Минцифры.

Помимо обеспечения повышения качества и скорости оказания госуслуг типовое облачное решение будет способствовать снижению трудовых, временных и материальных затрат ведомств и организаций-участников.

Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 №183 «О внесении изменений в пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1697 и пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2020 г. № 1730»

Действующий в России временный порядок установления или подтверждения инвалидности продлевается до 1 июля 2022 года. Такое решение приняло Правительство.

Временный порядок предполагает автоматическое продление ранее установленной инвалидности на последующие шесть месяцев. Он также позволяет присваивать инвалидность впервые без личного обращения человека в бюро медико-социальной экспертизы. Все необходимые документы, в том числе для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, поступают в учреждения от медицинских организаций с помощью системы электронного межведомственного взаимодействия.

Этим же постановлением до 1 июля 2022 года продлевается упрощённый порядок определения степени утраты трудоспособности для граждан, пострадавших на производстве или имеющих профессиональные заболевания. Их размер зависит от степени утраты трудоспособности, которую устанавливает бюро медико-социальной экспертизы. Там же оформляются необходимые справки. Упрощённый порядок позволяет делать это без личного посещения бюро. Он также предполагает автоматическое продление ранее установленной степени утраты трудоспособности на следующие шесть месяцев. Кроме того, без личного посещения бюро пострадавшему назначается или продлевается программа реабилитации. Вся информация поступает от медицинских организаций через систему электронного межведомственного взаимодействия, а готовые документы направляются гражданам заказным письмом.

Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 № 198 «Об утверждении Положения об информационной системе обеспечения внутриведомственного и межведомственного документооборота и контроля исполнения поручений, в том числе с использованием облачных сервисов»

Внедрение новой системы будет способствовать повышению качества и скорости оказания государственных услуг. Её создание подразумевает выработку единых технологических решений в области делопроизводства и документооборота. Они обеспечат электронное межведомственное взаимодействие, а также позволят организовать гибкий процесс формирования и контроля исполнения поручений как внутри госведомств, так и на межведомственном уровне.

В едином информационном пространстве планируется в том числе обеспечить взаимодействие:

– ведомственных систем электронного документооборота со сквозными процессами согласования документов и контроля поручений;

– типового облачного решения государственной информационной системы электронного документооборота, обеспечивающего основные операции делопроизводства с возможностью межведомственного электронного документооборота;

– центра хранения документов, обеспечивающего использование электронных архивов;

– государственной информационной системы «Нормотворчество», обеспечивающей совместную подготовку законопроектов в рамках законотворческой деятельности.

Постановление Правительства РФ от 19.02.2022 № 218 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие туризма» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Представители бизнеса смогут получить субсидии на обустройство пляжей, создание кемпингов и автокемпингов, разработку электронных путеводителей по туристическим маршрутам и реализацию других инициатив. Необходимые для этого изменения внесены в государственную программу «Развитие туризма».

С помощью господдержки предприниматели смогут в том числе закупить необходимый инвентарь и оборудование, обустроить детские и спортивные зоны отдыха, создать доступную среду для граждан с инвалидностью, установить современную систему навигации, разработать мобильные приложения-путеводители и аудиогиды.

Финансирование будет предоставляться коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям по результатам конкурсного отбора, который проведёт Ростуризм. Максимальный размер субсидии также определит ведомство.

На ближайшие три года в федеральном бюджете на указанные цели предусмотрено 12,9 млрд рублей. Господдержка будет предоставлена в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», который входит в госпрограмму «Развитие туризма».

Акты высших судов Российской Федерации

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2022 N 4-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой публичного акционерного общества «Т Плюс»

КС РФ: необходимо ввести правовой механизм, гарантирующий внеочередную оплату энергоресурсов на опасном производственном объекте, эксплуатируемом должником по делу о банкротстве, для предотвращения на нем техногенных катастроф

Не соответствующим Конституции РФ и ее статьям признан абзац второй пункта 1 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в той мере, в какой он содержит неопределенность в решении вопроса о наличии обстоятельств, при которых прекращение (или снижение объема ниже минимально необходимого) поставки энергоресурсов должнику, эксплуатирующему опасный производственный объект, может создать реальную угрозу возникновения техногенной и экологической катастрофы либо гибели людей. Это предполагает оплату энергоресурсов поставщику вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам.

Федеральному законодателю и Правительству РФ надлежит незамедлительно принять меры к устранению указанной неопределенности, в том числе уточнить критерии отнесения тех или иных текущих платежей к расходам на проведение мероприятий по недопущению техногенных или экологических катастроф либо гибели людей.

Конституционный Суд отметил, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений все неустранимые сомнения по вопросу о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о реальной угрозе возникновения техногенных или экологических катастроф либо гибели людей вследствие прекращения поставок энергоресурсов, применительно к опасным производственным объектам должны толковаться в пользу их наличия.

Постановление Конституционного Суда РФ от 03.02.2022 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 61.2 и пункта 11 статьи 189.40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина С.В. Кузьмина»

Покупателю по признанному недействительным договору купли-продажи жилого помещения, являющегося для него единственным пригодным для постоянного проживания, должно быть гарантировано реальное и оперативное получение им уплаченных денежных средств в рамках процедур банкротства

Конституционный Суд РФ признал положения пункта 1 статьи 61.2 и пункта 11 статьи 189.40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

— соответствующими Конституции РФ как позволяющие признать договор купли-продажи жилого помещения, заключенный должником с покупателем-гражданином, для которого это жилое помещение является единственным пригодным для постоянного проживания, недействительным в качестве подозрительной сделки при неравноценном встречном исполнении обязательств в течение одного года до принятия заявления о признании должника банкротом (с учетом специального порядка исчисления этого периода для банков);

— не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, позволяя признать недействительным договор купли-продажи жилого помещения, заключенный должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом (с учетом специального порядка исчисления этого периода для банков) с покупателем-гражданином, для которого это жилое помещение является единственным пригодным для постоянного проживания, в системе действующего правового регулирования не гарантируют реального получения гражданином ранее уплаченных им по этому договору денежных средств, которые могли бы быть использованы для удовлетворения его потребности в жилище.

До установления соответствующего законодательного регулирования при продаже с торгов в рамках процедуры банкротства жилого помещения после признания в соответствии с оспариваемыми положениями недействительной сделки купли-продажи этого жилого помещения, притом что оно является единственным пригодным для постоянного проживания гражданина (покупателя по недействительной сделке), денежные средства в размере уплаченной им по договору цены в конкурсную массу не поступают, но передаются гражданину, а остальная часть средств, если таковые выручены, подлежит включению в конкурсную массу; до получения указанной денежной суммы, а также в течение установленного судом разумного срока после ее получения гражданин сохраняет право пользования жилым помещением; об этом праве информируются участники торгов.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2022 № 6-П по делу о проверке конституционности статьи 242 и частей первой и третьей статьи 255 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.С.Мамонтова

Меры пресечения, в том числе заключение под стражу, применяются для создания надлежащих условий производства по делу и при наличии законных оснований. Избрание или продление меры пресечения не предполагает вторжения суда в существо вопросов обвинения. Данный вопрос процессуально обособлен от рассмотрения дела по существу, что также подтверждается возможностью обжаловать промежуточные судебные акты. 

Решение о продлении срока содержания под стражей в случаях, не терпящих отлагательства, и иным судьей того же суда не свидетельствует об отступлении от требования о неизменности состава суда. Передача  уголовного дела другому судье с принятием его к производству для рассмотрения процедурных вопросов влекла бы неоправданное повторение судебного разбирательства заново в ином составе суда. Это вело бы к нарушению права на доступ к правосудию в разумный срок и способствовало более длительному ограничению права подсудимого на свободу и личную неприкосновенность в случае дополнительного продления срока содержания под стражей на время повторного рассмотрения дела. 

Таким образом, оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ. 

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2022 № 7-П по делу о проверке конституционности статей 14.8 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Медэксперт»

Понятие «недобросовестная конкуренция» подразумевает действия, содержательно направленные на ущемление прав и законных интересов других хозяйствующих субъектов. Признать предприятие нарушившим закон о конкуренции можно лишь при наличии причинно-следственной связи между его действиями и реальным снижением уровня конкуренции, если эти действия совершены умышленно. Неполучение разрешительной документации, само по себе, не может рассматриваться как форма недобросовестной конкуренции. 

Соответственно, нельзя считать недобросовестной конкуренцией и участие хозяйствующего субъекта в электронном аукционе без надлежаще оформленной лицензии, поскольку наличие такого документа, а также корректность и полноту изложенных в нем сведений должна выявлять — в рамках исполнения своих обычных обязанностей — комиссия по осуществлению закупок, формируемая заказчиком услуг. Статья 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не предполагает иного истолкования и не противоречит Конституции РФ. 

Что касается части 3 статьи 51 указанного Федерального закона, то обязанность нарушителя перечислить в федеральный бюджет в качестве «дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции» все полученное от совершения такого деяния не может рассматриваться как не имеющая конституционных оснований.

Такая обязанность, однако, возникает лишь в том случае, если участие лица в электронном аукционе при отсутствии надлежаще оформленной лицензии признается – с учетом правовых позиций, высказанных в настоящем Постановлении, – именно недобросовестной конкуренцией. 

Решения по делу ООО «Медэксперт» подлежат  пересмотру.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2022 №8-П «По делу о проверке конституционности части седьмой статьи 531 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.Н. Егорова»

В 2011 году законодатель правомерно установил возрастное ограничение для назначения принудительных работ, совпадающее с правом лица на страховую пенсию по старости, поскольку лицам пенсионного возраста не может быть вменена обязанность трудиться. (В 2021 году проект изменения этой нормы в связи с новым пенсионным возрастом был внесен в Госдуму, но еще не рассмотрен.) Кроме того труд в рамках принудительных работ может быть связан с тяжелой физической нагрузкой, а предоставить более легкую работу таким осужденным администрация исправительных центров может не всегда, что обессмысливает назначение принудительных работ вместо лишения свободы. 

Вместе с тем правовое регулирование института замены одного наказания другим не должно приводить к умалению самого права просить о смягчении наказания, поскольку для осужденных такая возможность относится к одному из важнейших жизненных интересов. При решении вопроса о замене наказания оцениваются позитивные изменения в поведении осужденного, которые дают возможность смягчить уголовную репрессию. Однако оспоренная норма исключает замену наказания осужденному мужчине единственно в силу достижения им 60 лет, даже если он отвечает всем иным необходимым для замены наказания условиям. Норма не сбалансирована в части возможности замены неотбытой части срока лишения свободы другими сопоставимыми с принудительными работами видами наказания. Поэтому часть седьмая статьи 53.1 УК РФ не соответствует Конституции РФ.

Законодателю необходимо внести изменения в действующее правовое регулирование. До внесения поправок в законы, мужчинам, достигшим 60 лет, отвечающим всем необходимым условиям для замены наказания и состояние которых позволяет выполнять принудительные работы, не может быть отказано в замене неотбытой части лишения свободы принудительными работами. Решения по делу гражданина В. Егорова подлежат пересмотру. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *