Обзор федеральных нормативных правовых актов и актов высших судебных инстанций, принятых/опубликованных 01.01.2022 по 31.01.2022

25.03.2022

(подготовлен с использованием официального интернет-портала

правовой информации, информационно-правовой системы КонсультантПлюс

и других источников информации)

Федеральные законы

Федеральный закон от 28.01.2022 № 2-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

За перемещение физическими лицами по РФ табачной продукции, не маркированной специальными (акцизными) марками, установлен административный штраф от 15 тысяч до 25 тысяч рублей с конфискацией продукции

Исключением является перемещение по территории РФ физическими лицами, достигшими возраста 18 лет, табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека.

Кроме того, увеличены размеры штрафов, в том числе за производство алкогольной продукции либо производство, ввод в оборот табачных изделий без маркировки и/или нанесения информации, предусмотренной законодательством, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и/или нанесения информации.

Федеральный закон от 28.01.2022 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Усилена уголовная ответственность за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Установлена возможность назначения пожизненного лишения свободы за совершение изнасилования (насильственных действий сексуального характера) в отношении двух или более несовершеннолетних, в том числе достигших четырнадцатилетнего возраста, а также за совершение рассматриваемых преступлений, сопряженных с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления против личности.

Федеральный закон от 28.01.2022 № 5-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

С 1 марта 2023 года при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть учтены нормативы потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке

На Минстрой России возложены полномочия по утверждению порядка установления указанных нормативов.

Предусматривается, что учет потерь воды организациями водоснабжения осуществляется в порядке, действующем до 1 марта 2023 года, до даты окончания текущего долгосрочного периода регулирования, установленного для указанных организаций, или до окончания действия концессионного соглашения, если иное не предусмотрено дополнительным соглашением к концессионному соглашению.

Федеральный закон от 28.01.2022 № 6-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»

На 2022 год продлены полномочия членов Комиссии Федерального Собрания Российской Федерации по рассмотрению вопросов о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ

Закон принят в связи с изменением санитарно-эпидемиологической обстановки и необходимостью регулярного оперативного принятия решений о выделении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 28.01.2022 № 7-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и статью 6.11 Федерального закона «О государственной социальной помощи»

На Пенсионный фонд РФ возложена обязанность по предоставлению Росстату сведений индивидуального (персонифицированного) учета

Наряду с этим ПФР обязан передавать Росстату и иные административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, содержащие персональные данные физических лиц, при условии их обезличивания.

Состав указанных сведений и данных, а также порядок и сроки их предоставления установит Правительство РФ.

Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Акты Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 30.12.2021 N 2579 «Об утверждении Правил предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также представления Пенсионному фонду Российской Федерации сведений для предоставления указанной компенсации, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Установлена возможность компенсации части страховой премии по договору ОСАГО, уплаченной инвалидом, имеющим транспортное средство в соответствии с медицинскими показаниями, в проактивном режиме

Теперь компенсация может предоставляться на основании сведений, полученных из ФГИС «Федеральный реестр инвалидов», а также сведений, содержащихся в договоре обязательного страхования, полученных из АИС обязательного страхования гражданской ответственности.

Компенсация предоставляется территориальными органами ПФР в беззаявительном порядке (проактивном режиме) при наличии необходимых сведений в информационных системах либо на основании заявления о предоставлении компенсации после проверки содержащихся в нем сведений.

В случае отсутствия в информационной системе сведений о реквизитах счета в кредитной организации выплата компенсации осуществляется на счет, который используется ПФР для зачисления сумм пенсий и иных социальных выплат.

Перечень сведений и информации, представляемых органам службы занятости, установлен пунктом 3 статьи 25 Закона о занятости населения. Это, в частности, сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Определены способы направления сведений и информации, а также требования к их удостоверению.

Постановление Правительства РФ от 25.01.2022 № 44 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406»

Оптимизирован порядок государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

В частности, в Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения закреплены понятия «сбытовая деятельность» и «сбытовые расходы» гарантирующей организации, а также конкретизирован перечень сбытовых расходов.

Внесено уточнение о целевом направлении средств в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на финансирование мероприятий утвержденной инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения.

Постановление Правительства РФ от 21.01.2022 № 24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации»

Правительство утвердило правила предоставления ежемесячных денежных компенсаций гражданам, пострадавшим в связи с катастрофой на радиоактивных объектах.

Данным постановлением утверждены:

Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), а также получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);

Правила предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой.

Определен также перечень ежемесячных денежных компенсаций, установленных положениями иных нормативных правовых актов, которые продолжат выплачиваться в установленном порядке.

Постановление Правительства РФ от 21.01.2022 № 29 «Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

С 1 сентября 2022 г. вводятся в действие актуализированные правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия

Правила определяют порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия, порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, а также особенности присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора универсального обслуживания с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи.

Признается утратившим силу в числе прочего Постановление Правительства РФ от 28 марта 2005 г. № 161 «Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» с внесенными в него изменениями.

Настоящее постановление действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Постановление Правительства РФ от 14.01.2022 № 6 «Об утверждении Правил взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с лицами, указанными в пункте 3 части 9 статьи 14 Федерального закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»

Установлен порядок получения Роскомнадзором у кредитных организаций, операторов связи, почтовой связи сведений о лицах, которые переводят денежные средства иностранным лицам, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, в пользу которых ограничены переводы денежных средств и прием платежей

Предусмотрены перечень сведений, которые могут быть запрошены у указанных лиц, форма запроса о представлении сведений и формат их представления.

Постановление действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Постановление Правительства РФ от 14.01.2022 № 3 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации»

С 1 марта 2022 г. вступает в силу новый порядок государственной аккредитации образовательной деятельности

Аккредитацию проводит Рособрнадзор или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.

Аккредитация проводится на основании представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем заявления и прилагаемых к нему документов.

Предусмотрены в том числе: порядок разработки, согласования и утверждения аккредитационных показателей; порядок проведения аккредитационной экспертизы; порядок принятия решения об аккредитации, об отказе в ней или о лишении аккредитации.

Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039.

Акты высших судов Российской Федерации

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.01.2022 N 2-П «По делу о проверке конституционности части 7 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и части 5 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Филиппова»

Конституционный Суд РФ обязал законодателя уточнить порядок и условия подачи обвиняемым (подозреваемым) повторного заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок

Не соответствующими требованиям статей Конституции РФ признаны часть 7 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и часть 5 статьи 250 КАС РФ в той мере, в какой они препятствуют подаче обвиняемым (подозреваемым) нового (повторного) административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок до истечения второго четырехлетнего срока.

Конституционный Суд отметил, что указанные нормы по их буквальному смыслу не предполагают, что у обвиняемого отсутствует право на повторный иск, однако в них не определены условия допустимости такого иска, не установлены критерии оценки фактических обстоятельств в соотношении с периодом, который уже был предметом судебной проверки, и не сформулированы иные требования к заявлению о присуждении компенсации.

Федеральному законодателю надлежит в кратчайшие сроки внести соответствующие уточнения в действующее правовое регулирование. До этого суды не вправе отказывать обвиняемым (подозреваемым) в принятии нового (повторного) заявления, если оно подано по истечении одного года после вступления в силу судебного решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении предшествующего заявления.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.01.2022 N 1-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьмина и Г.Т. Умарсаидова»

КС РФ: не подлежат взысканию в качестве неосновательного обогащения дополнительные выплаты, неправомерно начисленные военнослужащему-контрактнику при отсутствии его недобросовестности и счетной ошибки

Предметом рассмотрения явились взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ постольку, поскольку на их основании решается вопрос о взыскании с военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, и с лица, уволенного с военной службы, начисленных и выплаченных им в период прохождения службы дополнительных выплат в составе денежного довольствия, притом что право на получение этих выплат отсутствовало.

Данные положения не противоречат Конституции РФ, поскольку они не предполагают взыскания с указанных лиц в качестве неосновательного обогащения начисленных и выплаченных им в период прохождения службы денежных средств в виде дополнительных выплат в составе денежного довольствия на основании содержащего нарушения приказа командира при отсутствии недобросовестности со стороны военнослужащего и счетной ошибки.

Конституционный Суд отметил, что недобросовестность военнослужащего не должна презюмироваться исходя лишь из предполагаемого знания им содержания актов о денежном довольствии военнослужащих и несообщения непосредственному командиру или вышестоящему должностному лицу об отсутствии правовых оснований для начисления таких выплат.

Счетной ошибкой не могут быть признаны действия (бездействие) должностных лиц, ответственных за начисление денежного довольствия военнослужащим, которые привели к начислению не положенных военнослужащему выплат в связи с нарушением указанными должностными лицами действующих в соответствующий период нормативных правовых актов.

Постановление Конституционного Суда РФ от 20.01.2022 № 3-П «По делу о проверке конституционности статьи 74 и пункта 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Пешкова»

КС РФ: работника, не согласившегося на переезд в связи с заключением работодателем договора аутсорсинга с третьим лицом, можно уволить только по сокращению штата

Конституционный Суд отметил, что поручение работнику работы хотя и по той же трудовой функции, но в ином обособленном структурном подразделении необходимо рассматривать как перевод на другую работу, который допускается только с согласия работника.

Если работник отказался от перевода и работодатель не может предоставить ему другую работу, то трудовые отношения с работником могут быть прекращены только по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ, — в связи с сокращением численности или штата работников организации, так как такой работник нуждается в предоставлении гарантий, направленных на смягчение негативных последствий, наступающих для гражданина в результате потери работы. В таком случае в основе увольнения лежит не волеизъявление работника, а объективная невозможность предоставления ему работы в соответствующем обособленном структурном подразделении по той трудовой функции, которая обусловлена заключенным с ним трудовым договором.

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.01.2022 № 2-П «По делу о проверке конституционности части 7 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и части 5 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Филиппова»

Конституционный Суд РФ обязал законодателя уточнить порядок и условия подачи обвиняемым (подозреваемым) повторного заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок

Не соответствующими требованиям статей Конституции РФ признаны часть 7 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и часть 5 статьи 250 КАС РФ в той мере, в какой они препятствуют подаче обвиняемым (подозреваемым) нового (повторного) административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок до истечения второго четырехлетнего срока.

Конституционный Суд отметил, что указанные нормы по их буквальному смыслу не предполагают, что у обвиняемого отсутствует право на повторный иск, однако в них не определены условия допустимости такого иска, не установлены критерии оценки фактических обстоятельств в соотношении с периодом, который уже был предметом судебной проверки, и не сформулированы иные требования к заявлению о присуждении компенсации.

Федеральному законодателю надлежит в кратчайшие сроки внести соответствующие уточнения в действующее правовое регулирование. До этого суды не вправе отказывать обвиняемым (подозреваемым) в принятии нового (повторного) заявления, если оно подано по истечении одного года после вступления в силу судебного решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении предшествующего заявления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *