Дети Суры . Продолжение

В одном из номеров газеты в рассказе «Дети Суры» была помещена фотография с подписью «Дом на Хуторе». Но это не просто дом, в этом здании размещалась начальная школа, в которой я училась. Вспомнились школьные годы, и мне захотелось поделиться некоторыми историями.
Школьные годы чудесные…

А. Костюшова в детстве

Мои школьные годы начинались в Дурасовской начальной школе. Школа была расположена в бывшем барском доме: паркетный пол, огромные окна, высоченные потолки, на крыше – шпили. Это здание стоит до сих пор, вот что значит строили на века. В то время в школу принимали с 7 лет, мне не хватало почти трех месяцев до этого срока, но все мои подружки шли в школу, и мне не хотелось отставать от них. Директором школы был Володеев Сергей Иванович. вместе с женой Варварой Ильиничной, которая работала фельдшером в медпункте, они жили прямо в здании школы, у них была отдельная небольшая комната. Мама уговорила Сергея Ивановича принять меня в качестве исключения. Он согласился принять с испытательным сроком – 1 четверть. Если учеба пойдет нормально, то буду учиться, если нет, то до следующего года. Мне купили небольшой портфельчик, обшитый черным сукном, все школьные принадлежности. Ученицей я была старательной, поэтому без проблем оставили учиться дальше.
Учились мы в комплекте: первый класс с третьим, второй с четвертым в две смены, так как в школе было только одно классное помещение. Учительницы были молоденькие: Зенкина Людмила Александровна (ныне Варнашова, проживает в п.Теплостанском), Боганова Валентина Петровна, Боганова Анастасия Петровна (в замужестве Васина, к сожалению, ушла из жизни).
Больше всего из этих школьных лет мне запомнилось, как мы играли в различные игры. Играли до уроков, на переменах, после уроков, и учительницы часто играли вместе с нами. Любимыми играми были лапта, круговая лапта, «чай, чай – выручай», «знамя», когда игроки делились на две команды, поле разделяли чертой на две части, каждая команда ставила своё знамя (палочку). Задачей команды было уберечь своё знамя, а чужое – утащить. Сколько было задора и веселья!
Если на улице дождь, то в перемену играли в классе в «классики» и «двигалки». Квадраты даже не нужно было рисовать, они были на паркете. Приносили какую-то баночку, надо было на одной ноге скакать по клеткам и двигать её.
Ещё одной любимой игрой была игра в прятки. Играли около школы, у здания много углов, так что прятаться было где. Однажды стали играть, я была водящей. Мальчишки затеяли переодевание. Я была меньше всех и обмануть меня было нетрудно. Высунется кто-нибудь из-за угла, я кричу, и застукивать, а они выбегают: «Обознатки на три кона!» Пока отваживаю, опять сделают «обознатки». В это время в школу пришла тетя Поля, моя тетка по отцовской линии. Она работала в школе техничкой: готовила нам сладкий чай, мыла полы, зимой с мужем дядей Саней топили подтопок. Видит тетя Поля, дела мои плохи, чуть не плачу. Она быстро разрулила ситуацию: отругала мальчишек, сказала, что отвадит за меня, и всех «застукала». Выручила меня!
Зимой до школы добираться было непросто. Надо было переходить через большой овраг, в который надувало много снега. Никто нам дорожки не чистил, только дядя Саня пролезет, чтобы истопить пораньше подтопок. Но шаги у него были как у Гулливера. Мы лезем по сугробам, проваливаемся. Когда мела метель, моя мама ходила нас провожать через овраг до Хутора (так называлась улица, на которой было меньше десятка домов). Потом мы придумали более эффективный способ перехода: сесть на портфель – и вниз. И быстро, и весело! Только мой тряпичный портфельчик не выдержал таких испытаний. к концу зимы ткань продралась, и картон стал разваливаться. Родители купили мне новый портфель, настоящий, из дермантина!
Писали в то время не шариковыми ручками, а чернилами. Чернильницу завязывали в мешочек, сшитый из клеенки, чтобы не пролить в портфеле. Зимой в сильный мороз, пока дойдешь до школы, чернила замерзали. Ставили в подтопок отогревать. Но стоило заиграться, не вынешь вовремя – и твоя чернильница расплавилась. Приходилось макать перо в чернильницу соседа. Скорописи тогда не было, выводили каждую буковку, с разным нажимом, заглавные буквы с завитушками. Главное – чтобы было красиво и без грязи, ведь поставить кляксу было легко.
Когда заканчивался учебный год, последнюю неделю ходили в походы и на экскурсии. Каждый год у нас были походы за Суру, на поляну к озеру Судыкино. Переправлялись на обычных лодках: два рейса – и все на том берегу. Приходили, разводили костер, пекли картошку, играли, ели свои припасы. Потом девчонки собирали дикий лук, а мальчишки хулиганили: ловили ужей и бегали за нами. Визг и писк на весь лес!
Однажды пошли на экскурсию в орешник, он расположен на этом берегу, но идти далеко. Только пришли, откуда ни возьмись – налетела туча, и ливанул дождь. Мальчишки быстро сделали что-то вроде шалаша: нагнули ветки и связали их. Развели костер, но он больше дымил, всё сырое. Дождь быстро закончился, но мы все успели промокнуть. Наша учительница Анастасия Петровна повела нас через деревню Щукино к себе домой. Её мама Татьяна Андреевна достала нам всякие кофты, платки, халаты, быстро вскипятила чайник. Напились мы чаю с вареньем и печеньем, отогрелись, разомлели. Ещё немного подсохли и пошли через село домой.
Мой первый заработок
Рядом с нашей школой было футбольное поле. Мы часто там играли в футбол, проводились на нём и районные матчи. На нашей улице жил Моисеев Виктор – заядлый футболист. Он был намного старше меня, а вот его младшая сестра Таня была в нашей компании. Однажды Виктор пригласил нас «поболеть» за команду, видно был какой-то важный матч. Сказал нам, что кричать и когда. Мы очень старались, кричали во всё горло. И наша команда выиграла! На радостях Виктор раздал нам по 20 копеек. Это был мой первый заработок!

Как я осваивала велосипед
Самой первой техникой, которую я осваивала в детстве, как и у большинства детей, был велосипед. Только у современных детей это сначала маленький трехколесный, потом побольше, потом ещё больше, а у нас сразу большой. Я была чуть повыше велосипеда, но очень хотелось научиться на нём ездить. С рамы не доставала до педалей, училась из-под рамы: двое держат велосипед, а я пытаюсь крутить педали. Отцу надоело смотреть на эту мороку, говорит: «Садись». Я встала на педали, держусь за руль, а он как катнёт меня! «Ура! Еду!» Ехала недолго, скорость начала падать и я – бабах вместе с велосипедом! Ушибы, вся в слезах, но поднимаю свою громадину, и всё сначала. После нескольких неудачных попыток я каким-то образом поняла как удерживать равновесие, и дело пошло.
Моя подруга Марина была выше меня ростом, она доставала педали с рамы. Заберется на велосипед со скамейки или какого-нибудь бревна, оттолкнётся и едет. А останавливаться и слезать не могла. Мы её ловили и держали велосипед. В общем, каждый учился как мог. Но когда научились, сколько это доставляло удовольствия!
С моими подругами Мариной, Ниной и Людой мы любили кататься по полевым дорогам. Летом они укатанные, гладкие. Катим с ветерком, только пыль летит, кругом хлебные поля, красота! Ещё и песни поем: «…ветры и версты, убегающие вдаль, сядешь и просто нажимаешь на педаль даль, даль, даль, даль…»
Стройка на нашей улице
В 60-х годах на нашей улице шло активное строительство. Сначала привозили бревна, ставили сруб. Срубы должны были стоять какое-то время, и сразу становились нашим любимым местом для игр. Было интересно просто залезть наверх и сидеть наблюдать. Внутри сруба часто играли в «уголки»: это когда четверо по углам, а водящий в середине. Игроки по углам договариваются и меняются местами. «Режем!» — и побежали, назад уже нельзя. Водящий должен постараться занять пустой угол. Сейчас в такие игры практически не играют, а ведь было очень задорно и весело.
Наша семья, состоящая из пяти человек, жила тогда в маленьком домике. Из мебели была только железная кровать, да папа сам сделал стол, лавку и две табуретки, больше там ничего не помещалось. И вот около нашего дома тоже вырос сруб. Радости не было предела.
Однажды играли около нашего сруба большой компанией в прятки. Застукивать надо было в угол сруба. Подошел черёд мне водить: я увидела девчонку повзрослее меня, бегу застукивать, а она хотела меня опередить. В общем, в угол я влетела на приличной скорости! Очнулась дома на постели с огромной шишкой на лбу…
К концу лета около нашей маленькой избушки вырос высокий просторный дом. А первого сентября мы с братом Володей пошли в школу.
Да, всякие были истории: и веселые, и немножко грустные. И всё это – ДЕТСТВО!

А. Костюшова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *