Разговор с супругами Крупновыми завязался случайно, в середине ноября прошлого года. Любовь Викторовна и Алексей Александрович делали покупки – готовились к встрече сына Жени со службы. В ходе мимолетной беседы узнаю, что сын служил в тех же краях, что в свое время и папа – север страны, Кольский полуостров, Морфлот.
– Сам туда напросился или случайно? – спрашиваю Л.В. Крупнову.
– Случайно. И служба протекала по-разному. Отец три года служил на подлодке в Оленьей Губе, сын – почти тридцать лет спустя, как и все солдаты-срочники, – год, и в море не выходил, хоть и пришел в звании старшего матроса.
Очень мне хотелось поговорить с Женей, но он все откладывал. Оказывается, об особенностях своей службы рассказать он просто не может – информация не для газеты. Военная тайна.
Вот так же много лет назад не мог поделиться с родными и близкими А.А. Крупнов. Правда, несколько удивительных фактов все же дошли до земляков. Один из них – дальний подход к берегам Африки, когда руководство одного из государств южного континента попросило советское правительство о помощи – в стране зрел мятеж. Стояли у берегов, так сказать, для поддержания порядка. Ни во что не вмешивались. Но само присутствие подлодки сделало свое дело – мир в стране настал. И сейчас Алексей Александрович уверенно говорит, что тогда и вдали от Родины обеспечивали советские солдаты, матросы безопасность ее границ. Уходили они в большое плавание и на Дальний Восток, оттуда к Мурманску «перегоняли» очередную подлодку. Моряки, а среди них много сельских ребят, дивились мощи родной державы.
В общем воспоминания необычные для человека, живущего вдали от большой воды. Впрочем, не один А. Крупнов проходил службу на подлодке. Даже из его небольшой деревни Бахметьевки таковых несколько человек…
Попав на флот, Женя тоже мечтал о дальних походах, как и отец, но по росту (1 м 90 см) не подошел для службы на подводной лодке. Служил на суше, но с морем был связан, с флотом тоже. Большего сказать не может – не имеет права.
…Это раньше родители ждали от сына-солдата писем. Сейчас письма ребята пишут редко, проще позвонить. Обычно Женя звонил по субботам. Родители, особенно мама, как и все, проводившие на службу сыновей, волновались: все ли хорошо, не мерзнет ли, не голоден, не обижают ли сослуживцы, командиры? Просили рассказывать больше о себе.
В ответ всегда слышали: «У меня все нормально. Здесь полярная ночь. Северное сияние – это красота необыкновенная. Росомах видел – ходят вдоль заснеженных троп». И еще о природе, уже в другие времена года: «Все дружно зацвело… Грибы здесь огромных размеров – по 50 и более сантиметров в диаметре, у нас таких нет». Присылал фотографии свои, друзей на фоне удивительной северной природы.
На дежурство приходилось ходить по два километра порой четыре раза в сутки. И это его не пугало: полезно. О проходивших учениях отзывались одним словом «здорово», не случайно любил в школе физкультуру, играл в футбол, бегал кросс.
…19 ноября 2015 года случился тот самый долгожданный дембель. Год. Срок-то совсем небольшой и на гражданке человека меняет незаметно. Те же 365 дней совсем иные.
– Я на многое стал смотреть по-другому. Повзрослел, возмужал. Я горжусь тем, что служил на Северном флоте, как и мой отец. У меня появилось много новых друзей, а дедовщины у нас не было, – у вчерашнего старшего матроса об армейской службе остались добрые воспоминания.
Сейчас Евгений уехал из родной Ильинки в Н.Новгород, устроился на работу, думает и о дальнейшей учебе. Поздравляя всех мужчин с Днем защитника Отечества, он желает каждому, кому предстоит служба в армии, пройти ее с честью и стать мужественным, настоящим защитником Родины.
Л. Шамкова