Именно так называет своих воспитанников С.Г. Варнашева. Тринадцать характеров, улыбок и секретов.
Осень. Шум дождя. Вальс Шопена с одноименным названием. Удивительная музыка. Неожиданно было услышать ее в детском саду.
За окном ветер и подгоняемый им листопад, а в группе – круглогодичный позитив, занятие в тон золотому сентябрю – осенняя аппликация.
Теплостанский детский сад, старшая разновозрастная группа (от 4 до 7 лет). Занятия проводят воспитатель С.Г.Варнашева и помощник воспитателя Н.К. Курганова, сама некогда воспитатель с более чем тридцатилетним стажем работы.
Пока ребята заняты, удалось рассмотреть обстановку в группе. Она бросается в глаза с порога. Все очень ярко, красиво и насыщенно: мебель, игровое оборудование, каждая тематическая зона. Ну вот хотя бы уголок, оформленный в соответствии с главной темой 2022 года – Года культурного наследия. Его собирали все вместе: и родители, и педагоги, и жители поселка.
Обучающий, развивающий и демонстрационный материал – это вообще отдельная тема. Повсюду яркие, позитивные, невероятные красочные картинки.Вот эта технология называется лэпбук, — уловила заинтересованный взгляд гостьи Светлана Геннадьевна. — Не только несет познавательную информацию, а и позволяет ее осмыслить, провести маленькое исследование, проанализировать, самостоятельно найти ответ. В многочисленные кармашки, дверки, окошки помещены материалы на одну тему. Много различных вкладок, подвижных деталей. Это отличный способ закрепить материал.
А это мы называем макетами. Отлично подходят для оформления группы и, самое главное, в качестве развивающей среды, понятный дошкольникам демонстрационный материал. Посмотрите, у нас много таких макетов по самым разным направлениям, каждую неделю — новая тема: осень, семья, ЗОЖ, День победы… А еще макеты очень функциональны, их легко переклеить и быстро получить новый яркий материал, например, отследить те же изменения осенней природы.
Все новое – хорошо забытое старое. К наработкам прошлого мы добавляем технологии будущего и свое современное видение.
Как только С.Г. Варнашева пришла работать в детский сад, а случилось это три года назад, первым делом сделали яркую группу. Для нее, творческой натуры и рукодельницы, это не составило никакого труда. А еще было приобретено много новой мебели, игрового оборудования и оргтехники. Светлана Геннадьевна отмечает: заведующая детским садом Т.А. Баранова в этом вопросе всегда поддерживает своих педагогов. В первую очередь нужно приобрести не то, что нужно руководителю, а то что нужно воспитателям.
– Да и весь наш коллектив — как одна семья. Помогаем друг другу во всем. Бывают моменты, когда и не поймешь, кто помощник, кто повар, кто воспитатель или заведующая — делаем все вместе. Поэтому и сад наш похож на дом.
Имеется вся оргтехника: ноутбук, музыкальный центр, цветной принтер (три в одном), сенсорная панель. Это есть не во всех городских садах. Дети слушают музыку, шум дождя; посмотрели в окно, на экран – ощущения совсем другие. Они становятся сосредоточеннее, увлеченнее.
Преимущества интернета в работе тоже на лицо. Светлана Геннадьевна вступила в различные профессиональные сообщества, подписана на группы по интересам, общается с другими воспитателями нашей страны. Ведь каждый может поделиться своим опытом, педагогическими находками. И здесь воспитание дисциплины волшебным образом переплетается с любовью детей ко всему сказочному и загадочному.
У нас есть песочные часы, они волшебные. Они помогают нам научиться важным вещам, например, правильно сидеть и внимательно слушать. Садимся на стульчики: спинка прямая, ножки вместе. С каждым разом получается лучше и дольше, мы же старшая группа, подготовишки, будущие ученики. Работает безотказно, и правда, как в сказке. Кстати, идею подсказала коллега из Калининграда, а я придумала песочные часы. Ребята как будто завороженные сидят и наблюдают за тем, как течет песок. Еще есть волшебный колокольчик. Стоит только позвонить, и детки сразу обращают на меня свой взор, у нас тишина, они готовы слушать воспитателя. Вот такое простое волшебство. Я и детей так называю: волшебные мои.
Иногда С.Г. Варнашева задает себе очень важный вопрос: а не слишком ли я строгая? Но она же не подружка, она — воспитатель, «мамозаменительница», как называют ее сами родители, а мамы очень часто бывают строгими. Ведь бываем? С другой стороны… Светлана Геннадьевна в душе остается той веселой, заводной пионервожатой (все-таки 15 лет в школе), и для нее дошколята будто маленький пионерлагерь. Они дружат с природой. Ходят в лес, у них есть дежурный муравейник, следят за ним, навещают и оберегают его. А еще тайное место, тоже волшебное, никто про ту полянку не знает. И много разных других секретиков.
Придумываю разные игры, новое оборудование. Мне кажется, я сама в детстве не наигралась. Выходит, придумываю не только для детей, а и для себя тоже — получаю огромное удовольствие. Помню напутствие своей наставницы, старейшей воспитательницы Теплостанского детского сада А.Н. Перфильевой: детям нужно так рассказать и объяснить, чтобы они смогли понять, осмыслить и запомнить на всю жизнь. Чтобы они сами нашли ответ на вопрос, а не сразу получили готовый и разжеванный. И похвалить непременно каждого.
Она уверена: гораздо важнее математических задач научить детей решать другие: быть щедрыми, добрыми, уметь делиться, просить прощение, помогать друг другу. И когда это происходит, на сердце у нее радостно.
По судьбе…
С.Г. Варнашева считает, что все в ее жизни именно так и происходит. Родилась на Украине. Жили в военном городке в Киеве. Папу, сейчас майора в отставке, а тогда молодого лейтенанта, направили туда служить. Мама всю жизнь проработала в школе, она учитель начальных классов.
И у нее не было другого варианта, да и желания другого не возникало, кроме как работать с детьми. Окончила 9 классов гуманитарного лицея им. Т.Г. Шевченко в Киеве, собиралась поступать в педучилище, но обстоятельства сложились так, что пришлось вернуться на родину родителей в Сеченовский район. 11 класс окончила в Сеченовской средней школе. Потом Шумерлинское педучилище по специальности воспитатель-социальный педагог. Затем окончила заочно Московский педагогический университет им. М.А. Шолохова. Пока училась там, довелось поработать и не по специальности.
Свою педагогическую деятельность Светлана Геннадьевна начала в Теплостанской школе, старшей вожатой. в это же время ее пригласили работать в детский сад учителем-логопедом, и на протяжении 15 лет она успешно совмещала две специальности. Но как всегда это бывает в жизни, нужно уметь сделать выбор, ведь на двух стульях не усидеть. И вот снова детский сад. По душе, по судьбе. Конечно, жаль было расставаться с родным коллективом, школой, в которой работала ее мама Людмила Александровна Варнашева, она сама, учился сын.
Алешка. Алеша. Алексей. Сегодня у него за плечами Алатырский железнодорожный техникум, действующее направление по специальности помощник машиниста. Но получив диплом, он твердо заявил: дальше только я сам решаю, что делать. Пошел служить. Об этом в семье знали всегда, ведь служба в армии для их семьи — это честь. Через пять месяцев подписал контракт. В феврале отбыл на учения в Беларусь. Далее – Украина. Шесть месяцев переживаний, боли и волнения за сына и за свою родину.
С.Г. Варнашева мечтала, чтобы дети познакомились с ее малой родиной. Не думала, что так получится… Пришлось Алексею побывать в Василькове, это недалеко от Киева; в этих частях служил его дед. Немного не дошли до того места, где прошло детство Светланы Геннадьевны…
Месяц А. Варнашев находился в отпуске, рядом с мамой, сестренкой, близкими, друзьями. На днях отбыл по месту службы. С мамой остается надежда и вера в лучшее, в лучшие качества своего сына. И поддержка. В лице родных, земляков, таких же мам таких же солдат. Они общаются, поддерживают связь, подбадривают друг друга. И дума, и радость теперь на всех одна, одна молитва: «Господи! Сохрани и сбереги всех детей!..»
Е. Александрова, фото автора