14.01.2024
В 1973 году в Кочетовку прибыли студенты из Горького. Строилась новая школа, там ребята и проходили практику. Днем работали, а по вечерам трудовой десант превращался в ансамбль. Как горели глаза у местной молодежи, мальчишек: вот бы и в селе ансамбль организовать. Когда практика закончилась, студенты отбыли в город, оставив своим последователям нехитрые музыкальные инструменты: самодельные гитары, вырезанные из дерева, «выкройки» и прочее нехитрое оснащение. Мечта о ВИА начала приобретать реальные черты.
За дело взялись с огромным энтузиазмом. А. Галкин разбирался в электронике, что-то перепаивал, модернизировал, приспосабливал… Сами делали музыкальные инструменты. На простые гитары устанавливали звукосниматели, а воспроизведение шло через киноаппаратуру – ламповую акустическую установку КИНАП. Сначала в клубе крутили кино, а после последнего сеанса, в девять вечера, начинались танцы под живую музыку. Поднимали экран, подключались к колонкам; стулья раздвигали в стороны, и получался приличный танцпол. В восторге были все, кроме киномеханика д.Коли Чурашова: усилители порой не выдерживали.
Репетировали постоянно, коллектив приобретал все большую популярность, а значит, можно было рассчитывать на финансовую поддержку – как тогда говорили, «выбивали» деньги. Так появилась аппаратура «Ритм», два усилителя, ударная установка, три электрогитары. Приобретали на заказ через магазин «Культтовары».
В те годы ВИА был только в Сеченове, так что на периферии кочетовцы были первыми. Кто же они, самые первые? Александр Галкин, основатель ансамбля, соло-гитара; Владимир Саушкин, бас-гитара; Николай Голованов, ударник. Чуть позже в коллектив влились Александр Емелин, ритм-гитара, Владимир Сосин, ударник. Солисты – Александр Елисеев, Николай Баранов. На верхнем снимке, который, безусловно, привлек ваше внимание, — один из первых составов ВИА с. Кочетовка (слева направо): А.Галкин, М.Рябов (когда приезжал в родные края погостить, то всегда играл на танцах, привозил новые песни); А.Емелин; Н. Голованов. Еще А.Голубчиков (тогда студент), когда приезжал домой, всегда играл.
Снимок сделан в так называемой гримерке сельского клуба. Уже не первый год на сцене, коллектив, что называется, раскручен, а внешний вид вообще бесподобен. И это сельская молодежь полвека назад?!
Все были как на подбор, Саша Галкин вообще всегда носил длинные волосы. Кожаные куртки? Это было модно и свободно в продаже, — рассказывает непосредственный участник тех событий А.Н.Емелин.
В 1973 году спорткомитет направил его, перворазрядника по лыжам, работать физруком в Богатиловскую школу. К слову, кочетовские школьники в то время одни из лучших спортсменов в районе, кубок по лыжным гонкам школа завоевывала часто. А год спустя работал физруком уже в родной школе; еще был худруком в клубе.
Разучивали современные песни, нотной грамоте обучал нас учитель пения Александр Иванович Плахов, — продолжает Александр Николаевич. – Все по полочкам раскладывал, аккорды писал, мы разу-чивали.
Александр Иванович, он еще военное дело преподавал, можно сказать, первый руководитель ансамбля, сам участвовал — играл на баяне, — делится своими воспоминаниями некогда солист группы А.П.Елисеев. – Первые, исполненные нами песни, — «Бабье лето», «Что же случилось?», «Березка», про БАМ. А затем и популярная «Не обижайте любимых упреками», исполнял В.Сосин. Многое брали из репертуара ВИА «Синяя птица».
К нам в клуб приезжала молодежь из соседних сел. Мы ездили с концертами по району, выступали в Ратове, Мурзицах, Ручьях, Рогожке, ОПХ, Сеченове… Интерес к нам был огромный, и вслед за нами стали создаваться ансамбли в других селах, например, в В.Талызине.
Солистом ансамбля Александр стал, когда учился в шестом-седьмом классе. Еще немного играл на бас-гитаре. Не так-то просто ему было попасть на репетицию: строгие родители не разрешали задерживаться допоздна, ведь в девять вечера только начинали. Но он нашел выход: когда родители ложились спать, тихонько вылезал в окно. Как в песне: «…без музыки мне оставаться надолго нельзя».
В 1977 году А.Емелин и А.Галкин уехали жить и работать в Кстово; А. Елисеев ушел в армию. Из первого состава остался Н. Голованов. Но у мальчишек помладше глаза горели, эстафету переняли В. Кебин, Н. Сорокин, В.Вострецов, Е.Емелин, В.Костин – эти ребята, по словам Александра Петровича, играли, когда он служил срочную.
А музыка и в армии его нашла. На протяжении всех трех лет (служил в морфлоте, г.Лиепая Латвийской ССР), пел в ансамбле, имел успех, награжден различными грамотами. Однажды на музыкальном конкурсе он исполнил песню «Подберу музыку» композитора Р. Паулса. Пел и не знал, что автор присутствовал на конкурсе. «Я и не догадывался, что на меня смотрит сам маэстро», — снова и снова вспоминает А.П. Елисеев. Р.Паулс дал неплохую оценку сольного выступления А. Елисеева. Потом были интересные предложения, но наш земляк предпочел вернуться домой.
Летом 1980-го снова пришел в ансамбль, привез со службы новые интересные песни. К тому времени только Е. Емелин играл на клавишнике: ребята заканчивали школу, разъезжались кто куда. Примерно через год Александр Петрович переехал в Сеченово и, что называется, с головой ушел в хоккей. Здесь тоже была команда, и нужно было поддерживать товарищей. Спорт в начале-середине восьмидесятых, особенно хоккей, был невероятно популярен в районе.
Вот такая история Кочетовского ВИА. Конечно, не вся история; может, не совсем точная – как-никак полвека минуло с тех памятных времен. Кого-то уже нет на этом свете, кто-то живет далеко и давно не бывал в родных краях. Но ансамбль в Кочетовке помнят. Помнят, как танцевали и наверняка влюблялись под красивые мелодии.
Все события происходили в старом деревянном клубе, который кочетовцы очень любили.