Ей можно рассказать о своих переживаниях, пожаловаться на вредную Машу, которая отобрала игрушку. И всегда поймет, выслушает, поддержит, даст совет. А если нужно — обнимет, погладит по головке, почитает любимую сказку перед сном. Это всё не про маму. Это всё про воспитателя. Это всё про В.И. Тингаеву.
Вера Ивановна воспитатель в детском саду «Алые Паруса». Окончив в 1987 году Горьковское педагогическое училище, два года проработала в детском саду «Малыш». М.А. Гришина, заведующая детским садом — первый и, как говорит сама Вера Ивановна, основной наставник. Рядом опытные коллеги — Н.Н. Лобанова-Гущина, В.В. Васяева. И двадцать пять, а то и того больше (до тридцати) любознательных воспитанников.
Неугомонные, с разными характерами и привычками: кто-то капризничает, кто-то балуется, кому-то слишком весело, а кто-то скучает. И к каждому маленькому человечку нужен свой подход. С кем-то пошутить, кого-то подбодрить, кому-то хватит одного только доброго взгляда, а какого-то «капризку» просто обнять… Это целая наука. Хотя кажется, что для В.И. Тингаевой — это проще простого. Но так ли это?
Когда открывали «Сказку», предложили работу там. И В.И. Тингаева с удовольствием приняла это предложение. Это был 1989 год.
Прошло уже много лет. За это время в системе дошкольного образования произошли большие перемены. «Алые Паруса» движутся в ногу со временем. Этого детский сад добился во многом благодаря опытному коллективу, который возглавляет М.М. Калинина.
Вера Ивановна воспитатель младшей группы: шестнадцать подопечных (по восемь мальчиков и девочек). Команда большая, что и говорить, но Вера Ивановна смогла подобрать ключик к сердцу каждого малыша, ведь с ними она с первых дней их пребывания в детском саду. От того, как правильно надевать носочки и мыть руки до правильного поведения за столом и его сервировки. И этому всему малыши учатся, будут учиться вместе с Верой Ивановной, с человеком, за плечами которого тридцать пять лет педагогического труда. И за всё это время уже выработались свои приёмы воспитания, появилась своя методика. Например, совместно с детьми заниматься театрализованной деятельностью. А что это дает? Дети учатся взаимодействовать друг с другом, а еще такие занятия хорошо развивают речь.
– Каждый день не перестаю удивляться, насколько все детки разные, удивительно умные, умеют своими рассуждениями, умозаключениями поставить ещё ту задачку и передо мной, и перед любым взрослым, — поясняет Вера Ивановна. — Каждый ребенок уникален в своем роде, каждый из них талантливый художник и очень внимательный наблюдатель. И свою задачу я вижу не в том, чтобы переделать, перевоспитать ребенка, а понять и принять его таким, какой он есть, обогатить его знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом.
Быть воспитателем сегодня, в современных условиях, сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания (в 1992-м В.И.Тингаева получила высшее образование в Арзамасском педагогическом институте), опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Ведь детишки иногда ставят ох какие задачки. А рядом, как и всегда, учили, помогали, поддерживали, коллеги: Л.А.Пузанова, Г.М.Пашанова, Н.Н. Чердакова (сегодня на заслуженном отдыхе), Е.К.Зеленина, Н.В.Грыжина, А.К.Лохина (работают вместе с самого открытия детского сада), А.В.Пудова — педагог-психолог, и, конечно, М.М.Калинина.
И рабочий день расписан по минутам. Утром — встретить каждого, а у каждого с утра своё настроение. Зарядка, завтрак, сончас, занятия… Прогулка — самый увлекательный момент, игры, наблюдения, рассуждения, трудовые поручения. И во всем надо быть примером. «Образование от слова образ», — так Вера Ивановна говорит. И всегда следует этому. Если физкультура, то это обязательно спортивная форма, если прогулка, то непременно в руках трудовой инвентарь.
– В своей педагогической работе я часто применяю информационно-коммуникационные технологии, так как современную образовательную деятельность невозможно представить без технических средств обучения. Я часто использую мессенджеры, но только с целью повышения педагогической культуры родителей. Надо сказать, что и наш детский сад хорошо оснащен: в каждой группе есть экран, проектор. Все «прелести» современного мира-телефоны, планшеты, конечно, помогают в работе, но что касается детей, всё должно быть в меру. Ведь очень многие дети не расстаются с телефонами, а это чревато. Я стала замечать за детьми, что они разучились играть в сюжетно-ролевые игры, такие, как дочки-матери, например. Раньше дети лучше могли играть предметами-заместителями: взяли палочку или расческу — это микрофон. Образное, ассоциативное мышление было развито. Сейчас с этим возникают трудности. Предположу, из-за того, что много времени проводят с телефонами и планшетами. Но ведь никакой, даже самый современный компьютер не заменит воспитателя, его эмоционального слова.
Воспитатель высшей квалификационной категории, носитель классического педагогического дошкольного образования В.И. Тингаева среди коллег давно уже снискала авторитет и уважение — она тот человек, на которого можно положиться в любом деле. Ответственная, справедливая, творческая — именно так отзываются о ней те, с кем она уже не одно десятилетие работает вместе. В ней удивительным образом сочетаются огромное трудолюбие, любовь к своей профессии и детям, стремление к совершенствованию педагогического мастерства. Но не это важно и дорого для самой Веры Ивановны: самое дорогое — улыбка её малышей-воспитанников. Детская. А значит — добрая, искренняя, неподдельная.
Т. Карпова, фото автора