24.04.2020
6 марта газета опубликовала материал педагогов Сеченовской школы Н.М. Поляковой и В.К. Шишкановой в связи со Всемирным Днем чтения вслух (первая среда марта). Случайная идея редакции оказалась очень полезной и обсуждаемой в читательской среде.
Когда номер вышел, Валентина Климентьевна подсказала: «Вы найдите еще в календаре день математики и таблицы умножения. Часть школьников не учит ее, или, выучив таблицу, быстро забывает, потому что привыкли пользоваться калькуляторами, а родители не проверяют и не настаивают».
Заглянули в календарь официальных и неофициальных дат: есть, оказывается, и День математика. Отмечался он, правда, 1 апреля. И это не шутка. Праздник носит неформальный характер и пока не наделен официальным статусом. По некоторым источникам, инициатива празднования Дня математика принадлежит студентам и преподавателям Новосибирского гуманитарного университета. Отмечают его студенты математических факультетов, преподаватели вузов, школ уже в разных странах. Вот что говорит по этому поводу педагог Сеченовской школы Е.А. Кутырева.
— Известный фантаст Станислав Лем как-то сказал, что математика – это язык, на котором Бог или природа иногда говорят с человеком. Он отмечал, что главное её свойство – это возможность дисциплинировать сознание, а потому она важна и гуманитариям, и философам.
В наше время учителя математики находятся в очень сложном положении. С одной стороны, это обязательный предмет школьной программы: все выпускники сдают экзамен по математике, это одно из условий получения аттестата. С другой стороны, в век бурного развития вычислительной техники сложно привить детям любовь к данной дисциплине, доказать им, что важно уметь умножать и делить столбиком, когда при них всегда есть смартфон, а в нем калькулятор.
В среднем и старшем звеньях школы мы сталкиваемся с тем, что немало учеников плохо знают таблицу умножения. За этим следуют проблемы при решении задач не только по математике, но и физике, химии. Как ни странно, самая распространенная ошибка на ЕГЭ и ОГЭ по математике — вычислительная. До чего же обидно бывает, когда выпускник, зная, как решить задачу, не может правильно посчитать. Неверный ответ отнимает у него драгоценные баллы.
Кто же будет спорить с тем, что математика прекрасно развивает мышление и воображение, учит моделировать… Как инструмент она дает также возможность объективно оценивать ситуацию. И это одно из важнейших ее качеств. Можно никогда в жизни не применить ни одного логарифма, интеграла или синуса, но можно прекрасно научиться видеть причину и следствие, разделять форму и содержание, прогнозировать возможные последствия тех или иных решений. Поэтому мой совет ученикам: таблицу умножения знайте наизусть! При необходимости любых вычислений в повседневной жизни старайтесь производить их в уме, без калькулятора.
А всем моим коллегам — математикам нашего района – по поводу пусть и неофициального праздника адресую такие слова:
Хочу пожелать вам успехов в труде,
В точной науке удачи!
Чтобы решались не только в работе,
И в жизни любые задачи!