Справедливые услуги

15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей

Покупатель (потребитель) всегда прав! — эту популярную поговорку знают все. А какие вопросы в сфере защиты прав потребителей интересуют людей в настоящее время? Они разные, часто читатели обращаются и в редакцию с просьбой выяснить интересующую информацию. Сегодня, в преддверии этой даты, мы собрали наиболее актуальные вопросы.

Отвечает на них главный специалист отдела экономики, прогнозирования, инвестиций и инноваций Администрации Сеченовского муниципального района – Е.Г. Моисеева.

Елена Геннадьевна, какая работа по защите прав потребителей ведется у нас?

Это бесплатные консультации для потребителей. Граждане получают консультации по заявлению и устному обращению по телефону.

Часто ли граждане обращаются в отдел по защите прав потребителей и с какими жалобами? И всегда ли оказывается прав потребитель?

В 2021 году 120 граждан получили консультации по вопросам защиты прав потребителей, в том числе: по торговле продовольственными товарами; по торговле непродовольственными товарами, в т.ч. технически сложным товаром бытового назначения; через Интернет или мобильные приложения; торговля по образцам (мебель); предоставление услуг по ремонту и строительству жилых помещений.
Но в основном граждане обращаются за консультацией по технически сложным товарам. Ситуации бывают совершенно разные. Учитывая особенности законодательства РФ (дата покупки, сроки возврата, обмена или ремонта товара, категория товара), потребители не всегда бывают правы.

Есть ли сейчас в торговых точках книги жалоб и предложений?

Их отменили в начале 2021 года. Сейчас торговые объекты не обязаны иметь в наличии книгу жалоб и предложений. Соответственно, предъявление данной книги по желанию клиента теперь остается на усмотрение владельца. Однако аналогичной замены жалобной книге законодательством не предложено, поэтому вопрос по работе с претензиями потребителя остается открытым. Но если потребитель высказывает претензию в отношении магазина, то руководство обязано отреагировать на нее.

Почему в аптеках при покупке лекарственных препаратов в последнее время покупатели сталкиваются с тем, что, например, таблетки, капсулы, не продают блистерами или пластинками, а только пачками (упаковками)?

1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24.11.2021 № 1093н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения…». На основании этого документа пошли опасения граждан по поводу ограничений при продаже лекарственных препаратов путем деления упаковки. Согласно разъяснениям, указанным в письме Минздрава РФ от 18.02.2022 года № 25-4/И/2-2643 «приказом № 1093н не установлен запрет на деление вторичной упаковки при отпуске лекарственных препаратов». В настоящее время аптеки реализуют лекарственные препараты путем деления блистеров (или пластинок, ампул), если в упаковке не менее 60, 90 или более таблеток.

Возможна ли реализация хлеба в неупакованном виде?

На основании Постановления главного государственного врача РФ от 20.11.2020 № 36 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил CП 2.3.6.3668-20», вступившего в силу 1 января 2021 года (далее — Правила) установлено: в соответствии с пунктом 8.4 Правил в торговых объектах реализация пищевой продукции, не упакованной производителем, непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки (мытье, термическая обработка), должна осуществляться в потребительской упаковке, за исключением случаев реализации пищевой продукции через торговые аппараты и (или) дозирующие устройства, исключающие непосредственный контакт потребителя с продукцией до осуществления фасовки; в соответствии с пунктом 9.5 Правил, при организации мелкорозничной торговли и ярмарок — реализация хлеба, кондитерских и хлебобулочных изделий должна осуществляться в упакованном виде.
Ранее, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 N 55, в магазинах розничной торговли хлеб и хлебобулочные изделия могли быть проданы потребителю без индивидуальной упаковки. С 1 января 2021 года это стало незаконно.

Залежалый (просроченный) товар часто ли встречается на полках при проверках торговых точек и какие меры принимаются в случае обнаружения?

Согласно статье 5 Закона РФ от 7 февраля 1992г. № 2300-1«О защите прав потребителей», магазин не имеет права реализовать товар по истечении срока годности. Такие продукты являются некачественными, несут угрозу здоровью. Продавец обязан их уничтожить или утилизировать. Контролирующим органом, с целью выявления нарушений в сфере защиты прав потребителей, является Управление Роспотребнадзора. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), весной 2020 года проведение проверок малого и среднего бизнеса было приостановлено. В ходе последних событий, происходящих в стране, мораторий на проведение контрольных мероприятий продлен. Мониторинг торговых объектов на районном уровне показывает, что такие случаи встречаются редко. Но, если обнаружены товары с истекшим сроком годности, работники торговли своевременно реагируют на замечание и убирают товар с полок магазина.
Потребителям хотелось бы напомнить, что при покупке продуктов нужно внимательно рассмотреть упаковку на предмет целостности, даты изготовления и срока годности.

Какая тематика является основной в сфере защиты прав потребителей в этом году?

В этом году день защиты прав потребителей проходит под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги». Ведь именно использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.
Банкоматы, платежные терминалы делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, обналичивание денежных средств без участия сотрудника банка. Мобильные банки позволяют пользователю дистанционно контролировать состояние счетов, совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи гаджетов. С помощью цифровых средств платежа (электронные деньги) можно оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе. Все это не только создает комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать.
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Их преимуществом является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.

Имеются ли у нас в районе случаи обмана граждан при покупке товаров через интернет-магазины и как поступать людям в данных случаях?

Таких обращений не поступало, но информация по обману граждан существует.
Дистанционный способ продажи товара с использованием сети Интернет в настоящее время стал очень популярным среди граждан нашего района. Особенностью розничных интернет-продаж является то, что у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром в момент принятия решения о покупке и оплаты товара на месте покупки. Такая схема торговли определена ст. 497 ГК РФ. Отношения же с покупателями интернет-магазина регулируются Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» и ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Сайты объявлений пестрят различными видами товаров и услуг и удобным способом оплаты и доставки. Но нередко удобно это только мошенникам для отъема денег у граждан.
Поэтому желательно заранее изучить отзывы, посмотреть характеристики товаров на других сайтах, внимательно оформлять заказ. Нужно соблюдать несколько простых правил: никогда не вносить предоплату за товар, не переходить по ссылкам на внешние сайты, если их прислали другие пользователи, не диктовать и не высылать никому личные данные — CVV/CVC-код банковской карты, коды из SMS от банка или других сервисов.
Если столкнулись с обманом, требуется немедленно обратиться в полицию с заявлением и доказательствами, подтверждающими факт совершения противоправных действий: документы (договоры, чеки, квитанции, расписки и пр.), фотографии, видеозаписи, свидетельские показания. С доказательствами значительно проще найти злоумышленников и привлечь их к уголовной ответственности. Также обращение должно быть направлено на официальный сайт Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.
Всемирный день защиты прав потребителей довольно молодой в нашей стране праздник. Каждому человеку, соответственно, каждому потребителю, я сегодня пожелаю приятного обслуживания в любой сфере, приятных покупок и, конечно же, удачи!

Беседовала О.Рыженкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *