Наверное, для каждого человека нет ничего страшнее одиночества, а тем более, одинокой старости. И от этого, к сожалению, никто не застрахован. А чтобы человек не остался один на один с проблемами, связующей ниточкой с миром становятся социальные работники. Эта профессия требует немало физических и эмоциональных сил. Далеко не каждый человек способен разделить чужую боль, сопереживать, поддержать, оказывая при этом полный набор социальных услуг.
Наталья Владимировна (на фото) и Наталья Андреевна Васильева трудятся социальными работниками. В своей профессии они не новички, за плечами у каждой уже значительный опыт.
Н.В. Свинцова работает в этой сфере пять лет, Н.А. Васильева — десять. Это своего рода юбилейные даты, которые означают, что для них это уже не просто работа, а образ жизни. На попечении одного соцработника находится сразу несколько пожилых граждан. У каждого из них своя жизненная история, свой характер и привычки.
Наталья Андреевна сейчас обслуживает шесть женщин, все они в солидном возрасте от 83 до 93 лет (три в Сеченове и три в Мамлейке). «Мои бабушки» — так она называет своих подопечных.
– Поначалу было тяжело и непривычно, тогда эта сфера была не так известна: как это — ухаживать за чужими людьми? Но потом освоилась, сейчас уже не представляю себя на другом месте. Мои подопечные все разные, но все самые лучшие и за долгое время стали близкими людьми. Я отношусь к ним с большим уважением, поэтому и конфликтов не возникает.
Наталья Владимировна ухаживает за пожилыми людьми в Мамлейке (4) и Сеченове (1). Среди ее подопечных в основном пожилые мужчины. На службу она пришла в июне 2015 года.
– Возникли проблемы с работой и решила устроиться соцработником. До этого ухаживала за своей бабушкой, поэтому небольшой опыт в этом деле был, хотя сразу предупреждали, что работа трудная, особенно морально, и не каждый здесь остается. Но я как-то сразу поняла, что это мое, и не разочаровалась в своем выборе.
Работа с пожилыми требует большого терпения, умения сопереживать. Эти люди меня многому научили: умению решать трудные жизненные ситуации, лучше понимать других. Все они для меня не просто клиенты, а практически родные люди. Я помню их всех, стараюсь не забывать и поздравить с днем рождения, даже тех, кого сейчас уже не обслуживаю. До сих пор поздравляю одну бабушку, каждый год в день ее рождения прихожу к ней хоть на несколько минут. Ей, оказывается, никто не дарил цветы, и когда я в первый раз пришла к ней с букетом, она была рада до слез. Ведь это так трогательно – сделать человеку приятное. Старикам так мало нужно.
Рабочий день социального работника обычный – с 8.00 до 16.00, в понедельник – до 17.00, выходные в субботу и воскресенье. Но иногда приходится навещать своих бабушек и дедушек и в другое время, ведь ситуации бывают разные. Сходить в магазин, аптеку, оплатить по счетам за коммунальные услуги, убрать квартиру, выполнить другую работу по дому, огороду, постирать и погладить белье, приготовить еду, помочь в оформлении льгот, субсидий и иных документов — вот далеко не полный перечень предоставляемых услуг. Также добраться с ними до больницы, проводить на прогулку, на какие-то мероприятия. Все свои действия по времени подробно записывают в журнале, который заводят на каждого клиента. Кроме того, конечно, обязательная отчетность. Но женщины трудятся на совесть. Подопечные живут в разных селах, и хоть от Мамлейки до Сеченова расстояние небольшое, преодолевать его приходится все больше пешком. В теплое время года это не проблема, уже привыкли; в непогоду, особенно зимой, сложнее. За рабочий день проходят более 10 километров.
В первую очередь люди хотят общения, ведь зачастую они постоянно одни в четырёх стенах. Пожилые люди ждут соцработников, знают в какое время они приходят, с беспокойством поглядывают в окно и волнуются, если вдруг приходится задерживаться. Подопечным все интересно: с кем-то телепрограммы обсудить, кому газеты почитать, рассказать новости. Много говорят о своей жизни, рассказывают интересные истории. Те, кто постарше, делятся воспоминаниями и о тяжелом послевоенном времени.
Пенсионеры успевают привыкнуть к своему соцработнику настолько, что тяжело переживают, когда они уходят на больничный, в отпуск, не признают даже временной замены, звонят в центр социального обслуживания, требуют только своего социального работника. Чтобы заслужить такое отношение к себе, надо быть терпеливым, внимательным, уметь поддержать, чтобы пожилой человек понял, что он не одинок и кому-то нужен. И терять своих подопечных очень тяжело, как родных людей, но жизнь есть жизнь…
Самое сложное и самое главное в работе, по словам женщин, найти подход к каждому человеку. У пожилых бывают и капризы, и плохое настроение, но это нужно спокойно воспринимать и просто приходить к этим людям и помогать им. За годы работы подопечные меняются, но женщины всех помнят, рассказывают о них с теплотой, а с некоторыми и до сих пор общаются.
Только добрые слова говорят Наталья Андреевна и Наталья Владимировна и в адрес своего коллектива, руководителей:
– Нам очень повезло, очень тепло и хорошо приняли, объяснили все тонкости работы, это очень важно, особенно в начале, когда для тебя еще все ново и незнакомо. Это и С.Е. Малеева, наш уважаемый руководитель комплексного центра, и непосредственный руководитель Л.И. Мурзакаева, замечательный человек. Она всегда нас поддерживает, помогает, всегда вместе с коллективом, а когда такие отношения — и работать проще.