2.04.2021
Предыдущий учебный год был для кочетовских школьников особенный. Нет, дело здесь не в пандемии и дистанционном обучении. В их школе был открыт центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», который познакомил ребят с миром новых технологий.
«Точка роста» — это федеральная сеть центров образования цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, организованная в рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». На сегодняшний день это один из 42 центров Нижегородской области, которые начали свою работу, и пока единственный в Сеченовском районе.
— Скажу с уверенностью, нам, Кочетовской школе, очень повезло, — подмечает заведующая филиалом Мурзицкой средней школы — Кочетовской основной и по совместительству руководитель центра «Точка роста» И.В. Саляева. — Согласно проекту центр должен располагаться в двух помещениях школы площадью не менее 40 квадратных метров каждое. У нас есть такая возможность. Мы сразу же включились в работу. Объём проделанных работ колоссальный. В кабинетах нужно было сделать капитальный ремонт, подготовить помещения под центры с учётом определённых нормативных требований и стандартов. Для центра «Точка роста» определили два кабинета школьного здания. Все классы оформляются в едином стилистическом решении, что утверждено на федеральном уровне, поэтому в помещениях были выполнены ремонт и графическое оформление стен. Единый брендинг, логотипы, сочетание серого, белого и красного цветов — главные требования при оформлении кабинетов и проектных зон. Было разрешено каждому району добавить в дизайн классов что-то своё. У нас хорошим дополнением стал символ Н.Новгорода — олень. Мебель также изготовлена с учётом таких рекомендаций. Администрация района, Земское собрание оказали большую поддержку, выделив из районного бюджета порядка 395 тысяч рублей, на которые был сделан ремонт, также были выделены средства и на необходимую мебель. Все работы нами были выполнены в срок, после чего мы получили цифровое оборудование и опять же в намеченные сроки, 1 сентября 2020 года, открыли нашу «Точку роста».
Это не просто учебные кабинеты. Это площадки, оборудованные по последнему слову учебной техники, которая помогает детям по-новому осваивать «Технологию», «Информатику» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Кабинет проектной деятельности
Класс для проектной деятельности — это такой центр общественной жизни школы, который включает в себя шахматную гостиную и медиазону.
Сегодня шахматы стали очень популярны в школе. Кочетовские ребята участвуют в школьных, районных турнирах, занимают призовые места, играют на переменах. Здесь установлены шахматные столики. Учитель начальных классов и истории, педагог дополнительного образования «Точки роста» Н.А. Мамонтов ведёт шахматный кружок «Юный шахматист». Обучение ведётся как за обычными шахматными досками, так и с использованием магнитной демонстрационной доски. Здесь занимается порядка 20 ребят. Группы разновозрастные. Осваивать теорию, а также практику помогает интерактивная панель — большой сенсорный экран, другими словами, — полноценный планшетный компьютер.
Николай Александрович провёл мастер-класс. «Шахматы — уникальная игра, — говорит он, — родители, если сомневаетесь, отдавать ли ребёнка на шахматы или нет, знайте, польза игры неоценима. Многоходовые партии учат мыслить, развивают умение за короткий срок концентрироваться и сосредотачиваться, выполняют важнейшие функции в школьном развитии ребенка».
В этом же классе расположен мобильный напольный экран с хромакеем. Его ребята активно используют, когда участвуют в различных конкурсах. Сейчас же очень часто условием участия в том или ином конкурсе является работа с видеоматериалами. Так вот, хромакей здесь очень выручает. Подобная технология позволяет создавать практически любые задние планы и внедрять любые компьютерные спецэффекты. Кстати, широко используется кинематографистами.
— Дети учатся работать с видео
файлами, — поясняет Ирина Васильевна. — Учатся выставлять свет, настраивать камеру и фон, работать в кадре, работать в монтажной программе. В нашем современном мире важно дать детям навыки работы с цифровой камерой, научить их использовать цифровую технику в качестве рабочего инструмента. Для детей — это хорошая возможность. Даже сама культура этого класса — продуманный дизайн, выдержанный стиль — приучает детей к эстетике, гармонии.
Кабинет
цифровых и
гуманитарных компетенций
Здесь проходят уроки информатики, ОБЖ и технологии. Особый интерес к 3D принтеру, на котором, говорят, можно напечатать абсолютно всё.
— Ещё совсем недавно мы даже не представляли, как работает трёхмерный принтер, — говорит учитель математики В.В. Кириллов. — Сегодня эта технология вполне доступна даже нашим младшеклассникам. Почти все, что можно нарисовать на компьютере в 3D программе, может быть воплощено в жизнь. Самые разные скульптуры, игрушки, фигуры могут быть напечатаны на 3D принтере. Здесь дети получают и развивают необходимые знания и умения работы с персональным компьютером, геометрические и математические знания.
Тут же ребята практически без помощи педагога показали, на что способен 3D принтер, продемонстрировали, как он запускается и работает. В итоге через несколько минут в руках готовая продукция объёмной печати: логотип центра «Точка роста».
ОБЖ — предмет в школе не новый, но в «Точке роста» он приобрёл новую окраску. Учитель ОБЖ Б.А. Курков работает в школе хоть и недавно, но очень легко принимает все новшества, пришедшие в школу с появлением центра. Изучается не только теория в учебнике, но и практика: наложение повязок, остановка кровотечения на муляже, действия при остановке дыхания и многое другое.
На новый уровень вышли и уроки технологии. Они теперь интересны не только девочкам. Дрели, лобзики, шлифовальные машины, клеевые пистолеты, электронные штангенциркули дополнили образовательный процесс.
Но сегодня сложно найти ребенка, который бы не заинтересовался роботами. Юным исследователям, которые жаждут познать основы робототехники, изучить устройство и принципы работы механических моделей различной степени сложности, очень нравится работать с конструкторами «Лего». Василий Валерьевич говорит, что любимый всеми детьми «Лего» — это возможность развивать любознательность, восприимчивость, логическое мышление и воображение, ведь он позволяет собрать более 50 моделей, в том числе с электродвигателем.
— Кружок «Робототехника» посещают учащиеся с 1 по 6 классы. Собрать любую игрушку, робота из конструктора могут все дети. А вот научить его думать, запрограммировать — вот в этом и заключается главная задача занятий по робототехнике. Для этих целей используются компьютеры и специальное программное обеспечение, позволяющее с помощью простых и понятных алгоритмических схем создать программу любой сложности. При желании ребята могут изменить программу, придумать свою, и тогда они соберут уже свою собственную модель, — объясняет В.В. Кириллов.
Помимо прочего современного оборудования школа оснащена ещё и квадрокоптерами, которые вызывают у ребят особый восторг, т.к. они могут не только вести видеосъемку, но и выполнять различные трюки.
— В нашем центре их несколько. Один из них можно поднять в воздух только при соответствующем согласовании. Мы объясняем ребятам, что дрон — это интересная, но опасная вещь. Поэтому ребята относятся к полетам со всей ответственностью, — рассказал Н.А. Мамонтов.
При помощи маленького дрона недавно ребята сделали обзорную съемку территории школы.
— Они составили маршрут полета, практиковались в управлении квадрокоптером. Одним из результатов тренинга стало видео, на котором запечатлен вид нашей школы с высоты птичьего полета, — пояснил педагог.
— Я хочу сказать, что здесь учатся не только дети, но и мы, педагоги, — подытожила Ирина Васильевна. — Учащиеся и преподаватели вместе осваивают новые возможности цифровизации. Радует, что современные технологии сегодня доступны нашим сельским детям. «Точка роста» позволила решить задачи по обновлению материально-технической базы школы, что очень облегчило нам работу в период дистанционного обучения; решила задачу по повышению профессионального уровня педагогов. И, конечно же, предоставила детям дополнительные возможности развития современных технологических навыков, и знания, приобретённые в центре, им, безусловно, пригодятся в дальнейшем. Здесь мы проводим социокультурные мероприятия, школьные праздники, совещания, конференции. У нас теперь новейшее оборудование, новые ноутбуки, достаточное количество шашек и шахмат. За прошедший год была проделана колоссальная совместная работа учителя и ученика, так как в центре каждый ребенок найдет что-то для себя нужное и полезное. В кружковой деятельности заняты все учащиеся школы, а их 50, в том числе и дети с ОВЗ.
Сеть «Точек роста» будет расширяться. Предполагается, что в этом году подобные центры появятся в Сеченовской и В.-Талызинской школах. Ведь цель у проекта одна — уменьшение разрыва между городскими и сельскими, поселковыми школами, чтобы каждый ребёнок, где бы он ни жил, будь то небольшое село или крупный город, мог развивать свои таланты.