Альбина Николаевна и её 4 «г»
У Альбины Николаевны выпускной 4 «г». Каким будет этот выпуск по счету, затрудняется сказать. А начиналась ее педагогическая работа еще во второй половине 1970-х годов. Будучи студенткой-третьекурсницей она уже вела уроки математики в одном из сел Лукояновского района, а на зачеты в педучилище приезжала по субботам.
– И маме было легче меня учить – стипендия и зарплата по тем временам хорошая – 100 рублей, – вспоминает то счастливое время А.Н. Пронина и добавляет: – Все в жизни моей могло бы сложиться по-другому, если бы заканчивала я не Лукояновское, а Канашское училище, в которое поступила в 1975 году.
Училище славилось на всю округу и за пределами подготовкой кадров, своей строгостью и требовательностью.
Помимо всего прочего я училась играть на баяне. Училище чувашское, но была в нем русская группа, выпускники которой направлялись в том числе и в Горьковскую область. Когда заканчивала второй курс пришел приказ: выпуск только по Чувашии. Пришлось переводиться в Лукоянов.
С дипломом учителя начальных классов Альбина Николаевна вернулась на родину. Учила мамлейских ребят, а потом работала в своем родном Алферьеве – в детском саду. Немало времени прошло, прежде чем вернулась к своей настоящей профессии, имея к тому времени уже диплом Арзамасского пединститута. С 1992- го учила младших школьников на финском поселке, пока школу в 2010 году не закрыли. И вот четвертый год – в Сеченовской средней. Получается, этот 4 «г» – ее первый здесь выпуск.
– Хороший класс, дружный, – довольна своими воспитанниками А.Н. Пронина. – Пять отличников, 10 хорошистов. Очень активные, в большинстве своем, родители поддерживают во всем. Они уже знают, чего хотят от своих детей.
У нас четыре четвертых класса. И каждый работает по своей программе. Мы идем по программе «Гармония». Нравится, очень интересная, дает хорошие знания, она как стандарт новых ФГОСов. Непросто, конечно, по ней учиться. Да и вообще учиться нелегко. Ни один ребенок без родителей сейчас не может обойтись при подготовке домашних заданий.
Большое дело – компьютер в классе, Интернет. Три года пользовалась документ-камерой. Кладу тетрадь с заданием, например, она проецируется на экран, выполняю задание, умышленно допуская ошибки, дети видят это на экране и правят. В этом году камеру позаимствовали для первоклассников.
Сложно сейчас учиться еще и потому, что в начальных классах новые предметы: информатика, иностранный язык, ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики). Может быть, кто-то и не согласится со мной, но, считаю, рано со второго класса (а теперь и с садика обещают) иностранный язык учить, когда они еще не постигли азы русского языка…
Одной из главных составляющих хорошей учебы уже в среднем звене Альбина Николаевна считает чтение. Практически все ее четвероклассники укладываются в норму, есть и такие, кто читает 120 слов в минуту.
А еще класс очень активный, артистичный, певучий (А.Н. Пронина старается все выступления ребят запечатлеть на фото). Вот они выступают перед педагогами-ветеранами, вот мальчик и девочка в необычных национальных костюмах рассказывают, как много наций и народностей населяют Россию. Это брат и сестра, семья приехала в Сеченово из Бишкека, а одежда афганская – папины корни оттуда. Все ребята были в восторге, и взрослые тоже…
А впереди еще множество праздничных мероприятий и новых открытий по дороге знаний.
Дочка А.Н. Прониной Аня (на фото внизу – слева) тоже пошла по маминой стезе – закончила Арзамасский пединститут, уже создала свою семью, трудится пока в садике «Березка», хотя по профессии тоже учитель начальных классов. Но говорит, что с самыми маленькими работать ей нравится больше. Мама не возражает.
Л. Шамкова