21.10.2023
Какое точное определение профессии учителя дал в своем стихотворении-посвящении Р. Рождественский. Действительно, труд педагога – труд на перспективу. Воспитание одного поколения за другим…
Как отзовется их слово, их вклад в становление человека, формирование личности, воспитание полезного члена общества? Ответ даст будущее. А труд учителя, как правило, долог. Быть полезным до конца,
успеть передать ученикам все свои знания и мудрость. И через много-много лет увидеть плоды своего труда. Добрые, светлые, выросшие от семечка, заложенного в детстве, в школе.
У каждого педагога тоже был первый учитель, человек, повлиявший на выбор жизненного пути. Учителя начальных классов Мурзицкой средней школы С.Ю. Платонова, Г.А.Шорина, Н.А. Гришина в этом вопросе единодушно сходятся во мнении. И педагогический стаж у них абсолютно одинаков – 35 лет. А все просто: нынешние коллеги — бывшие одноклассницы. Об этом мы узнали из беседы с ними в преддверии их профессионального праздника – Дня учителя.
И это еще не все знаменательные даты с пятерками. Их коллега Е.Ю. Платонова, учитель русского языка и литературы, в самом начале учебного года также отпраздновала юбилей. Женский возраст – классическая маленькая тайна, а вот учительство ее продолжается уже тридцатый год. Для их семьи эта профессия точно дальнего действия. Далеко не одним педагогом представлен их род в нашем округе. И не только. Когда-то об этом мечтала их мама, но волею случая стала агрономом. Зато мечту ее воплотили все три дочери: Елена Юрьевна и Светлана Юрьевна трудятся в Мурзицкой школе; Галина Юрьевна (Панкрушина) – преподаватель Кочетовской школы (филиала Мурзицкой СШ), тоже филолог. Разные, казалось бы, профессии, а сколько общего: нива сельскохозяйственная, нива просвещения – что посеешь, то и пожнешь.
Здравствуй, школа!
– В начальную школу нашей деревни Ручьи я и мои ровесники пошли в 1976 году. Это было старое деревянное здание с печным отоплением. Один класс-комплект (1-3), одиннадцать учеников. Проучились мы совсем немного, как школу закрыли, а нас перевели в соседнюю Мурзицкую, — рассказывает Н.А. Гришина.
И сразу небольшое лирическое отступление. Произошло это во второй учебной четверти, ближе к зиме, поскольку уже успели ударить морозы. А морозы помнятся благодаря яблокам. Вы уже, наверное, поняли, как это связано между собой? Многие помнят главное зимнее лакомство давней поры – морозовые яблоки. Их вносили с улицы, из сеней в дом, отогревали на батареях и печах. Ручьинские ученики клали яблочки на подтопок, пока шел урок, «морозки» оттаивали, а на перемене лакомились ими. Какие сочные, ароматные были! Незабываемый вкус детства.
– В Мурзицах мы учились в первую смену. Дорог не было, в грязь, распутицу шли маленькие ученики с большими портфелями. Зимой, в сильную метель, когда с края нашей деревни ничего не было видно, мы разворачивались и бежали домой (ох, веселые деньки).
С.Ю. Платонова и Г.А. Шорина родились и выросли в Мурзицах. Свои школьные годы они помнят также хорошо.
– Никогда не забуду случай, который произошел, наверное, уже в пятом классе, — с неизменной улыбкой рассказывает Галина Александровна. – Мы были активистами, всюду участвовали, в общем, не скучали, но так хотелось нам попасть на огоньки, которые проходили в старших классах. Пока еще дорастешь… Но мы не растерялись. Подготовили сценарий, праздничную программу, это было весной, как раз, наверное, под 8 Марта. Открыли школу (ключи находились в укромном месте, но ни для кого это не было секретом) и сами, одним только нашим классом, провели заветный огонек. Потом попало, конечно. Но какова была самостоятельность!
И снова здравствуйте!
Школа их познакомила, школа их связала. По окончании 8 классов Светлана поступила в Ивановское
педучилище. Отработала в одной из школ положенные три года и в 1991 году вернулась на родину. Надежда и Галина окончили десятилетку и поступили в Лукояновское педучилище. В отличие от подруг Г.А. Шорина учительствовать начала в Ратовской школе, поскольку там встретила она свою судьбу и создала семью; там проработала учителем начальных классов более двадцати лет. А уже в 2011-м влилась в коллектив Мурзицкой средней школы. На троих более ста лет педагогической деятельности. Во многом похожие школьные истории. И один ответ на вопрос: «Почему я стал учителем?»
– Все пошло от первых учителей. Вот сегодня в нашем классе разговор о важном был как раз об этом — о первом учителе, — продолжает тему С.Ю.Платонова. — Я ребятам рассказала об А.Е. Лутохиной, других преподавателях. Кстати, Анна Евгеньевна – моя родственница, двоюродная сестра. Но, скажу, никаких поблажек мне, первоклашке, не было. Она строгий и справедливый педагог, такой была и оставалась на протяжении всей своей большой педагогической деятельности.
– О школьных годах, учителях у нас только хорошие воспоминания. В.А. и Г.Н. Пушкаревы (Геннадий Николаевич был классным руководителем), М.Я.Журкина, Е.А. Лукьянова, В.И и Т.И. Кунтенковы, А.А. Акимов, В.А. Леванова и другие – мы помним всех.
Равно как и уже своих воспитанников. Коллеги по очереди называют всех своих первых учеников, всех поименно. Для Надежды Анатольевны таковыми стали одиннадцать второклассников и третьеклассников (класс-комплект). Для Галины Александровны – тоже второклассники и третьеклассники, на класс-комплект она вышла из декрета, когда первому ребенку было всего четыре месяца. А непосредственно педагогическим стартом стала работа с группой продленного дня. Четырнадцать четвероклассников, подвижных, озорных, где девочки не уступали мальчишкам, стали первыми учениками Светланы Юрьевны. Но вовсе не это беспокоило молодого педагога.
– Поначалу, придя в свою родную школу, очень переживала: как это, быть на равных с учителями, которые еще совсем недавно тебя учили, и вот теперь мы — коллеги. Очень ответственно и в какой-то степени даже неловко. Но приняли меня хорошо. Директором школы был уже Н.А. Старков, а выпускались мы еще при руководстве В.И. Кунтенкова. Наставником для меня стал опытный педагог Мария Яковлевна Журкина, учитель истории. И было это больше тридцати лет назад.
Учительница первая моя…
А самое главное помнится до сих пор. Свою первую учительницу Лутохину (Наумову) Анну Евгеньевну я запомнила молодой, стройной, в белом в синюю полоску платье. Именно этот ее образ всю жизнь стоит перед глазами, — поделилась своими чувствами Н.А. Гришина.
– Во втором классе нас учила опытный преподаватель Бакараева Мария Андреевна, в третьем – Александра Николаевна Акимова, тогда еще молодая, красивая (как, впрочем, и теперь). Потом она стала пионервожатой, и мы по-прежнему к ней тянулись. Она никогда не давала нам скучать: проводила с нами различные мероприятия, на переменах занимала играми… Только перемена – мы к ней, — поддерживают тему Светлана Юрьевна и Галина Александровна. – Разве могли мы сделать иной выбор?
Вот и они стали (станут) для кого-то примером. Светлану Юрьевну через соцсети отыскала первая ученица из Ивановской области. Написала, что давно хотела найти. Прислала трогательное сообщение-воспоминание, где есть такие строчки: «А как мне нравилось Ваше платье, темно-синее, с белой брошью…». Запоминается все: и речь учителя, и его доброта; его улыбка, красивая прическа… И платье. В памяти не просто имя и лицо – в целом образ незабвенный.
Наши дни
Многое, если не сказать все, поменялось за эти годы: образовательные стандарты, люди… Другие требования, другие отношения… Электронные дневники, классные журналы, что школьникам прошлых лет и присниться не могло. Некогда педагоги-новички сегодня — ветераны школы. Теперь уже они втроем старшие (по возрасту) преподаватели. Имеют высшее педагогическое образование, высшую и первую квалификационные категории. С.Ю. Платонова — руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, в 2023-2024 учебном году она ведет четвертый, выпускной, класс, где шесть учеников. Г.А. Шорина знакомит с миром знаний очередной первый класс, семь первоклашек сели за парты в Мурзицкой школе. Н.А. Гришина, имея психолого-педагогическое образование, обучает на дому ребенка-инвалида, а еще возглавляет ШМО классных руководителей.
Новый учебный год на высокой скорости преодолел сентябрь и в октябре не сбавляет темп. Мчится время. Вот уже и А.Н. Островского прошли в десятом классе. Уже написано традиционное сочинение по «Грозе», раскрыт образ главной героини – Катерины… Знакомясь с произведениями классиков проводят параллель с современной жизнью. А теперь «Обломов» И.А. Гончарова. Уж куда современней. Жаль только, читают сегодня дети в большей своей массе мало, в основном только по школьной программе, по заданию. А так хотелось бы, чтобы чтение книг было потребностью души, говорят Е.Ю. Платонова и учителя начальных классов. Чтобы не овладевала людьми с детства душевная и физическая леность. Чтобы дети стремились к самостоятельности (а взрослые этому способствовали). Мечтали, строили планы, двигались к новым высотам. И достигали их. Не успокаивались, зажав свою синицу в руках, а видели и журавля в небе.