Учитель. Даже имя его произносилось с трепетом
И сейчас можно иногда услышать от молодых людей: «Буду учителем, как…» И называют имя любимого преподавателя. Но бывает это редко. А вот когда-то…
О том, как значим был учитель и для учеников, и для их родителей, говорили на встрече, организованной библиотекарями ЦРБ, ветераны педагогического труда. В пору их юности учителя, врачи были главными людьми, особенно на селе. Учительницу считали едва ли не богиней. Она все знала, могла ответить на любой вопрос, с нее брали пример, хотели быть похожими на нее — походкой, манерами, одеждой, прической. Родители воспринимали замечания как руководство к действию: виноват ребенок, значит, будет наказан. И напрасно провинившийся оправдывался перед отцом и матерью: учитель сказал — этого достаточно. И даже когда в ходе урока применялись не совсем педагогические приемы, никто не торопился жаловаться, никто не звонил, не писал «куда следует». Конфликты «разруливались» незаметно, сами собой.
Многие в те далекие годы хотели стать математиками, литераторами, историками, химиками, потому как перед ними был он, отличный от всех других человек, — учитель. Зарплата?! Вот что, пожалуй, интересовало выпускника школы менее всего. А зарплата педагогов тогда была меньше, чем у простого рабочего.
…А разве кто из родителей возражал, чтобы его ребенок ходил на практику, подметал и мыл класс? Никто не считал это унижением личности, никто и думать не мог, что над ним издеваются, заставляя пропалывать грядки, собирать картошку на полях колхоза или чистить корнеплоды сахарной свеклы. Ну а о том, чтобы обсудить учителя при ребенке и речи быть не могло.
…Сегодня привлекают молодежь в эту профессию зарплатой, программами. Но не могут защитить учителя, тем более молодого, от всевозможных выпадок и даже издевательств, что нам не раз демонстрировали с экрана телевизора. А сколько показательных «судов» устраивается через TV и Интернет. Снимет нерадивый ученик на сотовый телефон доведенного им же до гнева учителя и — на всеобщий просмотр. Нажалуется дома родителям, а те в школу с разборками, а потом и вся школа «загремит» где-нибудь в «Пусть говорят». Поставит заслуженную «двойку», и тут же угрозы. Вот и думай, учитель, или справедливым быть, или обвиняемым в том, что довел этой «двойкой» ребеночка до плохого.
…К счастью, в те далекие годы, годы юности З.В. Культиной, Т.А. Борисовой, К.А. Молявиной, З.Н. Жуленковой, Л.В. Гуськовой и других ветеранов педагогического труда все было по-другому. О том, как, почему выбрали этот путь, они с удовольствием рассказывали на встрече в библиотеке. И каждый из них вспоминал имя любимого учителя, продолжателем дела которого так хотелось стать. А потом уже их ученики становились физиками и лириками по примеру своих любимых наставников.
Уйдя на заслуженный отдых, многие из них продолжали трудиться, а некоторые продолжают заниматься подготовкой старшеклассников в высшие учебные заведения. Сколько литературы приходится перечитывать и читать впервые В.М. Вагиной, чтобы шагать в ногу со временем, тем более в школу сочинения вновь возвращаются. Как много людей разных профессий благодарны математику Н.И. Гришиной. Ее коллеги Л.Н. Денисова, В.Д. Малеева, простившись со школой, продолжают оставаться наставниками, как и Н.Д. Ярикова и многие другие, к которым обращаются за помощью. Большую общественную работу ведет О.В. Бижукова. Теплые, душевные слова главы МСУ А.М. Кутырева, председателя районного Совета ветеранов Т.А. Земсковой, ведущих Т. Борисовой, В. Черновой, Е. Соиной, любимые песни в исполнении артистов РДК — в прошлом тоже их учеников — как бальзам на душу Л.Г. Илюшиной, Н.Ф. Лутохиной, А.В. Федориной, А.В. Мизюковой, В.Д. Кутыревой, В.М. Сучковой, В.И. Живаевой. Довольны остались ветераны-педагоги встречей друг с другом, теплым, радушным приемом работников центральной библиотеки, которые всегда найдут для гостей самые нужные, самые душевные слова.
Л. ШАМКОВА