Наш язык – наше богатство

 

5.06.2020

Ежегодно во всех городах России 6 июня отмечается Пушкинский день, или День русского языка. Творчество А.С. Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира.  Сколь бы ни были трудны его произведения для перевода,
поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты, а с его сказками мы начинаем знакомиться,
еще даже не научившись читать.

В канун праздника мы беседуем с учителем русского языка и литературы Сеченовской средней школы Е.В. Гусевой. О проблемах, врагах нашего языка, о грамотности и отношении к языку наш сегодняшний разговор.
— Екатерина Валерьевна, жив ли русский язык?
— Несмотря на всевозможные прогнозы, исследования и статистики, считаю, что русский язык жив! А как иначе? Наш язык – это язык межнационального общения. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих на территории России: на нём пишутся важнейшие документы страны, ведётся преподавание в учебных заведениях. С древнейших времён наш язык испытывал на себе множество воздействий, но я уверена, что русский язык переживет любые перемены.
— На Ваш взгляд, сохранилась ли пушкинская речевая «гибкость и правильность»?
— А.С. Пушкин по праву считается основоположником русского литературного языка. Он навсегда стер условные границы между тремя классическими стилями. Эта великая историческая заслуга Александра Сергеевича перед русским языком была правильно оценена уже его современниками. В современном русском литературном языке есть все – богатая лексика, упорядоченный грамматический строй и обширная система стилей. Словарный фонд, речь, безусловно, меняются. Но красота языка остается. Остаются прекрасные художественно-выразительные средства, которых нет ни в одном другом языке. Только ценим ли мы это?
— Какие письмена останутся от нашего времени потомкам? Не сгорят ли они со стыда, перебирая наши курьёзные ошибки?
— Здесь стоит сказать о том, что нужно различать два тесно связанных понятия — язык и речь. На ошибки в объявлениях, вывесках, к сожалению, больше стали обращать внимание с целью насмешки, нежели в качестве просветительской направленности. Зачем лишний раз акцентировать на этом внимание? Нужно в первую очередь работать над собой, над своей грамотностью, чаще заглядывать в словари, которые являются первыми помощниками. Язык – это сложившийся годами механизм, его сложно разрушить. Но в наших руках не потерять тот «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», о котором писал И.С. Тургенев. Конечно, хотелось бы, чтобы потомки увидели красоту эпитетов и метафор, нежели слова сетевого сленга.
— В настоящий момент русский язык переживает своеобразный кризис: он насыщен ненормативной лексикой и многочисленными жаргонами. Каково Ваше отношение к этому? Ведь одна из главных задач педагога-словесника — заботиться о чистоте родного языка.
— Изменения, произошедшие в обществе за последние десятилетия, не обошли стороной и русский язык. Процессы, которые происходят сейчас, лингвисты называют «третьей варваризацией» или тотальной жаргонизацией. Языковеды говорят о том, что за последние десятилетия русский язык обогатился – словарный запас современного человека пополняется с каждым днем. Можно ли считать это обогащением? Новых слов много, но какие это слова? Это или иноязычные слова, которые никакого отношения не имеют к высокодуховному сознанию русского человека, или жаргонизмы, которые сегодня льются на нас повсюду. Я считаю, что задача любого взрослого человека — помочь ребенку усвоить важное и полезное. Оставить без внимания пустое и даже, возможно, опасное. Ведь одна из функций языка – это воздействие. Воздействовать можно по-разному.
— Какие на сегодняшний день существуют проблемы употребления русского языка? Кто или что является первым врагом для нашего языка?
— Самая главная проблема современного языка в том, что мы потеряли культ чтения книги, библиотеки вытесняются современными гаджетами (вот еще одно современное словечко). Пробуждать любовь к слову необходимо даже у самых маленьких. Обязательно нужно находить время для того, чтобы почитать ребенку, поговорить с ним о том, как прошел день, обсудить волнующие его вопросы. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам нашими предками. Меня часто спрашивают о том, что почитать. Начинаю перечислять произведения: «Воскресение» Л.Н. Толстого, рассказы В.П. Астафьева, В.М. Шукшина… Не читал. Не слышал. Так зачем тогда искать? Есть неимоверное количество прекрасных произведений, которые вы еще для себя не открыли. Ответьте себе на вопрос: «Вы давно получали в подарок книгу или, предположим, дарили сами»? Очень рада слышать от детей рассказы о домашних библиотеках. Так, например, домашней библиотеке бабушки одной из моих учениц может позавидовать любой знаток литературы. Ребята приносят книги в школу, мы обмениваемся. Книга — самая главная наша ценность. Нужно возобновлять ее значимость.
— Важна ли грамотность в интернете? Можно ли сказать, что пренебрежение грамматикой, пунктуацией в частной переписке приводит к снижению грамотности у пользователей?
— Речевая культура должна находиться на должном уровне в любой ситуации. К сожалению, общение в социальных сетях заменяет живое человеческое общение. Возможно, именно поэтому в интернете собеседники уже перестали писать друг другу вежливые слова: все сокращается и стремительно упрощается, используются стикеры. Кроме того, орфографическое написание слова сближается с транскрипцией, которая максимально приближена к фонетике разговорной речи. В ряде случаев наблюдается намеренное искажение написания и произношения. Особенно остро стоит проблема интернет-сленга, а также обилие иностранных заимствований в современной русской речи. О сетевых жаргонах пишут научные работы! Вопрос: «Зачем»? Нам нужно гордиться нашей литературой, которую создавали веками великие писатели и поэты. Об этом нужно писать и говорить. У России во все времена была задача – сохранение культуры и цивилизации. Так хочется верить, что А. С. Пушкин по-прежнему «наше все».
— Насколько важна для общества, для отдельного человека грамотная устная речь? Многие оправдывают свою неграмотность фразами в духе «ну мы же не на уроке русского языка». Соблюдать языковые нормы действительно не так уж важно, или это просто отговорка для лентяев-троечников?
— Найти оправдания всегда проще, чем работать над собой. Я считаю, что человек, уважающий себя и окружающих, никогда не позволит себе, например, использовать бранные слова в своей речи. Особенно это касается взрослых людей – это плохой пример детям. Сегодня как никогда актуальны замечательные строки из стихотворения А. Ахматовой «Мужество». Оно написано в 1942 году, в эвакуации, вдали от любимого города. Стихотворение посвящено родному языку — самой великой ценности. Ахматова обращается к нам, к нашему поколению. «Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем навеки».
— Иностранцы, выучившие русский язык «по Толстому и Тургеневу», часто высказываются красивее, чище, чем россияне, чья речь загрязнена словами-паразитами вроде «типа», «в смысле» и т. д.
— Я бы здесь порассуждала о языковом менталитете. Иностранцам не всегда понятны сложные конструкции в нашем языке. Большие сложности с числительными, окончаниями. Но самое главное то, что не все понимают и проникаются произведениями художественной литературы. Не зря иностранцев часто критикуют за экранизации книг великих писателей. Не так видят, чувствуют, переживают. Нам так же тяжело понять и принять их культуру. Это нормально. Но говорить правильно, не искажая слова, нужно на любом языке.
— Как в современных условиях возможно очистить собственную речь? И вообще, нужно ли это делать? Может, язык большинства с различными «типа» — это нормальный современный русский язык, а «язык Пушкина и Лермонтова» — это устарело и давно неактуально?
— Для меня речь человека – это его душа. Какой-то его внутренний монолог. «Каков человек, такова его и речь» – говорил Сократ. Соглашусь с тем, что речь человека связана с его образом жизни, поступками. Речь маленького ребенка нужно правильно наполнять. Заниматься речью взрослого человека, конечно, уже сложнее. Он сформировался как личность, у него свои принципы. А язык Пушкина и Лермонтова изучали, изучают и будут изучать. Это образцовый язык.
— Ни для кого не секрет, что сейчас мы сталкиваемся с большими проблемами, касающимися низкой грамотности населения. Вы применяете еще какие-то приемы помимо изучения правил орфографии, синтаксиса и прочих разделов русского языка?
— Школьная программа по русскому языку – это не только правила. Целый раздел посвящен развитию речи, изучаем историю языка. Ребята участвуют в предметных олимпиадах, пробуют свои силы в проектной деятельности. Выпускники готовятся к поступлению на филологические факультеты. Старшеклассники занимают призовые места в конкурсах, которые проводятся в высших учебных заведениях. На уроках стараемся искать новые методы и формы работы. Современные дети проводят много времени в социальных сетях? Так пусть проводят его с пользой! С одиннадцатиклассниками создавали аккаунты героев произведений в Instagram и вконтакте, подбирали цитаты, речевую характеристику, музыку. С гуманитарными предметами нельзя без творческого подхода.
— Есть и другие формы привития любви к языку?
— Я считаю, что любовь к языку непосредственно связана с духовным становлением личности. Откуда черпать эту духовность? Ответ прост! Из классической литературы и качественного общения. Читайте, приобщайте к чтению близких. Общаясь в социальных сетях, не пренебрегайте элементарными правилами, не сокращайте слова. Будьте дружелюбны и вежливы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *