Время возникновения села Митин Враг, как и многих сел Сеченовского района, связано с походом Ивана Грозного на Казань. В этой местности произошла битва войска Ивана Грозного с разбойниками, и от имени разбойника Митьки пошло название населенного пункта Митин Враг.
Прочно обосновались на теплостанской земле потомки Булака Дмитриевича Мертваго — основателя села Мурзицы, участника похода Ивана Грозного в Астрахань. Они были основателями поселений Борисовка, Устимовка и Митин Враг. Постепенно митинские земли осваивались, увеличивалось число жителей. В 1719 году по Указу Петра I в России была проведена первая ревизская сказка (перепись). В её материалах написано: «…деревня Митин Враг Верхоменского Стана Алатырской провинции — вотчина Дмитрия Андреевича Мертваго, в иной вотчине крестьян 55 душ (общее число жителей составляло порядка 120-130 человек) и 14 дворов».
В 1740 году Дмитрий Андреевич породнился с Иваном Богдановичем Дубенским, Курмышским дворянином, выдав за него замуж свою дочь Анну Дмитриевну (Дубенские относятся к старинному дворянскому роду Нижегородской земли). В приданое молодоженам он передал сельцо Митин Враг.
С 1758 года село принадлежало И.Д. и А.И. Карповым. По результатам третьей ревизской сказки, проведенной в 1763 году, в вотчине крестьян — 136 душ, 42 двора. К 1897 году в селе Митин Враг имели владения внук Ивана Дмитриевича Карпова — Семен Семенович Карпов и сын Сергея Ивановича Кочеткова — Дмитрий Сергеевич Кочетков.
В Митин Враге изначально церкви своей не было, и село относилось к Кочетовскому приходу. Лишь в 1896 году на средства прихожан была построена деревянная церковь в честь Рождества Христова. Церковь долго была недействующей. В 1906 году после окончания курса обучения в Нижегородской Духовной семинарии на должность псаломщика в село Митин Враг Курмышского уезда был определен Михаил Воскресенский. Священномученик Михаил родился в 1886 году в селе Теплый Стан Курмышского уезда Симбирской губернии в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскресенского. Дед отца Михаила служил настоятелем в селе Порецком и преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе.
В феврале 1907 года, после женитьбы, отец Михаил был рукоположен в сан священника и назначен служить в Успенский храм в селе Бортсурманы, где вскоре погиб от рук большевиков.
Во время богослужений в храме Рождества Христова всегда было многолюдно, так как много церквей в окрестных селах в довоенный период было закрыто. В Митин Враге церковь была закрыта после войны, а в годы войны в ней шли богослужения. Несмотря на запреты и гонения, жители продолжали верить в Бога, молиться. После закрытия церкви жители села охраняли ее, не давая разрушать и растаскивать. А по праздникам собирались в храме для молитвы. По воспоминаниям Антонины Степановны Александриной: «… в советское время еще очень долго существовал церковный хор. Особенно радостно встречали Пасху. Выходили на крестный ход с плащаницей, с хоругвями, иконами, пели пасхальный канон и пасхальные песнопения. При храме был хороший хор: Беляков Яков Кузьмич, Павлов Никифор Семенович, Сергеев Иван Михайлович, Шаплин Федор Андреевич, Шаплина Агриппина Ивановна, Сазонов Андрей, Ефимова Пелагея Филипповна, Фараонова Мария Филипповна — регент. Особенно примечательно то, что хор состоял преимущественно из мужчин, это придавало ему особую торжественность и значимость».
В 1954 году случилось несчастье. Дело было летом. Разразилась страшная гроза. Вперемешку с ударами грома гремел сполох. Весь народ выбежал на улицу в недоумении: «Где горит?!». Это, как свеча, загорелась церковь. Общими усилиями бедствие устранили. Шли годы. Храм после пожара стал разрушаться. Жители брали на хранение домой иконы из храма, некоторые хранят их и по сей день.
(из книги «Святыни земли Теплостанской»)