Пройти мимо ребят, только поздоровавшись, мимоходом, она не могла – школьники, ее ученики. Подошла, улыбнулась, поинтересовалась, как дела, пошутила, как умеет только она, – тонко, интеллигентно… Прощаясь, пожелала удачи.
«Ну надо же, Зинаида Николаевна все-таки в возрасте, а с нами общается так, будто наша ровесница, на нашей волне, так же шутит, острит… И учитель она замечательный», – старшеклассницы (теперь уже студентки) восхищенно и благодарно посмотрели ей вслед. И так радостно было со стороны за человека, всю свою жизнь посвятившего школе, образованию детей, считавшего их «священными созданиями природы». Такая детская оценка даже дороже присвоенного звания «Почетный работник общего образования РФ».
З.Н. Жуленкова, учитель математики. Любовь к царице наук Зинаида Николаевна в разные годы прививала ученикам Болховской школы, профессионального училища, Сеченовской средней. Независимо от веяний времени, преобладания в обществе тех или иных ценностей, идеологий, для нее главным наряду с высокопрофессиональным преподаванием самого предмета оставалось нравственное воспитание подрастающего поколения, стремление уберечь юных от всего недостойного, вредного для несформировавшейся детской личности. На родительских собраниях Зинаида Николаевна беседовала с папами и мамами не только об успеваемости их детей, она говорила об их ранимости, необходимости окружать ребят заботой, лаской, воспитывать личным добрым примером, вместе с тем давая возможность чувствовать себя самостоятельными, полезными.
Еще много лет назад она поняла: если что-то не клеится в работе, нужно менять. Себя. Мудро, не кидаясь из крайности в крайность, не раня ребенка.
В этом году З.Н. Жуленкова ушла на заслуженный отдых, простившись с коллегами и учениками Сеченовской средней школы, в которой она проработала 18 лет, которой не один десяток лет посвятил ее муж, соратник, коллега Николай Николаевич Жуленков.
На августовской педагогической конференции ее чествовали вместе с другими ветеранами педагогического труда, поздравили с присвоением почетного звания. А она радовалась больше тогда, когда ее выпускники этого года друг за другом сообщали: мы поступили! Когда выпускница Людмила Егорова призналась ей: пошла на физмат, хочу стать учителем, как Вы.
За сотни километров от родного дома начинался ее педагогический путь. В 1966 году 10 выпускников Арзамасского пединститута, физико-математического факультета, направили по распределению в Читинскую область. Места с резко континентальным климатом, но очень красивой природой, гостеприимными людьми. А еще исторические, да какие: там отбывали ссылку декабристы. Не раз совершали экскурсии на сопку, где ссыльные любили отдыхать, видели домики, в которых они жили…
Навсегда запомнилось радушие коренных жителей, приглашавших за общий стол не просто из приличия, а зная истинную цену единства, повторявших: «Здесь Сибирь, здесь поодиночке не выжить, только вместе».
Работать молодая учительница начала в большой школе-восьмилетке. Никаких поблажек для молодежи в то время не было. От зав РОНО сразу же поступило задание: подготовить доклады и выступить на конференции. Подготовила. Сколько времени провела в библиотеке, переживала… Но ни тогда, ни позже ни разу не пожалела о своем выборе — ни одного дня разочарований. Всего полгода довелось учительствовать в тех далеких краях, по семейным обстоятельствам вернулась домой. И все сложилось в жизни. А педагогический дебют навсегда в памяти, как одно из самых светлых событий.
Е. Александрова