О встрече с А.В. Арбузовым договариваемся по телефону.
– У меня на все про все полтора часа, уезжаю по делам, – предупреждает в ответ молодой голос.
Тут же собираемся – путь до Булдакова не близкий… На базе «КФХ Арбузов А.В.» кипит работа. Мужчины заняты подготовкой комбайнов для выезда на поля. Уборочная в самом разгаре. По сводке знаю, что здесь предстоит убрать еще более половины площадей. Пытаюсь среди всей этой техники увидеть иномарку директора: а как же иначе, руководитель у нас непременно ассоциируется с «крутой» машиной. По дороге от «заправочной» в нашу сторону направляется велосипедист. Он и оказался директором булдаковского хозяйства. Александр Вячеславович приглашает для разговора в пока еще необустроенную комнату в мастерской.
– Со временем отделаю конторку, – как бы извиняется он за причиненные неудобства, – а пока еще не до того, второй год только как я стал фермером на родной земле. И столько всего нужно…
– А что же было до того? – спрашиваю, – как такой молодой и решил землей заняться? Отец посоветовал?
– Напротив, отец долго отговаривал меня, а теперь вот смирился и мне помогает.
Отец Александра Вячеслав Александрович всю жизнь в булдаковском колхозе механизатором проработал. И сына проводили на обучение сельскохозяйственной профессии «зоотехник» в Мордовский государственный университет им. Огарева. После окончания вуза в 2005 году Саша приехал на работу в «Пушкинское» Большеболдинского района. В основном фермой заведовал до 2011 года. Затем ушел в «Черновское» зоотехником, а спустя некоторое время стал там директором. Два с половиной года возглавлял хозяйство и… ушел. Год отдыхал, думал, чем дальше заняться. «Поварившись в сельском хозяйстве, уйти из него так и не смог. Когда арендовавшее с 2001 года булдаковские земли «Пушкинское» решило оставить здешние края, кому как ни уроженцу этих мест встать у руля! Так, не без опаски, не без сомнений А.В. Арбузов «принял» Булдаково. Достались ему от бывшего колхоза мастерская без окон и дверей, два разбитых «семьдесят пятых», три беларуса и годная разве что на металлолом техника. На металлолом и сдали.
– Весь прошлогодний урожай пошел на покупку техники, – рассказывает молодой руководитель. – И конечно, на раздачу паев. Более чем по 600 кг получили пайщики с учетом зерна от «Пушкинского». В этом году тоже планируем не менее 600 кг, у нас договор – от урожая, а он сегодня неплохой, пока по 28 центнеров с гектара берем.
– Земля уже Ваша, оформленная? – вопрос на всякий случай – вон нынче какая неразбериха с этим.
– 1326 гектаров оформили в аренду, 400 – в стадии оформления. Более 1100 гектаров в Булдакове заняты под зерновыми. Помимо основных площадей под озимой и яровой пшеницей,65 гектаров ячменя, 50 – овса, 15 – гороха, 100 – рапса. Своими старенькими «Нивами» и «Доном», только готовящимся выйти на поля после сборки, не обойтись, привлечены «Полессе» из Чувашии. Сезонные рабочие тоже в основном не из местных, за исключением родственников.
– Нет желания у булдаковцев работать на земле, – констатирует факт А.В. Арбузов и предполагает: возможно, опасаются, что заплатит мало.
– Большим деньгам пока и впрямь еще неоткуда взяться, но не обижаю. Вот уже вторая партия рабочих из Чувашии приезжает. Обеды и ужины мама дома готовит – без горячего нельзя…
А самому руководителю, видя его руки в мазуте, чувствуется, приходится не только руководить.
– Все делаю, – признается тот, – и комбайн ремонтирую, и трактор, и наряду с механизатором пары разделывал на «Кировце» – два круга прошли. Сидеть в кабине трактора или за штурвалом – это для меня дело привычное. С 8 класса у отца на комбайне помощником был, и так до самого поступления в университет.
– Нравится?
– Нравится, а иначе бы и не стал сельским хозяйством заниматься. В планах покупка комбайнов. Нет, на импортные денег пока нет, но вот два «Дона», пусть даже не новых, приобрести должны. О зерносушилке пока только мечтаю. Хорошо, сегодня погода позволяет без просушки обходиться.
– Знаю, что люди отзываются о Вас по-доброму. Значит, что-то и для села делать стараетесь?
– Зимой дорогу чистим, Булдаково и Баженовку обкашиваем. Дорогу на кладбище сделали – насыпь подняли, дамбу соорудили. Кладбище очистили все вместе, плотину делаем. Хоть и в Болдине вместе с женой и двумя детьми живу, но родина у меня здесь.
– Далековато…
– Всего-то минут двадцать на машине занимает дорога. Можно сказать, рукой подать.
Прогнозов на далекое будущее Александр не делает. Да и непредсказуемое оно, сельское хозяйство, и отношение властей к нему также меняется. Но то, что молодой человек решился на столь важный шаг, чувствует себя не только хозяином своих «владений», но и рукава наряду с рабочими готов засучить, уже говорит о многом.
Л. Шамкова