16.04.2021

О подвигах наших отцов, дедов и прадедов в период Великой Отечественной войны написано немало, имена героев увековечены в Книгах Памяти, опубликованы на различных сайтах, пропавшие без вести разыскиваются с помощью современных поисковых ресурсов. Но миллионы наших сограждан отстаивали свободу и интересы России и в предыдущих войнах. Это относится и к Первой мировой – одной из самых широкомасштабных войн в истории человечества. Сегодня в газете материал о нашем земляке В.Н. Пашенькине, который принимал участие в войне с турками, защищая Россию на Кавказском фронте в период 1914 – 1916 г.г., и был награжден четырьмя Георгиевскими крестами.

ПАШЕНКИН (др. свед. ПАШЕНЬКИН) ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ, ок. 1889 г.р. (27 лет в 1916 г.), Симбирской губ., Ардатовского уезда, Талызинской вол, дер. Старая Назаровка (ныне Сеченовского района Нижегородской обл.). Русский. Православный. Холост. Грамотный. Моряк. Ефрейтор 153 пех. Бакинского п. Награжден 1 декабря 1914 г. ГК 4 ст. № 291 лично из рук Его Императорского Величества Государя Императора в сел. В. Меджингерт за то, что 7 ноября 1914 г. вызвался охотой произвести разведку позиции противника».
Награжден 5-6 февраля 1915 г. ГК 3 ст. № 28356 «по Повелению Его Императорского Величества Обожаемого Нашего Верховного Вождя Армии, Его Императорским Высочеством Великим Князем Георгием Михайловичем». Отличия не уст. Произведен в мл. унтер-офицеры.
Награжден ГК 2 ст. №6705 «за то, что в ночь на 30 января 1916 г., при штурме форта Долан-Гяз, под сильным артиллерийским, пулеметным и ружейным огнем противника, командуя взводом, шел в атаку впереди цепи и быстрым штыковым ударом выбил турок из укрепленных пунктов, чем содействовал общему успеху». Произведен в ст. унтер-офицеры.
Награжден ГК 1 ст. № 21157 «за то, что в бою 1 января 1916 г. на Азапкейской позиции, при наступлении роты, проявил беспримерное мужество во все время атаки, под губительным огнем противника, умело управлял взводом и своей, достойной поощрения отвагой воодушевлял подчиненных. Увлекая свой взвод вперед, стремительным натиском выбил турок из занимаемого ими сильно укрепленного окопа и удержал за собой. Когда турки, с целью отбить утраченную ими позицию, бросились в контратаку на его взводный участок, он сохранил во взводе полный порядок и дисциплину огня и с громадными потерями для неприятеля отбил все яростные атаки и удержал за собой свой взводный боевой участок». Заболел, поступил в лазарет № 1 ВЗС гор. Баку 26 мая 1916 г.
* * *
Такой материал поступил в редакцию из районного военного комиссариата. Конечно, захотелось узнать подробнее о том, каким был наш земляк, где жил, остались ли у него родственники и что могут о нем рассказать. В результате поиска родственники В.Н. Пашенькина нашлись — это его племянник В.Ф. Пашенькин, ныне проживающий в р.ц. Вад. Владимир Федорович охотно поделился своими воспоминаниями и рассказал о своих предках, дяде и его семье, о прежней жизни в Старой Назаровке.
— Когда-то в Старой Назаровке было более 50 дворов, из них семь дворов Пашенькиных, и все они были из одного рода. Их родители, а мои бабушка и дедушка – семья Николая и Дарьи Пашенькиных была многодетной, детей было восемь: шесть мальчиков и две девочки. Жили своими трудами, работали на земле, держали большое хозяйство: было три лошади, несколько коров, другая живность. Считались по тем временам середняками. У родителей была возможность научить детей грамоте, дать хоть какое-то образование, все учились в церковно-приходской школе в с. Т. Талызино. Василий был вторым в семье. Еще были Матвей, Петр, Иван, Федор, Максим, Мария и Варвара. Мария долгое время жила здесь, потом уехала в Челябинск, там и похоронена. Варвара осталась на Украине. Братья все взрослели, женились и отделялись от отца — отсюда и семь дворов Пашенькиных образовалось. Когда дети отделялись, отец выделял им часть имущества: кому лошадь, кому корову, чтобы было с чего начинать свое хозяйство. Когда началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов, трое братьев ушли на защиту Родины и пропали без вести. Дед Николай Иванович прожил 86 лет, бабушка Дарья умерла позже.
Дядя мой, Василий Николаевич, вскоре после того как вернулся с Первой мировой в 1917 году, женился, обзавелся своим хозяйством. Детей у них не было, жили вдвоем с женой Прасковьей — она была родом из Шуваловки. Сначала пошел в колхоз, а потом долгое время работал в сельпо с. В.Талызино. Имел надел 50 соток земли, сад был с хорошими яблонями и вишнями. Сады у многих были, жители приносили из леска саженцы яблонь, вишни и сажали на своих участках. А у него яблоки были на отличку, сладкие, красные. Дядя обладал хорошим голосом, любил петь, был веселым и добрым мужиком. У нас семья была большая, все припасы съедались раньше, а нам, детям, всегда хотелось есть, вот и ходил я к дяде Василию с мисками: тот всегда даст то капусты квашеной, то огурцов, то яблок моченых, то еще чего. Имелось у него охотничье ружье, которое, бывало, доверял мне, тогда еще мальчишке. Еще помню, что был у него колодец с очень хорошей водой, и многие в деревне приходили к нему на колодец.
Умер дядя Василий в пожилом возрасте, точную дату не помню, но где-то в начале шестидесятых, а причиной стала болезнь, вызванная простудой. В Старой Назаровке в ту пору большую часть земельных участков занимали подсолнечником, это было выгодно. Семечки подсолнечника сушили, провеивали от шелухи — для этого нужен был хороший ветер. Вот такой ветер поднялся, а дядя только после бани, но дело решил сделать и пошел распаренный провеивать семечки, а уж холодно было по осеннему времени, вот и простыл, да так и не смог оправиться от болезни. Перед смертью попросил позвать племянника Володьку, то есть меня, чтобы проститься. Я до сих пор помню, как он в свой последний час держал меня за руку. Жена его какое-то время жила то у нас, то у другого брата, а потом уехала к своим родственникам.
Похоронен дядя на местном кладбище на Шуваловской горе, как и его братья Матвей и Федор (мой отец). А родственников разбросало по всему свету, потомки Пашенькиных живут в Иванове, Челябинске, Невинномысске, Москве, Красноярске, других городах. Дом Василия Николаевича до сих пор стоит в Старой Назаровке, как и дом моего отца, что-то разобрали за столько лет, но стены и крыша сохранились. Я по возможности приезжаю на малую родину, навещаю могилы своих родных. Сейчас от нее осталось только название да один жилой дом. А когда-то деревня жила, звенела голосами, взрослые ходили на работу в колхоз «Родина», ребятишки бегали в школу в Т.Талызино — до него чуть больше километра напрямую.
Василий Николаевич никогда не рассказывал о том, как и где он воевал, тогда этому не придавали большого значения и мало кто знал, что был он, оказывается, Георгиевским Кавалером. Скорее всего, он служил в морской пехоте, но морской формы мы не видели. А награды после смерти дяди остались у его жены.
Несколько лет назад в Нижегородской области начали собирать данные о Георгиевских кавалерах для издания Книги Памяти «Нижегородцы — кавалеры Георгиевского креста Великой войны 1914-1918», отсюда и стало известно о подвигах В.Н. Пашенькина. Первый том был издан в 2018 году, в 2019 году в свет вышел и второй, а в 2020 – третий том книги.
Многих имен героев, опубликованных в этой Книге Памяти, вы не найдете ни в одном открытом источнике, ни в одной интернет-базе. Авторам-составителям книги Р. Кауркину и А. Молокову пришлось проделать поистине титаническую работу, чтобы по крупицам собрать архивные данные, проанализировать периодику времени Первой мировой войны 1914-1918 года.
Прочитав этот материал, может быть, кто-то еще вспомнит своих родственников, участников Первой мировой и захочет поделиться семейными историями о боевых подвигах и сохранившимися старыми фотографиями своих предков. Пусть с тех давних событий прошло более века, а сколько героев до сих пор остаются неизвестными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *