Сказочная «Гжель» Владимира Захарова

25.01.2019

2019-й — юбилейный для нашего района, основанного в 1929–м, год. Много людей прославили наш Теплостанский-Сеченовский край своими открытиями и достижениями в области науки, искусства, спорта, в политике. Много славных имен можно написать на его исторической карте. И сегодня мы начинаем цикл рассказов об этих людях с работы студента 3 курса Сеченовского агротехническрго техникума С. Назарова «Сказочная «Гжель» Владимира Захарова», которую он выполнил под руководством преподавателя М. М. Китьковой как участник зональной научно-практической конференции. В работе Сергея использованы материалы с официального сайта МГАТТ Гжель, журнала «Культурное наследие России», воспоминания В. М. Захарова», его земляков.

В. М. Захаров — основатель, художественный руководитель и главный хореограф Московского государственного академического театра, художественный руководитель Московского хореографического училища при театре, директор института танца Государственной академии славянской культуры, народный артист РФ, народный артист Республики Северная Осетия-Алания, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, лауреат Государственных премий Правительства РФ, лауреат премии Правительства Москвы, председатель Российского комитета СИОФФ и ИОВ при ЮНЕСКО, академик, доктор культурологии, профессор. Человек, совершивший трудовой подвиг.
Родом из Мурзиц
Владимир Михайлович Захаров родился 5 июля 1946 года в селе Мурзицы. Семья была большая, многодетная. Отец слыл на деревне удалым гармонистом, мать – знатной певуньей. «Маленький Володя рос улыбчивым, веселым, озорным мальчишкой, который любил купаться в Суре, ловил карасей, бегал в сенокос в поле за ягодами и с ранних лет, заслышав звук деревенской гармошки, пускался в пляс. Такие кренделя выписывал ногами, что удивлялось все село», — так вспоминает о нем родственница — Хохлова Елена Николаевна.
Да и было в кого, ведь в роду Захаровых значились профессиональные артисты. Дядя в свое время пел с Федором Шаляпиным в Казанской опере. Тетка, Наталья Сергеевна Казанцева, — прима Большого театра, гастролировала в театре Ла Скала. В ее доме маленький Володя повидал многих великих русских артистов, в том числе Лемешева, братьев Пироговых. В 1958 году семья Захаровых по приглашению родственников решает переехать жить в город. Они уезжают в северный русский город Неман Калининградской области, Володе в ту пору исполняется 12 лет. Именно там родители отдали его в танцевальный кружок при школе, где он сразу раскрыл свои способности. Там, в далеком Немане Володя становится активным участником всех концертов и творческих вечеров. Еще в юношеском возрасте он понимает, что его призвание – танец.
Не забывал Захаров и родные Мурзицы, периодически приезжал в гости к родственникам, рассказывал о своих успехах, ходил гулять с бывшими одноклассниками. В 1960 г. Владимир Михайлович поступает на хореографическое отделение Калининградского (город Советск) областного хореографического училища и благополучно заканчивает его в 1964 году. Но на этом не останавливается и продолжает обучение в Ленинградском государственном институте культуры на балетмейстерском отделении. Окончив институт в 1969 году, он стал дипломированным хореографом. С этого времени начинается профессиональная карьера Владимира Михайловича, он принят на работу в качестве главного балетмейстера Волжского государственного русского народного хора в г. Куйбышев. С этого момента посвящает всю свою жизнь искусству балета и преподаванию хореографии.
Первые творческие успехи
Параллельно с работой Владимир Михайлович большое внимание уделяет этнографическим поездкам по срединной России, Поволжью. Подумать только: 38 фольклорных экспедиций, когда буквально замерзал в дороге будучи на севере, и продолжал изучать, записывать, сохранять то великое наследие России, которое мы называем народным фольклором. По итогам экспедиций он создавал учебники по хореографии. В Костромской области запомнилось ему село Сущево, где он увидел тамошние хороводы, в которых участвовали все — от мала до велика. Все, что наблюдал, вскоре воплощалось в сценические номера, например «Сущевскую кадриль» . Кто бы мог подумать, что все увиденное и изученное станет в будущем основой хореографических миниатюр, новелл, блистательных композиций, которым будет рукоплескать весь мир.
Движется вверх и его профессиональная карьера: в течение трёх лет (1970 –1973) он работает в качестве преподавателя хореографии в училище культуры в Кирове. В 1973–1974 Владимир Захаров преподает хореографию в Самарском университете культуры. В 1974 году осуществляет постановку хореографических номеров в ансамбле «Алан» г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Одновременно, с 1973 по 1975 годы, он возглавляет хореографическое управление в Росконцерте при Минкультуры России. Первый большой творческий успех, известность Владимир Михайлович обрёл в 1975–1980 годах, став главным балетмейстером Театра песни и танца Советской Армии в немецком городе Дрездене, ГДР.
В 80-е годы минувшего столетия по инициативе видных советских артистов во главе с народным артистом СССР Михаилом Ульяновым возникло общественное движение «Деятели культуры — на село!» Откликнулся и Владимир Захаров, а также легендарная певица хора имени Пятницкого, народная артистка СССР Александра Васильевна Прокошина, которой поэт Михаил Исаковский еще в сталинские времена посвятил строки: «Спой мне, спой, Прокошина, что луга не скошены»…

Все вместе отправились в самую что ни на есть глубинку — в совхоз «Искра» Котельнического района Кировской области (ныне г. Вятка). Захаров отобрал в деревенскую танцевальную студию талантливых ребятишек. Александра Васильевна обучала пению свинарок и доярок. Ансамбль русского танца «Искорка» объездил полмира. За рубежом не верили, что это самодеятельность, принимали за профессионалов. В это самое время у Захарова вызревает мысль о создании профессионального танцевального коллектива. Его идея — рассказать языком танца о народных промыслах — Гжели, Хохломе, Жостове, Вятке, Палехе, Павлово-Посадском узоре, вологодских кружевах, городецкой росписи. И он начал искать свой почерк, не похожий ни на чей.
Империя танца
Название «Гжель» (ныне Московский государственный академический театр танца) пришло как-то сразу. Процветавшее тогда ЗАО «Объединение Гжель» подставило свое плечо, помогло материально. И в 1988 году в молодой неизвестный коллектив влились талантливые артисты из Красноярска, Омска, Новосибирска, Кирова, сложилась настоящая команда единомышленников. В народных промыслах стиль определяется используемым материалом, цветовой гаммой, применяемой технологией. Но как выразить в танце неповторимость павлово-посадских платков, керамики Гжели, особенности искусства Федоскина, Холуя, Мстеры, как добиться стопроцентной узнаваемости? Эта сложная задача оказалась мастеру по плечу. В.М. Захаров поставил задачу воплотить в танце красоту русских народных промыслов. Творческую направленность театра определила идея рассказать зрителям средствами искусства об интересных явлениях народных обычаев, традициях, народных промыслах, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, их врожденном чувстве прекрасного. Театр танца «Гжель» развивался на удивление быстро. Одна за другой рождались здесь танцевальные композиции «Птица-тройка», «Воронежский перепляс», «Палех», «Хохломская карусель», открывавшие мир совершенно новой, уникальной поэтики движения, сочетавшей яркую фольклорность с современной интерпретацией и даже элементами мюзик-холла. Такого еще не бывало. В танцах «Гжели» оживает русская былина, их герои – удалые добрые молодцы, рядом с которыми павами выступают прекрасные жар-птицы. И вся эта феерическая картина озарена золотым и серебряным блеском фантастических по красоте костюмов. Главной «изюминкой» стала танцевальная композиция «Эта сказочная Гжель». Словно волшебная синяя птица вспорхнула на сцену. Синее и белое. Танцевальное сочетание ослепительных снегов, синевы летнего неба, лазоревых цветов, проникнутое истинно русским духом, Русью. Это было начало триумфа. Театр танца «Гжель» стал визитной карточкой Москвы, он становится постоянным участником всех культурных программ и мероприятий, его гастрольная карта только в первые три года существования насчитывает около 38 стран. Всю свою жизнь, творческие устремления, хореографическое и административное мастерство, глубокие знания в области российской культуры и народного творчества, мастерство преподавателя балета и хореографии Владимир Михайлович Захаров посвятил театру танца «Гжель» и воспитанию молодых артистов в организованной им новаторской системе непрерывного образования — Московском хореографическом училище при театре танца «Гжель» и Институте Танца при Государственной академии славянской культуры (ГАСК). Он также продвигал российский балет, национальный танец, культуру и традиции в России и в мире. В настоящее время можно говорить о создании «гжельской империи танца». Многолетний и плодотворный опыт Владимира Михайловича подытожен им в двухтомнике «Поэтика русского танца».
Возвращение на малую родину
Все эти знаменательные годы Владимир Михайлович с тоской в душе вспоминал свою малую Родину — Мурзицы, неоднократно передавал приветы друзьям, родственникам, бывшим одноклассникам. Понятно, что, работая в таком режиме, очень сложно выкроить время для отпуска, да и не любил он отдыхать, его миссия на Земле – творить, ставить красивые танцы. Но все же в 2009 году по приглашению Администрации Сеченовского муниципального района Владимир Захаров приезжает в Сеченово на празднование Дня села и привозит с собой свой фантастически красивый коллектив «Гжель».
Владимир Михайлович очень волновался, обратился с приветственным словом к своим землякам и обронил фразу: «Как долго я ждал встречи с вами, мои дорогие земляки!» Зрительный зал под открытым небом неустанно аплодировал музыкальной композиции «Покаяние», «Журавлям», головокружительной русской пляске, цветастому разгуляю… Театр приковал внимание и детей, и взрослых, навсегда завоевав их любовь.
В июне 2012 года «Гжель» вновь порадовала своим выступлением жителей Сеченовского района, теперь уже в Мурзицах. Зрительный зал под открытым небом ликовал, все аплодировали стоя. А самым незабываемым моментом стало для Владимира Михайловича изобилие полевых и домашних цветов: ромашек, колокольчиков, люпинов, флоксов. Искренне порадовались люди и сообщению руководителя театра, что открывается группа танца на базе Мурзицкой общеобразовательной школы. «В моем театре обязательно должны работать одаренные молодые люди земли Сеченовской! Для меня это будет великим счастьем!».
Сельчане обращаются с просьбой к Владимиру Михайловичу оказать содействие в начале строительства храма. И в 2012 году по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в селе Мурзицы начинается строительство храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Попечителем становится В.М. Захаров. У Владимира Михайловича было много планов, которым, к сожалению, не суждено было сбыться… 13 июля 2013 года его не стало. В. М. Захарову было 67.
В Шумерлинском издательстве вышла книга А.С. Глыбина «Легенды танцевального искусства. Владимир Михайлович Захаров и его театр танца «Гжель». Есть в этой книге такие строки: «Хочется верить, что с уходом в мир иной создателя танца «Гжель» ни сам театр, ни захаровский дух в нем не уйдут в небытие».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *