Село моё родное

12.12.2019

Мы продолжаем публиковать работы учащихся школ, выполненные совместно со своими наставниками педагогами. Это большие, серьезные материалы об истории населенных пунктов нашего района, бывших некогда (и действующих ныне) производств, учреждений и т.п. Сегодня мы начинаем публикацию проекта «Село мое родное» восьмиклассника Сеченовской средней школы К. Алимова, выполненного им (в седьмом классе) под руководством учителя истории Г.В. Шеферовой. Это рассказ Камиля о родном селе Красный Остров, истории возникновения и его людях.

Актив села.1930-е годы

Родина. Какое объёмное слово! Но услышав его, каждый представляет своё. Для кого-то это родной город, для кого-то двор, для кого-то улица… А для меня малая родина – моё село Красный Остров.
За что я люблю свой край? Для меня это место, где я родился, живу. Здесь проходит мое счастливое детство, за которое я должен быть благодарен своим предкам. А как жили они, люди прошлых веков? О чем они мечтали, на что надеялись? Эти вопросы интересуют меня и моих современников до сих пор.
Изучение жизни своей малой родины — очень актуальная тема сегодня. Во-первых, история страны, края становится доступней, понятней через судьбы земляков. А чем глубже мы изучаем историю своего края, тем больше проникаемся любовью к нему. Во-вторых, изучая документы, архивные материалы, мы вносим свой вклад в изучение краеведения. На сегодняшний день, существуют исследовательские работы, посвященные селам, поселкам и разным уголкам нашей Родины. Я решил изучить эту тему на примере своего села.
Истоки. История села уходит в далекий XVI век, когда царь наделил арзамасских служивых татар земельными наделами. Первые поселенцы, 17 семей, обосновались здесь, как известно по документам, во второй половине XVI века. Название село получило от переписчиков: вокруг деревни буйно рос краснотал (разновидность ивы), он резко выделялся красным островком среди бесконечных полей.
Село расположено в холмистой местности, пересекающейся многочисленными речушками. Через деревню протекают такие речки как Медянка, Сом, Желтое болото и еще 3 безымянные речушки.
В 1790 г. в Красном Острове насчитывалось 139 дворов, проживал 931 человек (477 мужчин, 454 женщины). Жители обрабатывали земли площадью в 3451,5 десятины. Действовало шесть ветряных мельниц. В XIX веке в Кр. Острове насчитывалось около 1000 хозяйств и до 5000 жителей; можно отметить наличие зажиточного (торгового) слоя. Так, к 1917 г. в селе проживало 18 купцов, двое из которых имели капитал до 100 тысяч рублей, по инициативе которых было создано и функционировало «Ссудно-сберегательное товарищество» во главе с купцом и муллой. 60 дворов имели купчую землю, приобретенную через крестьянский поземельный банк, от 10 десятин на хозяйство и больше.
До 1918 г. при мечети действовало медресе. До конца 20-х гг. двадцатого столетия в селе существовало шесть мечетей.

Абдулла Аймалетдинович Нежметдинов – имам сельской мечети

Абдулла Аймалетдинович Нежметдинов – имам сельской мечети. Выпускник медресе в Буинске продолжил учёбу в Бухаре и завершил её в Индии. По возвращении в родное село избран на должность сельского муллы, которую ранее около полувека занимал его отец. Абдулла служил имамом мечети села Красный Остров около 17 лет. 6 февраля 1907 года избран в Государственную думу II созыва от общего состава выборщиков Симбирского губернского избирательного собрания. В Думе вошёл в состав Трудовой группы и фракции Крестьянского союза.
Просвещение. Большую роль в просвещении татар выполняли религиозные школы (мектебе), которые функционировали при каждой мечети и численно росли вместе с ростом численности населения, а также медресе. Медресе в Кр. Острове со временем превратился в подлинный просветительский центр для местных татар и функционировал вплоть до 1918 года. Из этого медресе за годы их деятельности были выпущены десятки сотен молодых людей, которые постепенно вливались в ряды местных мусульманских священнослужителей. Благодаря деятельности конфессиональной образовательной системы почти все татарское население умело читать, многие и писать по-своему, пользуясь арабской графикой.
В 1918 году создается татарская школа первой ступени на родном языке, которая дала возможность сделать первые шаги по осуществлению перехода ко всеобщему обучению детей школьного возраста. Первые учителя знали основы ислама, владели родным, русским и иностранными языками. Под новую школу было приспособлено помещение при мечети. Халилуллиин Васыл Халилуллович — учитель и организатор первой светской школы в здании медресе.
В 1918 году в селе установлена Советская власть, создана первая партийная организация большевиков. Первым партийным руководителем в Кр. Острове был Халил Нуреев, впоследствии видный политический деятель. Тогда, в далеком 1918-м, он, работник Курмышского Укома РКП (б), был назначен партийным организатором в родную деревню. Надо было построить новую жизнь. Многочисленные документы, имеющиеся в областном партийном архиве, свидетельствуют о его кипучей деятельности по подготовке кадров среди татар, открытию и укреплению школ, развертыванию работы среди женщин-татарок.
В том же году в селе открыта светская начальная школа. Заведующим школы был назначен Ахтямов Гафур Масумович, в свое время окончивший Бухарскую семинарию. Среди первого призыва школьных работников, как тогда называли учителей, были творчески одаренные личности, усилиями которых были переведены с русского на татарский язык учебные программы, руководства, пособия с учетом местных условий. В Кр. Острове начал выходить рукописный литературно-художественный журнал «Безнен ижат» («Наше творчество»), основанный молодым учителем и будущим крупным татарским писателем Кави Наджми. Последний номер журнала состоял из произведений выпускников семилетней школы 1940-1941 учебного года.
Наряду с развитием школьного образования в двадцатых годах было сделано немало по подъему уровня культуры татарской деревни. По инициативе Нуреева Халила Нуреевича организован коллектив художественной самодеятельности, самыми активными членами которого были учителя местной школы. Вначале учителя-мужчины ставили спектакли для мужского населения, а женщины – для женщин. Эти постановки были очень популярны в народе, с нетерпением ожидали новых встреч на сцене клуба. Навсегда запомнились спектакли «Башмагым», «Ак калфак», «Хажи эфенди женится».
Новое в жизни села. В 1928 году была образована коммуна “Янги-Юл”. Организатором и первым председателем ее стал Тажи Салахетдинов.
В том же году был осуществлён переход к семилетнему обучению. В 1938 году построена новая типовая школа. В 1961-1962 учебном году семилетняя школа преобразована в восьмилетнюю. Директор школы Жалеев Саяр Билалович, учитель физики, оборудовал лучший в районе предметный кабинет. Учащиеся вместе с учителем сделали электрифицированные приборы для проверки знаний. Саяр Билалович вел кружок «Юных радиолюбителей». Под его руководством ребята конструировали детекторные радиоприемники, телефон, занимались фотоделом.
В 1954 году в село пришло радио, в 1961 году — электричество. В 1964 году проложена каменная дорога от Левашовки до Сеченова. В 1966 году (8 сентября) открылась новая вальцовая мельница. В 1975-м произошло соединение двух колхозов: «40 лет Октября» д. Левашовки и «Красноостровский». В 1979-80 годах проложена асфальтированная дорога между Левашовкой и Кр. Островом. В 1994-95 годах в село пришел природный газ.
До наших дней. В 1997-м левашовское отделение вышло из к-за «Красно-
островский». А в 2004-м к-з «Красноостровский» распался на фермерские хозяйства. В 1998-м наша школа торжественно отметила 80-летний юбилей. К юбилею школы был открыт краеведческий музей, который впоследствии был паспортизирован в (2006 году). В районных конкурсах среди школьных музеев занимал призовые места. Музей состоит из нескольких разделов: «Летопись школы», «Ветераны педагогического труда», «Славен трудом человек», «Сельский богатырь», «Кави Наджми», «Старинные женские украшения», «Интерьер татарской избы». В 2009 году средняя школа преобразована в девятилетнюю (до 2011 года). В настоящее время в деревне работают Дом культуры, почта, библиотека, медпункт и два магазина. В Кр. Острове действуют мечеть рода Нежметдиновых, которой уже 115 лет, и дом-музей Кави Наджми. Работают четыре фермерских хозяйства.

Красноостровцы в годы Великой Отечественной войны
Более 800 человек ушло на фронт, среди них три девушки медсестры: Хайретдинова Гафиря, Исхакова Хатимя, Самерханова (имя неизвестно). 450 похоронок пришло в наше село. Нет ни одной семьи, в которой не было бы человека, не приближавшего в бою или на трудовом фронте победу. Многие семьи не дождались близких.
Дни и ночи работали женщины, старики и дети на полях и фермах колхоза, изо всех сил приближая Великий день Победы. Многие были награждены медалью «За трудовую доблесть»: Багаутдинова Зяйтуня Ягудиновна, Жалеева Аминя Сафиновна, Саитов Харис Исхакович, Феткуллина Зяйтуня Зариповна, которая со слезами на глазах вспоминала о тех трудных, но героических годах. Родилась в 1922 году. Мирная жизнь была прервана войной.Три брата, Зейнетдиновы Аллаяр, Абдулкадер, Хасян, ушли на фронт и погибли смертью храбрых. В 1942-м году Зяйтуня была мобилизована на трудовой фронт. После прохождения медкомиссии в Уразовском военкомате ее отправили на завод ОРС 342 в городе Навашино. Молоденькие девушки таскали тяжелые вагонетки с оружием, боеприпасами. Если выполняли норму на 150%, то в столовой выдавали масло, рыбу, 200 граммов хлеба. И они перевыполняли ее с кровяными мозолями на руках, со смертельной усталостью в ногах. Приходилось работать и на торфоразработках, и на лесозаготовках.
Вернулась домой 6 августа 1945 года. В октябре того же года вышла замуж за героя, кавалера орденов Славы II и III степеней, Феткуллина Аммяра Нетфулловича. Родила и вырастила 8 детей, прожила достойную жизнь. Поистине из одного металла льют медаль за бой и медаль за труд.
Во время войны наши односельчане отправили на фронт 300 самых лучших лошадей, тонны картофеля, зерна, мяса, масло. Собрано и отправлено 700 посылок с меховыми шапками, шерстяными носками и варежками, кисетами с махоркой.
Война была бедой всех народов. Деревня приютила и обогрела 150 эвакуированных семей. Из Смоленской области в колхоз привезли 90 голов племенных коров. Выкормили их и после войны они были отправлены обратно.
Красноостровцы чтят память погибших в Великой Отечественной войне.
Выдающиеся уроженцы села
Кави Наджми, Нежметдинов Кави Гибятович –классик татарской литературы. Родился 15 декабря 1901 года в деревне Красный Остров в семье крестьянина. В 1913-1915 годах работал чернорабочим на ферме; в 1916-1917 годах – упаковщиком на мыловаренном заводе в Актюбинске. Здесь же окончил русско-татарскую школу. В 1917-1919 годах работал в деревне учителем начальной школы.
Кави уже в 12 лет начал писать стихи, литературной деятельностью занимался с 1919 года. В 1919-1939 К. Наджми в рядах РККА – красноармеец, курсант, преподаватель, комиссар военной школы и ответственный редактор окружной красноармейской газеты. В составе Киевской курсантской бригады участвовал в боях по ликвидации остатков махновщины. В 1922 году окончил Московскую высшую военно-педагогическую школу. Огромное влияние на Наджми как писателя оказала его встреча с М. Горьким в 1928 году. В последовавший затем период он опубликовал ряд книг. Среди них: рассказы «Мальчик из слободки», повести «Прибрежные костры» (1929) о Гражданской войне, «Первая весна» и «Светлая тропа» (1930) о коллективизации; стихи и поэмы «В атаку», «Фарида», «Песня весны» и др. Ряд его произведений переведён на русский язык и другие языки народов СССР.
На Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Наджми был избран членом правления СП СССР. В 1934—1937 годах был первым председателем правления СП Татарской АССР. С 1937 года — литератор-профессионал. Депутат ВС ТАССР. Репрессирован как «националист». Арестован 2 июля 1937 г. Приговор: 10 лет тюремного заключения. Дело прекращено за недоказанностью обвинения. Наджми освободили накануне нового, 1940, года.
В войну он вёл передачи на радио, стал инициатором и соавтором «Письма Татарского народа фронтовикам-татарам», выпустил книгу «Татары – герои Великой Отечественной войны». В 1948 году Наджми опубликовал историко-революционный роман «Вешние воды» и политический рассказ. За роман он получил Сталинскую премию. Кави Наджми умер 24 марта 1957 года в Казани.
В 2001 году в нашей школе вся татарская областная общественность торжественно отметила 100-летний юбилей нашего земляка-писателя Кави Наджми. Почетными гостями были сын писателя Тансык Нежметдинов и его жена Сания-апа, знатоки-краеведы, учителя соседних татарских школ.
Рашид Гибятович Нежметдинов – пятикратный чемпион РСФСР, мастер спорта по шахматам и шашкам, заслуженный тренер СССР. В его честь каждый год в Сеченове проводятся межрайонные соревнования по шахматам.
Родился в 1912 году в Актюбинске, куда семья переехала из Красного Острова. В возрасте пяти лет он остался сиротой и попал в детдом, однако позднее старший брат Рашида Кави забрал его к себе в Казань. В возрасте 16 лет Рашид увлекся шашками, а затем и шахматами. Международный мастер по шахматам, мастер спорта по шашкам, заслуженный тренер СССР, пятикратный чемпион РСФСР, трижды чемпион СССР в командных первенствах страны.
Мансур Зякиевич Хафизов – кандидат исторических наук, Заслуженный учитель РСФСР, доцент, профессор. Автор публикаций по политологии, проблемам народного образования, подготовки кадров и истории татарского края (книга «Трагедия в татарской деревне»).
Исхакова Марьям Исхаковна (на фото) – учитель, кавалер ордена Ленина, стояла у истоков светского образования. Свой первый урок в школе Марьям Исхаковна дала в 1918 году. Было очень трудно. Маленькая зарплата, крайне неблагоприятные условия в школе: учили детей почти без учебников на родном языке, без парт и классных досок, письменных принадлежностей. Лихие годы гражданской войны…
Грозные годы Великой Отечественной войны. Каждое утро начиналось с полевого стана, с помощи бригадирам в организации колхозников на работу. Потом уроки в школе. Во второй половине дня вместе с учениками шла в колхоз помогать женщинам и старикам. А вечером снова «на службу». При школе создали художественную самодеятельность. Концерты, спектакли, беседы, политинформации… Сборы от спектаклей шли на общее дело – покупку лаптей ученикам, ведь многие бросали школу из-за того, что не в чем было ходить. Марьям Исхаковна была инициатором всех дел на селе и в суровые годы войны, и в послевоенное время. Орден Ленина, полученный в 1952 году, – признание ее заслуг.
Сулейманова Зугря Билаловна – ветеран педагогического труда, поэтесса, лауреат премии имени Хади Такташа. Автор книг, песен.

Вот такой материал собрал восьмиклассник Камиль Алимов. В своей работе он использовал книги краеведов-земляков М.И. Храмова «Присурский край», И.С. Карякина «Отчая земля», воспоминания земляков, материалы краеведческого музея, Интернет-ресурс. Конечно, обо всех не рассказать и не написать в одном номере газеты. Но главное – помнить сердцем, чтобы в каждом жила память о ком-то близком и дорогом, а в итоге никто не будет забыт.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *