Начинается новый учебный год. Он ставит новые задачи
и перед учащимися, и перед педагогами. Сегодня в районе проходит
традиционная августовская конференция работников образования,
которая подводит итоги года ушедшего, наметит новые цели и приоритеты
в важнейшем государственном заказе – подготовке к жизни юного поколения страны. И об этом наш разговор с начальником управления образования, по делам молодежи и спорта администрации района Е.И. Мурзакаевой.
– Екатерина Ивановна, обозначьте коротко основные цели, которые поставило перед собой управление образования в новом 2015-16 учебном году.
– Прежде всего нам нужно обеспечить подготовку педагогических коллективов школ к внедрению стандарта основного общего образования. Разумеется, нам надо повысить уровень подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых и одиннадцатых классов. Предстоит также дальнейшее совершенствование оценки труда педагогов в новых условиях экономического стимулирования.
А еще мы будем продолжать работу, направленную на сохранение здоровья учащихся школ и воспитанников детских садов, по формированию у них ценностей здорового образа жизни.
Актуальными остаются и укрепление материальной базы образовательных учреждений, строгое соблюдение пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
– Что представляет собой система образования в районе?
– На начало 2015-2016 учебного года в районе функционируют 18 дошкольных образовательных организаций с количеством воспитанников 651 человек, количество мест в ДОО составляет 739. Охват дошкольным образованием (1-7 лет) составляет 77,2%, охват детей 3-7 лет – 90,5%.
Сеть муниципальных общеобразовательных организаций района сокращена на 1 единицу, будет функционировать 12 школ, в т.ч. 5 средних и 7 основных школ. Из них 8 юридических лиц и 4 филиала базовых средних школ с общим количеством обучающихся 1261 человек. Прием первоклассников осуществлен в количестве 145 человек. В 9-х классах будет 153 ученика, в 11 классах – 66 учащихся.
Также в районе функционируют две образовательные организации дополнительного образования детей – ДЮСШ и ДЮЦ, в которых бесплатно получают дополнительное образование 464 воспитанника.
В связи с уменьшением количества обучающихся и классов-комплектов в общеобразовательных организациях реорганизована Митропольская ООШ с количеством обучающихся 15 человек (2 класса-комплекта) в форме присоединения к ближайшей Верхнеталызинской школе.
— Как идет работа по внедрению стандарта основного общего образования?
— В 2015-2016 учебном году по новым государственным образовательным стандартам будет обучаться 131 пятиклассник. Для их обучения во всех образовательных учреждениях (100%) подготовлены учебные кабинеты, оснащенные в соответствии с требованиями ФГОС. С данной категорией обучающихся будут работать 134 педагога (100 человек прошли курсовую подготовку по ФГОС, 34 завершат подготовку в течение летнего периода и сентября-октября 2015 года).
В управлении образования создана рабочая группа по переходу на ФГОС в 5-х классах. Разработан и утвержден план мероприятий. Во всех образовательных организациях сформирован банк нормативно-правовых документов по переходу на ФГОС основного общего образования, утверждены планы курсовой подготовки педагогов, внесены изменения в должностные инструкции работников организаций образования с учетом ФГОС ОО и Единого квалификационного справочника. Разработана основная образовательная программа основного общего образования.
Все 100% учащихся 5-х классов обеспечены учебниками в соответствии с ФГОС ОО.
— Каковы результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников?
— По итогам 2014-2015 учебного года к государственной итоговой аттестации в районе были допущены 199 выпускников (100% от общего количества выпускников в районе), среди них 127 выпускников 9-х и 72 выпускника 11-х классов. По итогам государственной итоговой аттестации все 100% выпускников 9 и 11 классов получили документы государственного образца об образовании, причем 19 выпускников 11 классов (26,4%) получили аттестаты особого образца и награждены золотой медалью «За особые успехи в учении», 7 выпускников 9-х классов (5,5%) получили аттестаты с отличием.
— Сколько выпускников поступили в высшие учебные заведения?
— 68 выпускников (94%) из 72 поступили в вузы, из них 63 — на бюджетные места, 9 выпускников продолжат свое обучение в средних учебных заведениях.
— Екатерина Ивановна, знаем, что в течение всего года серьёзное внимание уделялось вопросам учёбы педагогических кадров и повышению их профессионального уровня. Расскажите об этом поподробнее.
— По итогам 2014-2015 учебного года возросло число педагогов, воспитателей, имеющих высшее образование, возросла их активность выхода на аттестацию. Увеличилась доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию.
К сожалению, наши педагоги еще не осознали своей социальной значимости и изменившихся требований к учителю, воспитателю со стороны государства и общества, поэтому не стремятся к аттестации на высшую категорию, ограничиваясь прохождением обязательной аттестации или отдают предпочтение первой квалификационной категории. На сегодня по шкале рейтинга Нижегородской области Сеченовский район находится в небольшом числе районов, показатель которых по доле педагогов с высшей квалификационной категорией ниже среднего областного в 2 раза. И особенно проблемной является аттестация педкадров в дошкольном и дополнительном образовании, где показатели аттестованных на высшую категорию единицы и на первую категорию — ниже 50%. Согласно плану «дорожной карты» (и этот показатель является одним из критериев эффективности деятельности ОО) необходимо добиться поэтапно до 2018 года, чтобы доля педагогов с высшей квалификационной категорией в каждой ОО составила не менее 20 %.
В каждом педагогическом коллективе, на районных методических объединениях необходимо тщательно проанализировать данную ситуацию и найти механизмы, способствующие самосовершенствованию, самореализации и развитию личности педагогов, проявлению себя на высокопрофессиональном уровне. Хочется надеяться, что в новом 2015-2016 учебном году многие педагоги проявят себя и в аттестации, и в конкурсах профессионального мастерства.
Решая задачу роста профессионализма педагогов, в первую очередь мы должны обратить внимание на молодых специалистов.
Благодаря участию района в областных целевых программах «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011 – 2023 годы», «Обеспечение жильем молодых учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области с использованием ипотечного кредита на 2012-2014 годы» на сегодня в муниципальных образовательных организациях отсутствует проблема дефицита педкадров, опережающе решаются кадровые показатели повышения эффективности и качества услуг, установленные «дорожной картой», где доля молодых специалистов в возрасте до 35 лет не менее 20 %.
По итогам 2014-2015 учебного года в наших образовательных организациях доля молодых специалистов составляет: в сфере общего образования — 24,4 %, в сфере дошкольного образования — 25% , в сфере дополнительного образования — более 40).
— От педагогических кадров давайте вновь вернёмся к детям. Точнее, теме летнего досуга школьников. Каково было участие школ в отдыхе ребят?
— На базах образовательных организаций работали 32 лагеря с дневным пребыванием — 686 детей, 65 трудовых объединений – 635 детей, 79 прогулочных групп – 1 255 детей. Была организована работа 7 дворовых площадок, охват более 350 подростков. Организована работа 73 спортивных площадок (1 150 детей). Совершено 23 похода (440 детей). Трудоустроено несовершеннолетних – 160 подростков.
В санаторно-оздоровительных центрах (лагерях) Нижегородской области отдохнули 106 детей.
— Начался новый учебный год. Что бы Вы хотели пожелать педагогам, учащимся, родителям?
— Я искренне благодарна всем педагогам района за их верность выбранной профессии, любовь к детям, стремление ко всему новому, лучшему.
Новых успехов в достижении намеченных целей. Здоровья, терпения и настойчивости. А еще везения и удачи.