Великий «Тихий Дон» и Дон-3

lsCWT5yZhvlAkVDJ

Заканчивается Год литературы. 2016-й объявлен Годом кино. И сегодня мы поговорим о великом литературном произведении советской эпохи – романе М.С. Шолохова «Тихий Дон» и фильме, вернее, фильмах, снятых по этому роману.

«Тихий Дон» в свое время читали многие, как и «Поднятую целину» Шолохова, как на досуге, так и во время последних, предвыпускных школьных каникул – требования программы по литературе. Читали и перед глазами стояли экранные образы героев. Аксинья представлялась именно такой, как сыграла ее (нет, прожила!) в фильме С. Герасимова красавица Элина Быстрицкая. Григорий Мелехов был неотделим от исполнителя роли Петра Глебова. Смелый, бесстрашный, настоящий герой, оказавшийся в круговороте революционных событий и гражданской войны, пытающийся найти себя, понять истину. Их большая, но грешная любовь, прошедшая через нечеловеческие испытания, муки, встречи и расставания. А великолепная Зинаида Кириенко, сыгравшая нелюбую жену Григория Наталью. Кто из советских женщин не сочувствовал ей, не переживал за ее героиню, в то же время понимая и Григория, женившегося на ней не по собственной воле, а по велению родителя.

Какие бы роли ни играла потом Людмила Хитяева, она для нас прежде всего оставалась той шолоховской Дарьей – бесшабашной, распутной женщиной. Но за ее далеко не благовидными поступками также скрывалась натура ищущая, но не нашедшая любви. Отец Григория Мелехова в исполнении Д. Ильченко – настоящий казак, хозяин дома (куреня) с властным характером, устоявшимися взглядами. Но вот не усмотрел герой былых сражений, раненый в боях Пантелей Мелехов, походящий больше на цыгана, – чернявый, смуглый, с серьгой в ухе, – за своими домочадцами: один за другим нарушали отцовские запреты сын, сноха, а потом и младшая Дуняшка, полюбившая Мишку Кошевого, который по своим положению и взглядам был явно не ко двору Мелеховым – крепким, довольно зажиточным казакам.

Говорят, что Михаил Шолохов сам выбирал актеров на роли. В частности, Аксинью могла бы играть и Нонна Мордюкова, которая потом долго обижалась, что ее не утвердили. Но Быстрицкая больше соответствовала образу ее книжной героини. И другой казачки Аксиньи даже представить себе сложно. Версию «Тихого Дона» С. Герасимова мы считаем первой, хотя был снят фильм еще раньше, Сергей Апполинарьевич считал его неудачным. И мы о нем не помним.

…Но вот уже великий режиссер, он же актер С. Бондарчук (снявший «Войну и мир») решил сотворить новый «Тихий Дон». Съемки велись в трудное время, начатый проект оказался под угрозой из-за отсутствия финансирования. В результате финансовой поддержки, пришедшей из-за океана, появился тот странный американский актер – персонаж и близко не напоминающий Григория. Слабенькая игра всего актерского состава. В результате умница Бондарчук, поняв, что здесь шедевром и не пахнет, надорвал свое сердце. После его смерти режиссерскую работу завершал сын Федор – абы как-нибудь. Вряд ли даже у досмотревших тот вариант до конца возникло желание увидеть его еще…

И вот на святая святых – роман «Тихий Дон» – замахнулся С. Урсуляк, режиссер, имя которого несколько лет как на слуху. Зрителям обещали, что фильм станет событием года. Иначе зачем нужно было вообще снимать то, что уже снято, да еще как!

Забегая вперед, скажу: раньше, в советское время, критики разнесли бы Урсуляка в пух и прах, но сегодня все представлено на суд зрителей. Зрителей разных по возрасту, взглядам, читавших и не читавших (а среди нынешней молодежи не читавших большинство) Шолохова, влюбленных в герасимовский «Тихий Дон» и не имеющих о нем представления.

Так уж получилось, что даже не пришлось проводить опрос на тему «Ну как вам новый «Тихий Дон?» – молодые и пожилые люди сами заводили разговор на эту тему.

Галина К., 45 лет: «С удовольствием посмотрела первые серии. Ярко, красочно. Актеры играют нормально. Говор казацкий звучит правдоподобно. Не пошло, не грубо. Не тот «Тихий Дон», конечно, что сняли в 50-е, но лучше, чем последующий вариант».

Владимир С., 34 года: «Посмотрел все серии. Убедился, что не зря сейчас говорят о жестокости красных — в фильме они настоящие палачи – жгут, режут, не жалеют своих односельчан, женщин, стариков».

Светлана Т.: «Шолохов бы, наверно, точно не выжил, если бы увидел, что сделали из его романа. Да, есть картинка – казачья станица, есть казачий говор, правда, актеры явно переусердствовали, вставляя слова, не свойственные казакам. Но особо надо сказать об игре актеров. И вот это Аксинья, Григорий, Наталья?! Ни лицом, ни манерами они не похожи на шолоховских героев. Не верю! Ближе всех к образу Пантелея Прокофьевича С. Маковецкий, но и он, кажется, порой забывает, на какую ногу надо хромать. Женщины ведут себя как… Ну сами понимаете, как кто. Мужчины – какие-то изуверы.

В романе Григорий, любя, все же в какой-то мере издевался над Аксиньей и женой своей Натальей, но он же не унижал их, как в этом фильме. Красивы картины природы. Не очень, на мой взгляд, уместна музыка, хотя хорошая».

Татьяна Г.: «Я десятки раз смотрела «Тихий Дон» Герасимова и не раз перечитывала роман Шолохова. Это было великолепно. Книга – одно из лучших произведений, а фильм – один из лучших советских фильмов всех времен и народов. Урсуляк же все переложил, я бы сказала, на современный лад с элементами той эпохи. Чтобы посягнуть на Шолохова и Герасимова, нужно быть очень талантливым режиссером и настоящим гражданином».

Мария Т., студентка, 18 лет: «Знакомство с «Тихим Доном» для меня началось с фильма 1958 года, затем роман был мною прочитан, и, наконец, завершающим моментом стал сериал этого года.

Если говорить о соответствии экранизаций тексту романа, то, несомненно, фильм «Тихий Дон» 1958 года практически полностью отражает печатный вариант романа. Один из важных пунктов для меня – внешность героев. Она полностью соответствует описаниям М. А. Шолохова. К сожалению, в сериале 2015 года внешность некоторых актёров настолько не совпадает с описанной автором, что, начав просмотр данного сериала, мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, какой актёр какого героя играет. Особенно «непохожей» мне показалась Аксинья. Минусом сериала является и игра актёров, некоторые сцены не выглядят правдоподобными. Плюсом для меня стало то, что в нём очень хорошо показана донская природа, много красивых пейзажей».

Александр Семенович, ветеран войны и труда: «Поначалу новый фильм не смотрел, так как уверен, что лучше того, герасимовского, никто не снимет, особенно сейчас. Да и времени лишнего нет, чтобы тратить его неизвестно на что. Но одну серию посмотрел — нечаянно включил телевизор, а там «Тихий Дон». Ну что сказать? Исполнители главных ролей подобраны явно неудачно: посмотрел – и забыл. То ли дело те герасимовские образы! В памяти на всю жизнь. Что касается изложенных в романе событий: вроде бы, похоже, но, с другой стороны, все в угоду сегодняшнему времени, чтобы зритель оценивал события так, как теперь следует. У меня только один вопрос к режиссеру и продюсерам: «Зачем? Зачем потрачены такие деньги?»

Марина К., 25 лет: «Книгу не читала. Фильм вижу впервые. Сначала смотрела – нравилось, потом перестала смотреть – пошло все как-то не так. Не могу сказать, что именно не так, просто чем дальше, тем хуже».

Валентина Л., 60 лет: «Про актеров и говорить не хочу. Не для них Шолохов писал свой роман. Я о другом, о событиях, описанных автором, и как увидел их режиссер Урсуляк. Гражданская война – это, действительно, страшно, это когда брат на брата, сын на отца, сосед на соседа. Судить о тех событиях спустя время проще, пережить их, стать их участниками – совсем другое. Григорий Мелехов был и «белым», и «зеленым», и «красным». Он прошел через множество испытаний, разочарований, прежде чем, потеряв любовь свою Аксинью из-за шальной пули, бросил оружие. По натуре своей Мелехов был и остался хлебопашцем.

И как вы думаете, если бы Шолохов сочувствовал белым в их борьбе и осуждал красных, его бы удостоило советское правительство стольких наград и званий?! Урсуляк же позволил себе иную трактовку. Ничего другого в наше время ждать не приходится».

Подобный опрос проведен в Интернете. Сотни тысяч россиян и жителей других государств сказали «да» образам Шолохова – Герасимова, и «нет» так и оставшимся для большинства безымянным исполнителям главных ролей новой версии «Тихого Дона».

Л. Шамкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *