Мы сегодня не представляем уже, как жить без света, если отключение электроэнергии происходит даже на незначительное время. Начинаем нервничать, звонить во все инстанции.
Но кто-то, оказывается, действительно может обходиться, как говорится, лучиной. И таких семей на сегодня в районе, по данным энергослужб, три. В этом году предписания на отключение за неоплату, игнорирование штрафных санкций, незаконное подключение к сети, нарушение правил эксплуатации электроприборов или из-за ветхой электропроводки уже выписаны восьми домовладельцам, пятеро заключили соглашение о рассрочке платежа или устранили неполадки.
Некоторое время назад в единой дежурно-диспетчерской службе района зарегистрирован факт отключения электроэнергии в одном из домов райцентра. Семья просила помочь как-то решить вопрос, потому что в ней маленькие дети. Подключились все, кто может повлиять на ситуацию. Но дело оказалось в самих жильцах. С 2009-го три года практически не платили за электроэнергию. Энергосбыт неоднократно напоминал о приличной сумме долгов, но она не гасилась. Плюс ко всему Энергоучет в марте обнаружил, что на счетчике сорвана пломба госповерки. Это неминуемые штрафные санкции. С ними семья не желает соглашаться, но и не пишет никаких заявлений в энергоснабжающие организации. В итоге долг за свет с учетом штрафа под 60 тысяч рублей.
Где взять сразу такие средства молодой семье? И тем не менее, за свою халатность придется отвечать только самим. В соответствии с постановлением Правительства РФ, при трудных жизненных обстоятельствах – с потребителями электроэнергии энергетики должны заключить соглашение с рассрочкой платежа на год. Это при условии, если абонент сделает первоначальный взнос. Пока ни того, ни другого нет.
Может быть, среди трёх отключенных в районе от сети абонентов кто-то пользуется электроэнергией нелегально? Такое вряд ли может быть. Все предупреждены, что при самовольном подключении штрафные санкции могут быть огромными. Тогда уж точно не один месяц придется сидеть со свечой или фонариком.
Это халатность самих абонентов, но по-прежнему есть факты, когда людям приносят квитанции с явно завышенными суммами. В среднем два десятка человек за месяц обращаются в Энергосбыт с этим вопросом. Ответ один: надо самим внимательно передавать цифры с электросчетчиков. Предположим, показания в квитанции всего лишь на 10 киловатт меньше переданной месяц назад суммы. Данные обрабатывает компьютер. Это не человек, который поразмыслит и сделает правильные выводы: человек ошибся. Оргтехника же посчитает, что счетчик сделал полный оборот диска и выдаст сумму долга под 300 тысяч рублей. Из-за показаний некоторых контролеров, работающих от электосетей по найму, которые где-то недосмотрели или неправильно написали цифры, а потребитель, не глядя, расписался, тоже получаются разночтения, и дело доходит до судов. Нужно ли кому это?
Н. Викторова