В Ратманове мы побывали в июльский солнечный день. Продвигаясь по пустынной деревенской улице, вглядывались в стоящие заброшенные дома, хозяйственные постройки. Возле некоторых домов окошено, значит, все же приезжают хозяева.
А вот и жители
Подошли, разговорились. Галина Васильевна Атманская и Галина Анатольевна Селиванова (на снимке) — уроженки Ратманова, уехали после окончания школы, да так и остались в городах. А сюда приезжают на лето проведать свою деревеньку, навестить родные могилы. Вот и в этот жаркий день они только что вернулись с кладбища.
— Ездили прибраться и окосить. Сейчас мало кто приезжает, и многие могилы зарастают. Убираем не только свои, но и все ближние, на сколько сил хватает. Постоянных жителей в деревне нет, а летом мы, т.Валя Евдокимова, Пет-ровы приезжают.
Две Галины – подружки с пеленок, одногодки, а еще и родственницы. Если разбираться в сложной структуре родственных связей, то их предок Иван Федорович Клюшенков одной из них приходился дедом, а другой прадедом. Семьи тогда были большими, а он еще был женат три раза, что и послужило такому распространению фамилии и родства по селу. Да и его родители были многодетными, а значит тоже продолжение рода и большое количество родственников.
Прошлое и настоящее
— Самые распространенные фамилии в деревне — Селивановы, Клюшенковы, Атманские. Селивановых было очень много. Рассказывали, что фамилия Атманские произошла очень давно, еще при крепостном праве. У владельца этой деревни были борзые собаки и он их обменял на польские семьи, с тех пор и появились Атманские, — рассказывает Галина Васильевна. — Каждое село было известно какими-то своими особенностями: ремеслами или людьми. Ратманово славилось своими комбайнерами. Например, наш папа Василий Атманский, дядя Миша Филиппов, дядя Шура Никитин были известными передовиками. А еще у нас были самые красивые девчата: парни со всей округи приходили выбирать себе невест.
— В деревне был магазин, медпункт, клуб, начальная школа. Дальше учиться ходили в Шемарино, жили в интернате. А домой приходили в субботу, в бане помыться. Наше поколение, а мы родились обе в 1963 году, было одним из последних в деревне, после нас и вся молодежь закончилась, все стали уезжать в города, оставались только люди в возрасте. Деревню жалко, сейчас все дома заброшены. Таких доживающих деревень только на нашей памяти было более десятка: Борисовка, Марьевка, Новая Назаровка, Чадаевка, Калиновка, Екатериновка, Калифорния, Киша и др., – поддерживает разговор Галина Анатольевна. — Мои родители уехали в 2012 году, первые годы приезжали на лето. А сейчас я навещаю деревеньку несколько раз в год, огород сажаю – землю жалко.
Живет Галина Анатольевна в Дзержинске, где работала на заводе им.Свердлова. А Галина Васильевна — в Иванове, училась в химико-технологическом институте, но потом началась перестройка, тяжелые 90-е, пошла работать – занималась сборкой гитар. Связь женщины не теряют. И в деревне их дома рядом.
— Живем здесь дружно, постоянно общаемся, вечера вместе коротаем. За продуктами в В.Талызино или Сеченово ездим. Фельдшер в Скрипино есть, для мамы главное — медицинская помощь. Баня еще рабочая, по черному. Они у нас испокон веков в овраге стоят, — описывают женщины свой деревенский быт.
А весной мне домой надо
На незнакомые голоса вышла из дома и одна из самых преданных жительниц деревни – Л.Б. Атманская – мама Галины Васильевны (на снимке). Вся ее жизнь прошла здесь, а первого сентября у Любови Борисовны именины — 87 лет исполнилось.
— Зиму уже несколько лет живу в городе у дочери, а весной говорю, что хотите делайте, а мне домой надо, хочу родным воздухом подышать, везите в Ратманово. Куда я без своей деревни? У меня здесь и муж похоронен. Такой хороший только один на свете был, и тот мне достался, — говорит она с теплой улыбкой. — Я рядом с ним всю жизнь прожила, и лежать вместе будем — об этом уж и детям всегда наказываю, чтобы знали.
И тут же вздыхает, вспоминая прошлое:
Эх, какая была деревня у нас, сколько здесь пели песен, как дружно жили и работали! К нам молодежь из мордовского села Малое Игнатово приходила на гулянье, парни сватались, а мы своих выбирали, оставались в Ратманове. Здесь все радовало — луга покосные, грибы и ягоды, орехи, земля плодородная — живи да работай. И, конечно, семечки, благодаря им и построились, ведь в колхозах долгое время денег не платили, а жить-то как-то надо было.
Уезжаю в город зимовать, а душа болит о своей деревне.
Вот так за разговором вспомнили наши собеседники и молодость, и родственников. Из таких воспоминаний мы и узнаем сейчас обычаи и уклад жизни наших сел и деревень, историю родного края.
О.Рыженкова, фото автора