10.10.2018
Каждое школьное поколение знало ребят, чьи имена всегда были на слуху. Наташа Судакина, Сергей Культин, Наташа Аникина, Сергей Рыбаков, Света Тужилина, Таня Дикарёва, Саша Сухов, Галя Макалова, Серёжа Молявин, Олег Козлов, Ирина Рябова, Марина Сапёлкина, Таня Рыбакова, Наташа Евсеева, Маша Васина, Серёжа Алексаев и многие другие, старше или младше, просто в памяти ребята, разница в возрасте с которыми года три-четыре, максимум пять.
Красивая, скромная – такой помнится школьница Светлана Тужилина.
Отличница, активистка, председатель совета дружины школы, секретарь комсомольской организации. Школа была основательной.
И вопреки крылатому выражению о том, что в детство обратной дороги нет, многим удаётся туда вернуться. И жить долгие годы, мечтая и фантазируя вместе с новыми юными поколениями, передавая знания и мудрость, как эстафету от прошлых поколений будущим в стенах всё той же Сеченовской средней школы. Пятый год работает здесь С.А. Тужилина, учитель математики (на фото). А ранее двадцать с лишним лет – учителем, закладывающим самые первые семена разумного, доброго, вечного.
После окончания физико-математического факультета педагогического института вернулась в родное село. Свободной вакансии математика в Сеченовской средней школе на тот момент не было. Поэтому трудовая деятельность началась в первом классе начальной школы финского посёлка. Конечно, снова пришлось учиться. Курсовая переподготовка, «горы» методической литературы, бессонные ночи над конспектами и стопками тетрадей и, конечно, люди.
– Мне всегда везло на дарителей знаний, – говорит С.А. Тужилина. – В школе у меня были чудесные учителя, которые соединяли в себе знания, любовь к ученикам. В преддверии праздника не могу не вспомнить о них с огромной благодарностью. Это Н.И. Гришина (наш классный руководитель), М.Г. Трифанова (первый учитель), З.В. Культина, Е.И. Давыдова, Л.В. Гуськова, М.Г. Колчина, А.В. Мизюкова, Н.М. Колчина, Е.Д. Слугина, В.В. Давыдова и конечно, наш директор И.В. Володеев. Замечательные преподаватели были и в вузе.
Очень многому научилась у своих коллег, у своих родителей, у своих учеников.
За годы работы выработались стиль общения с детьми, учительские манеры поведения, некоторые принципы.
Настоящий учитель – это тот, который может спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Учитель должен быть искренним и честным перед детьми, ведь он – пример для подражания, поэтому должен быть настоящим, не лицемерным, не лживым – такими принципами руководствуется в работе С.А. Тужилина. А ещё нужно быть требовательным. Требовательным к ученикам и, в первую очередь, – к себе. Не скупиться на похвалу. Нет такого ученика, которого не за что похвалить.
– Интерес – ключ к знаниям. Стараюсь заинтересовать ученика на каждом уроке, каждой задачей. И самое главное – не переставать учиться.
Школьная жизнь – это настоящий водоворот, который затягивает с головой, выжимает тебя, отнимая силы. И каждый раз, когда, казалось бы, уже не остаётся сил, наступает перерыв – долгожданные каникулы… И снова ждёшь первого сентября, встречи с учениками, без которых я не представляю своей жизни. Они полностью заполняют её. О них разговоры с коллегами, со своими родственниками, друзьями. Они повсюду, о них невозможно забыть.
Кажется, совсем недавно она встретилась со своими первыми учениками, а за плечами 26 лет работы в школе, удивляется быстротечности времени педагог (впрочем, как и все мы). Первым ученикам за тридцать, теперь их дети называют Светлану Александровну Тужилину своим учителем.
Быстро мы растём, а это значит, Некогда стареть учителям!
И было продолжение разговора, потому что захотелось вернуться в школу, хоть воспоминанием, хоть на полчаса. В октябрятскую звёздочку, пионерский отряд, комсомольский актив. Тем более, повод замечательный: близится 100-летие Комсомола. Итак, вернёмся в прошлое, нарушая хронологию, но соблюдая главный принцип: это было, было… И это было прекрасно.
Стимул хорошо учиться
В первом классе принимали в октябрята, вручали значки – звездочки. Появлялись первые обязанности, ответственность. Поручали выполнять пусть простые, но очень важные, на наш взгляд, задания. Класс делился на «звездочки» по пять человек в каждой (по числу лучей октябрятского значка), избирался командир. Появлялся первый коллектив, который мог повлиять на каждого ребенка. Это объединяло ребят. Главная задача октябрят – хорошо учиться и вступить в пионеры.
В третьем классе октябрят торжественно, под звуки горнов и барабанов принимали в пионеры. При этом они давали торжественную клятву. Появлялись новые атрибуты – алый галстук, пионерский значок, новые обязанности и новый уровень ответственности за свои поступки. Все пионерские дела проводились под девизом: “Пионер – всем ребятам пример!” В пионеры принимали по возрасту. Как завидовали те, кто помладше старшим одноклассникам, на груди которых появился галстук. Светлана в классе была самой маленькой (день рождения в начале сентября), но её подбодрили: будешь хорошо учиться, будешь активна – примем в мае, в День пионерии. Так и случилось. Со временем стала главным пионером в школе – председателем Совета дружины им. Зои Космодемьянской. Школьным комсоргом в то время была Н. Аникина, её С. Тужилина и сменила на этом без преувеличения ответственном посту. Но прежде – вступление в ряды ВЛКСМ.
Душа рвалась в полёт
Вручение комсомольского билета, приём в пионеры – это очень памятные дни.
– Помню, мы очень волновались, готовились и переживали! – вспоминает Светлана Александровна, – учили Устав ВЛКСМ, его историю, награды. Сначала вопросы по Уставу задавали в школе, потом – в райкоме комсомола. Создавалась атмосфера торжественности, важности, неповторимости события. А уж когда с пионерскими галстуками или позже – с комсомольскими билетами и значками возвращались домой, душа просто рвалась в полет! Мой билет до сих пор хранится дома.
Комсомольские собрания проходили интересно, с дискуссиями, спорами. Нам казалось, что педагогические работники практически не вмешивались в комсомольские дела. Спасибо директору и учителям за то, что они не мешали нам так заблуждаться.Жизнь у комсомольцев бурлила. Проводились спортивные соревнования, рейды успеваемости, было развито тимуровское движение, участвовали в сборе макулатуры, металлолома, в апрельских субботниках, оказывали помощь совхозам и колхозам в уборке картофеля, свёклы, работало множество кружков. Выпускалась школьная комсомольская газета.
Проводились КВНы, концерты, танцевальные вечера. Учителя были всегда и везде примером во всём, но и нас не надо было упрашивать остаться готовиться после уроков, нам всё это было интересно, мы сами были инициаторами этих мероприятий. Очень активно работала школьная агитбригада. Выезжали с концертами в организации, проводили Новогодние утренники для детского сада, профсоюзные ёлки в разных организациях. Особо интересными были ёлки в посёлке газовиков, тогда он находился возле Ясного (Светлана выступала в роли Снегурочки). Многим школьникам запомнился новогодний спектакль «Про Федота-стрельца», что десятиклассники Сеченовской средней школы поставили под руководством своего классного руководителя Н.И. Гришиной в декабре 1987-го. Все чувствовали гордость за сделанное, важность. Неважных, второстепенных дел в нашей школе вообще не было.
А как любили школьники митинг, посвящённый Дню Победы! Почётный караул возле обелиска несли лучшие ученики школы.
– На первомайской демонстрации мне приходилось неоднократно выступать с трибуны перед всем районом с докладом о проделанной работе в школе, – вспоминает Светлана Александровна. – Это было очень ответственно и волнительно, долго собирали материал, готовились к этому выступлению вместе с М.Г. Колчиной, завучем по воспитательной работе. Под её же руководством школьники занимались в КИДе (клубе интернациональной дружбы), вели переписку с ровесниками Советского Союза и ГДР.
Незабываемые деньки
И поездки. Одна особо запомнилась. В Москву, в 1984 году. Туда отправились активисты района, а также дети работников сельского хозяйства. Познакомились с достопримечательностями столицы, посетили многие музеи, жили в самой лучшей гостинице. «Нам, детям из глубинки, создали такие шикарные условия, которых не забыть до сих пор. Это были незабываемые деньки», – поделилась С.А.Тужилина.
Чем дальше пионерские, комсомольские годы, тем удивительнее вспоминать ту жизнь, те приключения, в которых мы побывали с нашими любимыми учителями. Комсомольская юность для многих из нас – самая счастливая пора в жизни. «Как же интересно вы жили», – часто завидуют дочки, слушая мамины воспоминания о школьных годах. Да, это были наши 80-е, полные пионерского задора, энтузиазма и комсомольской решимости.