– Если опыт передается из поколения в поколение, – это большое дело, – со знанием этого самого дела говорит В.Н. Комиссаров, – вот только понимаем мы это спустя годы. Когда, будучи еще школьником, приходил к отцу на маслозавод, где он трудился машинистом холодильных установок, и смотрел на громадные агрегаты, что он обслуживал, то ничего, кроме любопытства, не испытывал. Разве я мог тогда предположить, что это будет одним из главных дел моей жизни.
Шло время, менялись приоритеты, расширялся ассортимент бытовой электротехники, которая имеет «привычку» выходить из строя. И далеко не каждая поломка заставляет владельца расстаться с дорогостоящей вещицей, без которой уже не мыслима жизнь. А значит, нужен мастер, который «реанимирует» холодильник, стиральную машину, микроволновку и т.д. Вот таким мастером и решил стать около семи лет назад Владимир. Тут он и обратился к отцу с просьбой поделиться опытом.
– А еще в областную фирму ООО «Холодмашсервис». От нее прошел обучение, от нее и работаю по сей день, – продолжает Владимир Николаевич.
– За это время у Вас наверняка появились постоянные клиенты?
– Есть такие. Как в Сеченовском районе, так и за его пределами. А раз люди обращаются не раз и не два, значит, и качество работ, и цены устраивают.
– Но наверняка имеются и те, кого не все устраивает?
– Без недовольных никому не обойтись. Если у клиента есть претензии, стараюсь устранить, а потом приятно слышать слова благодарности.
– Гарантию даете?
– Без гарантии не работает ни один уважающий себя мастер.
– Владимир Николаевич, к Вам чаще обращаются частники или организации?
– Постоянные клиенты – магазины – ремонт холодильников, кондиционеров; сырный цех. Граждане обращаются чаще в связи с выходом из строя холодильников, стиральных машин.
– Вода во многих селах жесткая. Можете дать совет, как избавить машины-автоматы от накипи («Калгон» не всех устраивает)?
– 100 граммов лимонной кислоты на режим 60 градусов. И так дважды в месяц. Эффективное средство – проверено.
– Элементарный ремонт бытовых приборов, наверное, должен уметь осуществлять любой мужчина. А что непрофессионалы не должны делать?
– Не должны делать то, после чего мастеру уже трудно справиться. Это как раз те случаи, когда приходится отказывать человеку в ремонте. Поэтому совет: не можешь – не берись.
– С недавних пор во многих организациях и квартирах появились кондиционеры. Их установка – это и Ваших рук дело?
– В том числе. И тоже пришлось проходить курсы. И устанавливаем, и занимаемся ремонтом промышленных и бытовых кондиционеров, а также автомобильных. А еще ремонтируем бензопилы, триммеры, газонокосилки, бойлеры.
– Успеваете?
– Отец помогает. Одному было бы сложно. Ну и если много заказов, делимся с другими мастерами.
– В районе у нас есть еще такие мастеровые люди?
– Есть, конечно.
– Конкуренты?
– Есть и конкуренция, как же без этого. И советуемся, опытом и заказами делимся.
– Послушаешь Вас, и кажется, времени-то совсем не остается. А как же любимый спорт?
– Он был, есть и будет. Любовь к спорту – со школы. Любовь к парашютному спорту – с армии, служил в войсках ВДВ. Пришел со службы и создал клуб, привлек парней и даже девчат, которые после подготовки совершали прыжки с километровой высоты.
– Ребятам это нужно для армии, а девчатам?
– Тоже в жизни пригодится. Особенно тем, кто поступает в вузы МЧС. Весной снова начнем тренировки, а затем поедем в Чебоксары: прыжки с парашютом – это здорово.
– Успехов Вам и в труде, и в спорте.
– Спасибо.
Л. Шамкова