Первым делом, на что мы должны обратить внимание при соблюдении постов, – это цель. Сам по себе пост не является целью, он есть только средство достижения цели.
Цель же поста состоит в том, чтобы дух человека, который мы называем силой воли, царствовал над нашей чувственной плотью. Когда бразды управления берет в свои руки плоть, наше бренное тело своими чувственными желаниями (часто греховными) начинает влачить нас туда, куда бы мы и сами не очень хотели, но чувственность царит над духом и умом. Это можно сравнить и с такой картиной, когда в какой либо организации будет образованный управитель, но не будет подчиняться уставу и правилам своей организации, то и подчиненные не захотят его слушать и будут делать все по своему, не учитывая даже своей малообразованности.
Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней.
Святоотеческая мудрость гласит: «Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Ум – этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен, прежде всего, подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела». Заповедь поста подтверждена Евангелием: Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк.21:34).
Также важно, чтобы наш пост не перешел в диету, его надо соединять с молитвой. Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва. Будем поститься постом благоприятным.
И. Лютянский