06.02.2025
![](https://borba-sech.ru/wp-content/uploads/2025/02/photo_2025-02-06_13-56-12-1024x682.jpg)
Помощник Президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев в рамках рабочей поездки в Нижний Новгород 6 февраля 2025 года посетил Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева и судостроительный завод «Красное Сормово». Его сопровождали полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО Игорь Комаров и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Николай Патрушев ознакомился с процессом создания крыльевых устройств судов на подводных крыльях и проведением испытаний моделей судов в опытовом бассейне, а также посетил инженерно-конструкторский центр, где разрабатываются проекты современных скоростных пассажирских судов.
Помощник Президента РФ осмотрел экраноплан «Спасатель», разработанный «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева». Поисково-спасательный экраноплан «Спасатель» (проект 09037) строился путём переоборудования второго ракетного экраноплана «Лунь» (проект 903). Сегодня «Спасатель» находится на территории завода «Красное Сормово», а ЦКБ продолжает заниматься проектированием экранопланов нового поколения.
В ходе рабочей встречи Николай Патрушев обсудил с генеральным конструктором АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгием Анцевым и генеральным директором предприятия Евгением Цыпленковым перспективы развития речных пассажирских перевозок. Проект «Речные магистрали» поддержан Президентом РФ и предполагает не только развитие маршрутов, причальной инфраструктуры, но и строительство современного пассажирского скоростного флота. Именно в этом направлении развивается «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», которым построено уже 19 единиц СПК «Валдай 45Р» и 4 единицы СПК «Метеора 120Р». Данные суда уже зарекомендовали себя на маршрутах в 6 регионах страны.
«Скоростные суда и экранопланы нового поколения, разработанные предприятием, весьма востребованы для грузопассажирских перевозок на внутренних водных путях, на туристических и линейных маршрутах», — отметил Николай Патрушев.
Позже на встрече с руководством судостроительного завода «Красное Сормово» обсуждались вопросы производственной загрузки, финансово-экономических показателей деятельности завода, ключевые вопросы модернизации производства.
Николай Патрушев обратил внимание на решение первоочередных задач технической и технологической подготовки производства для выполнения производственной программы.
Отмечено, что в рамках инвестиционной программы Объединенной судостроительной корпорация (ОСК) в завод «Красное Сормово» будет произведено технологическое и техническое перевооружение предприятия. На данный момент уже разработана программа мероприятий, которые будут реализованы с 2025 по 2028 год включительно.
Исполнительный директор ПАО «Завод «Красное Сормово» Сергей Ляшенко представил основные производственные объекты, а также суда, находящиеся на разных этапах строительства. В настоящее время в производственной программе завода «Красное Сормово» серия сухогрузов проекта RSD59, серия круизных судов проекта «Карелия», а также серия краболовов-процессоров КСП01.
В свою очередь, Николай Патрушев подчеркнул, что продукция, выпускаемая заводом, весьма востребована для развития морского и речного судоходства, новых транспортно-логистических коридоров, грузовых и пассажирских перевозок.
Справка:
«ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» более 70 лет ведет работы по созданию высокоскоростных транспортных средств гражданского и специального назначения: суда и катера на подводных крыльях, на воздушной подушке, суда с воздушной каверной на днище, глиссирующие суда, экранопланы. По проектам ЦКБ построено более 8 000 пассажирских судов и катеров. Сегодня «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» является проектно-производственным предприятием полного цикла, с ключевыми компетенциями в проектировании, испытании, строительстве, а также сервисном обслуживании скоростных судов.
ПАО «Завод «Красное Сормово» – одно из старейших российских судостроительных предприятий, основанное в 1849 году. За 175 лет завод построил около 2000 судов гражданского флота и более 300 подводных лодок, включая 25 с атомными энергетическими установками. Завод выпустил серию танкеров, сухогрузных теплоходов, и дноуглубительных судов. Также был построен пассажирский теплоход «Мустай Карим», который вошел в «Список значительных судов» RINA в 2020 году и в топ-100 достижений современной России в 2023 году. Завод строит круизные лайнеры «Карелия», рассчитанные на 180 пассажиров, и краболовы, способные перерабатывать до 60 тонн краба в сутки.
Источник: Морская коллегия Российской Федерации