За право существования
Гитлер принял решение стереть город Ленинград с лица земли: «Если будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, Германия не заинтересована в сохранении хотя бы части населения».
Командование Ленинградского фронта подготовилось к встрече противника, использовав, в том числе, новейшие тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2, только что выпущенные Кировским заводом. Только в 1941 году было построено более 700 танков, оставшихся в городе. За это же время было выпущено 480 бронемашин и 58 бронепоездов. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом сходу. Эта задержка вызвала резкое недовольство Гитлера. Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный надлом, но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город, который является колыбелью Октябрьской революции.
Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 км².
4 сентября 1941 года немцы начали регулярные артиллерийские обстрелы Ленинграда, хотя их решение о штурме города оставалось в силе до 12 сентября.
Солдаты, оборонявшие Ленинград в эти дни, стояли насмерть.
13 сентября в город прибыл Жуков, который приступил к командованию фронтом 14 сентября.
Ленинградский
метроном
В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налётах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. Также тревогу объявлял диктор Михаил Меланед.
По словам Г. К. Жукова, положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. Налаживанием обороны города руководили командующий Балтийским флотом В. Ф. Трибуц, К. Е. Ворошилов и А. А. Жданов.
Эвакуация жителей
началась уже 29 июня 1941 (первые поезда) и носила организованный характер.
За время второго периода эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек.
Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград.За этот период из города было вывезено 488 703 человека.
С мая по октябрь 1942 года — еще 403 тысячи человек. К октябрю 1942 года эвакуация была завершена.
Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда те умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом.
«Дорога жизни»,
«Невский пятачок»
8 сентября противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день считается днем начала блокады. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. Сохранилось лишь единственное железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера с Финляндского вокзала — «Дорога жизни».
Осенью 1941 года советские войска предприняли две операции с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной.
Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» — узкой полосе земли шириной в 500—800 метров и длиной около 2,5-3 км на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта.
Сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя — иначе пришлось бы форсировать полноводную Неву заново, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941—1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат.
«Дорога жизни» — название ледовой дороги через Ладогу зимами 1941-42 и 1942-43 годов, после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. «Дорога жизни» фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. Продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Многие проваливались под лед.
Во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась чёрно-красной…
Жизнь в блокаде
Блокада стала жестоким экзаменом для всех городских служб и ведомств. Ленинград дал уникальный опыт организации жизни в условиях голода. Во время блокады, в отличие от многих других случаев массового голода, не произошло никаких крупных эпидемий. Безусловно, предотвращению эпидемий помогла суровая зима 1941-1942 годов. Вместе с тем исследователи указывают и на эффективные профилактические меры, принятые властями и медицинской службой.
О катастрофическом продовольственном положении города стало ясно уже 12 сентября. В ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода. 20 ноября — в пятый раз населению и в третий раз войскам — пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки; рабочие — 250 граммов;служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой, — 125 граммов. И кроме хлеба, почти ничего.
Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15 % от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах (кроме оборонных). Зима 1941—1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного.
Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые мини-печки, буржуйки. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие стало важным фактором, способствовавшим росту смертности. Это обуславливало дополнительное расходование калорий. Большую роль в преодолении проблемы снабжения продовольствием играло использование пищевых заменителей. Впервые в СССР в хлебопекарной промышленности была использована пищевая целлюлоза, производимая на 6-ти предприятиях, что позволило увеличить выпечку хлеба на 2230 тонн.
После суровой
зимы 41-го
Весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. Возобновилась работа многих предприятий.
8 марта впервые было дано напряжение в сеть. Началось восстановление трамвайного хозяйства города, пущен грузовой трамвай. 15 апреля 1942 года пущен регулярный пассажирский трамвай.
В 1942 г. вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно.
В это время Ленинград превращается в мощный укрепленный район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений.
Но до окончательной победы оставались долгих два года…
12 января 1943 года, после артиллерийской подготовки, 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада.
18 января войсками Ленинградского и Волховского фронтов был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная (так называемая «Дорога победы») дороги. 14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию.
27 января в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня. К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения.
От голода, бомбежек…
Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище — 640 000 человек. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 млн человек.
За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.
Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё большим, если бы не были приняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, Петру I и Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами.
Был разрушен и сгорел Павловский дворец, в парке которого вырублено 70000 деревьев. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, целиком вывезена немцами. Также при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе, в котором немцами был устроен лазарет.
Звание города-героя
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
За оборону Ленинграда
У ветерана из Красного Острова Х.Д. Тимершина наград много, в том числе Орден Славы III степени, ордена Отечественной войны I и II степеней, медали «За боевые заслуги», «За отвагу» и другие. И среди них «За оборону Ленинграда» (1943 г.).
В апреле 1942 года Халил Девлетбаевич ушел на фронт. Быстро прошел обучение на наводчика тяжелых орудий и был направлен под Ленинград, в артиллерийский разведывательный полк.
Ленинград в блокаде. Шли бои, город бомбили, но защитники стояли в обороне, не отступая ни на шаг. И выстояли, и отстояли. После снятия блокады их дивизия освободила город Псков и стала называться 128 Псковской. Воевали в Прибалтике, участвовали в освобождении Украины, потом была Польша.
Победу солдат Тимершин встретил на окраине Берлина. Домой он возвратился весной 1947-го. Получается, родился в Красном Острове, а душой отчасти ленинградец. И сегодня Халил Девлетбаевич еще раз вспомнит те далекие суровые и героические события. Сейчас ветеран в больнице, поправляет здоровье, а по приезду домой ему будет вручен памятный Знак «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
За город Ленинград сражались также наши земляки-теплостанцы — П.В. Родин, С.Ф. Сорокин, И.А. Кузяев, И.С. Гуськов, Б.И. Харитонов, А.Т. Михеев, А.П. Благов, С.В. Носов, С.Г. Кисляков, Г.И. Храмов, В.И. Вадясов, П.В. Кутяков, Н.В. Захаров, В.П. Корчагин и многие другие.
Из поэмы
«Февральский дневник»
Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.
И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что как роса сияла эта радость,
угрюмо озаренная войной.
И если чем-нибудь могу гордиться,
то, как и все друзья мои вокруг,
горжусь, что до сих пор могу трудиться,
не складывая ослабевших рук…
О да, мы счастье страшное открыли —
достойно не воспетое пока,—
когда последней коркою делились,
последнею щепоткой табака;
когда вели полночные беседы
у бедного и дымного огня,
как будем жить,
когда придет победа,
всю нашу жизнь по-новому ценя.
И ты, мой друг, ты даже в годы мира,
как полдень жизни, будешь вспоминать
дом на проспекте Красных Командиров,
где тлел огонь и дуло от окна.
Ты выпрямишься, вновь, как нынче, молод.
Ликуя, плача, сердце позовет
и эту тьму, и голос мой, и холод,
и баррикаду около ворот.
Да здравствует, да царствует всегда
простая человеческая радость,
основа обороны и труда,
бессмертие и сила Ленинграда!