«Наше бытие, как дерево в разрезе, где нельзя выбросить ни одного кольца»

dec9

С о. Иоанном Лютянским мы беседуем не впервые.

Разговор всегда получается интересным и содержательным,

причем интересен он не только людям верующим – об этом

свидетельствуют многочисленные отзывы в ответ на публикации.

Сегодня мы с о. Иоанном попробуем затронуть очень важную тему

– воспитание человека, в также остановиться на ряде других моментов

в свете произошедших событий как в стране, так и районе.

– О. Иоанн, что изменилось за последние годы в системе воспитания, что мы потеряли и что приобрели?

– Воспитание – это сложный процесс. Начинать его нужно с самого рождения ребенка. Например, сегодня  говорят: «Нужно кормить малыша, когда он захочет». Раньше же был  режим и такая установка: желудок ребенка должен ночью отдыхать 5-6 часов. И, думаю, это верно. Порой это трудно, родители должны пожертвовать собой, чтобы добиться желаемого. Знаю лично таких родителей, у которых один из детей часто просыпался по ночам и плачем извещал, что хочет есть. Они решили наладить ему правильный режим питания. Папа заперся с ним на ночь в комнату, когда тот плакал, – качал его. Сам не спал, было жалко ребенка, жалко маму, которая стояла за дверью и тоже плакала. Но он понимал, что так надо, что ребенок не голоден, просто он привык к такому распорядку, нужно немного потерпеть, прежде чем все встанет на свое место, и тогда всем станет легче. Это продолжалось ночи две-три. И все – малыш привык, не просыпался до утра, и родителям стало гораздо легче. Всегда нужно чем-то жертвовать. Всем нам известно, что очень пагубно влияет на психику детей  раздвоение мнения родителей. Если мама видит, что папа очень строго делает замечание ребенку, именно в этот момент надо набраться сил, воздержать эмоции и не высказать при ребенке другого мнения и таким образом не раздвоить его.

Ребенок подрастает, ему 2-3 года. Бежит, спотыкается, ударяется о шкаф, плачет. Подбегает к родителям, чтобы те его пожалели. Жалеют. Подводят к злополучному шкафу: «Давай побьем его, это он виноват. Ах какой!» Вот оно: не он сам виноват, а кто-то или что-то.  Затем школа. Пришел ребенок домой: «Меня обидели». Разборки. И виноваты одноклассники, учителя, кто угодно, но не собственный ребенок. Дальше – больше. В результате появляется чувство исключительно собственной правоты и вседозволенности. И большие проблемы в будущем.

– Но ведь есть еще и наследственность…

– Да, гены играют большую роль. Но если работать над собой, их можно победить. Говорят, характер не меняется. Не меняется только у того, кто не хочет побороть в себе плохое. Этим человек оправдывает свое нежелание исправить недостатки. Это все равно что посадил картошку, и пусть ее растет, сорняки не станем пропалывать, а когда все зарастет, скажем: «А здесь земля такая». Но если сидеть сложа руки, можно ли ждать хорошего урожая. Так и в семейной жизни, и в воспитании. Сейчас часты случаи разводов – не сошлись характерами. А где гарантия, что сойдутся характерами во втором, третьем браке. Или идти искать дальше? Приходится уже мириться с недостатками. Почему же нельзя было сделать это в первом браке? Настоящая любовь созидается, как дом, со временем оставлять недостроенный дом и идти начинать строить другой нет смысла. Когда человек оставляет свою половину и входит в связь с другим человеком, он упирается в разочарование, так как не находит ничего нового: недостатки, хоть и разные, есть у всех людей.

– У вас, многодетных родителей, одно воспитание на всех или для каждого индивидуально?

– Не могу сказать, что семеро – это много детей. Скажем так: их немало. А поскольку их немало, повторять каждому по нескольку раз одно и то же невозможно. Если каждому станем напоминать 5 раз, то на семерых это уже 35. Обычно говорю единожды. Сидят у телевизора или компьютера, обращаюсь к ним: «Картошку сажать». Беру ведра и ухожу.

– А если не выйдут следом?

– Выйдут. Все выключают и идут. «Мусор вынеси». Вижу, не торопится тот, к кому обращался. Иду сам к контейнеру. Бежит следом, догоняет: «Пап, давай  я отнесу».

– Раньше воспитывали детей в труде, сейчас много праздности.

– Верно. Наши предки говорили: «Делай, как я», сейчас: «Делай, как я говорю».

– Наши предки не знали всех тонкостей воспитания, могли и выпороть, если что не так. И ничего, людьми вырастали. Сейчас наказание не приветствуется.

– Смотря какое наказание. Провинился ребенок – сам должен придумать себе наказание.

– А он скажет: «Я не виноват».

– Родители должны быть настойчивее.

– Психика у детей стала слабой. Все боятся обидеть – учителя, родители. Как бы чего не натворили. Да и примеров много на какие недетские поступки готовы дети.

– В том большую роль играют средства массовой информации, Интернет. Насмотрятся – и откладывается в голове. Много негативного берем из стран Запада. Например, половина населения там считает, что эвтаназия (помощь больному быстрее уйти из жизни) – это нормально, это решение проблемы. Проблемы же не ушли со смертью человека, их стало еще больше в потустороннем мире.

В раннем возрасте человека  крестят, но не все, к сожалению, закладывают в него основы христианского воспитания. А еще детям в современном мире дается очень много прав, они рано взрослеют.

Вспоминаю случай из своего детства. Иду по улице, прохожу мимо мужчины, не здороваюсь. Он мне не родственник, не сосед, просто человек с улицы. Подходит ко мне, берет за ухо: «Ты почему со взрослыми не здороваешься? Вот расскажу отцу»… Я на него ничуть не обиделся, наоборот, мне было стыдно: «Не говорите родителям». А сейчас представьте то же самое в нынешнее время. И реакцию некоторых родителей несложно представить.

Люди жили большой, дружной семьей. Я не о семье под одной крышей, а вообще. Жалели друг друга, сочувствовали друг другу, понимали друг друга. Теперь случится в чьем-то доме беда – кто-то посочувствует, а кто и скажет: «Так и надо. Сам виноват», «Бог наказал». Не задумываются, что это не наказание, а, возможно, искупление прошлых грехов. И кто застрахован, что с ним такого не случится?! Возможно,  в какой-то ситуации не сможет контролировать себя, выпить лишнего – и произойдет беда.

– О. Иоанн, вот Вы рассказали случай из своего детства. Неравнодушный человек, быть может, не совсем верным приемом, но заставил Вас не забывать здороваться со старшими. Сегодня как-то не принято делать замечания курящим, нецензурно выражающимся подросткам. Да и как родители их посмотрят на вторжение в воспитательный процесс семьи. Но не зря же говорят всегда: «Бойся равнодушных, молчание которых может привести к большим несчастьям». Ведь бывает и так:  видим, что может случиться непоправимое, но проходим мимо. Не останавливаем самих молодых людей, боимся позвонить родителям. Знаем, но молчим. А затем узнаем о беде…

– Я уже говорил, наша беда в том, что мы мало-помалу перестаем жить единой семьей. К этой одной из первых нравственной ценности надо возвращаться. В школе во время беседы с ребятами я говорю, что наше бытие – это дерево в разрезе, где видны кольца. Маленькое колечко – это вы, больше – ваш дом, еще больше – село, область, страна, мир. Нельзя выкинуть ни одно из колец.

– Как Вы относитесь к тому, что, отчаявшись найти правду там, где найти должен бы, человек обращается к помощи непонятных нам сил – в лечении болезни, стремлении узнать что-то о прошлом и будущем?

– Незнание христианской истины заставляет обращаться к всевозможным колдунам, магам. Я не обвиняю таких людей, не имею права обвинять, но мне их искренне жаль.

– А Вы верите в сверхъестественные способности магов и чародеев?

– Если есть сила Божья, значит, есть и другая сила. Магия – не важно, черная или белая, – это уже колдовство, а следовательно, грех. Вызывают духа? Какого? Ясно, что не Божьего. Их заговоры – это тоже молитвы, но они молятся не Святому Духу.

Правда или правота не всегда полезны человеку. Есть сила сильнее справедливости – это любовь, а она способна прощать.

– Так что же, преступников тоже надо прощать?

– Нет, преступник по закону должен сидеть в тюрьме. Но можно посадить его с гневом и проклятиями и таким образом навредить своей душе, а можно, как в безвыходной ситуации, с сожалением, что он не может жить как человек среди людей, таким образом сохраняя себя от злобы и ненависти.

Если мы крестим детей, но не преподносим им христианских истин, им не из чего выбирать, они делают выбор из того, что им дано. И опять же сказывается вседозволенность, то, что родители помогали искать с детства виновных в ком-то, но не в себе.

– Как же воспитывать человека, чтобы он не поддавался соблазнам?

– Надо уметь донести, что в любое время, в любой ситуации ты стоишь перед выбором: жить как все или жить как надо.

– А жить как хочется?

– У каждого человека много хорошего и много плохого, следовательно, и желания разные, поэтому жить как хочется – хорошего не получится Надо, чтобы первое превосходило второе.

– Последние недели года 2014-го заставили многих поволноваться. Эта вся финансовая неразбериха, беготня с карточками и за товарами – тоже признак нашего плохого воспитания? Но ведь, как говорится, один раз обжегся, второй – подуешь… Всякое же бывало.

– Экономика может быть хорошей, может быть плохой. Но мы к этому можем относиться спокойно, а можем впадать в панику. Великий ученый, философ апостол Павел сказал: «Я научился жить и в достатке, и в скудости». Надо уметь быть благодарными и там, и там. Если мы будем реагировать на падение экономики страны болезненно, проявлять душевную слабость, ругать президента, правительство – в таком состоянии нас могут подвести к русскому Майдану. Кто хочет раздора – ищет недовольных. Надо подождать, потерпеть – все познается в сравнении. Мы не живем в материальном плане хуже, чем наши родители в молодости: небольшой домик, много детей, скромное питание. Но жили дружно и радостно. С радостью работали и общались друг с другом.

Возможно, нынешние проблемы – это испытание людям, которые разучились видеть вокруг себя прекрасное, стремясь только к благам материальным.

– Спасибо за беседу, надеемся, что эту тему мы еще продолжим.

Л. Шамкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *