Без достойного дошкольного образования не будет хорошего школьного. Не занимаясь дошкольным образованием, государство не только проигрывает в школьном, но и рискует не получить поколение человеческого капитала государства.
Что является самыми главными проблемами в дошкольном образовании на сегодняшний день и что необходимо предпринять, чтобы их решить? Об этом мы говорим с руководителем РУО Е.И. Мурзакаевой.
– Где-то – это отсутствие достаточных мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем районе эта проблема практически решена. Все дети старше трех лет имеют возможность посещать дошкольное учреждение. По возможности удовлетворяются потребности в приеме детей в детские сады в раннем возрасте, т.е. до трех лет. Создан консультационный пункт на базе детского сада «Малыш» для родителей, желающих дать детям дошкольное образование в семье. Модернизация дошкольного образования как федеральный проект позволит практически полностью охватить детей в возрасте от трех лет дошкольным образованием. Это первое направление модернизации дошкольного образования.
– Немаловажной является и финансовая сторона.
Система финансирования дошкольных учреждений изменяется, вводится единый федеральный стандарт дошкольного образования.
Финансирование дошкольных учреждений перешло с муниципального на региональный уровень. Это позволяет решить несколько задач, в том числе поэтапный рост заработной платы сотрудников муниципальных дошкольных учреждений, а также повышения качества дошкольного образования.
– Екатерина Ивановна, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Что это?
– Согласно ФЗ «Об образовании» дошкольное образование становится частью общего образования, его первой ступенью, а это значит, что оно, как и школьное, тоже должно быть стандартизировано.
ФГОС ДО (федеральный государственный образовательский стандарт дошкольного образования) представляют собой совокупность трех групп требований – к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте.
В районе утверждаются планы мероприятий, которые обеспечивают стандартизацию дошкольного образования, а также его вывод на достойный уровень. К тому же реализация программы постепенно приводит к оснащенности детских садов информационными технологиями, а также спортивным оборудованием и современными детскими площадками, учебно-лабораторным инвентарем.
– У детских садов появились свои сайты?
– Создание и ведение собственных сайтов у дошкольных учреждений – это тоже заслуга модернизации дошкольного образования, поскольку такой пункт был представлен в качестве ожидаемых качественных изменений.
– А теперь несколько слов о тех, без кого невозможна любая реформа, людях, которые работают в этой системе.
– Модернизация дошкольного образования, как любая реформа, невозможна без обучения кадров. Формирование новых требований по квалификации сотрудников дошкольных учреждений создается с целью повышения общей квалификации педагогов дошкольных учреждений. Этому способствует как указанная выше реформа заработной платы, так и разработка профессионального стандарта для педагогов, занятых в дошкольном образовании.
Также можно отметить создание ресурсных центров в регионах, которые осуществляют координацию процессов развития дошкольного образования и профессиональное становление педагогов. Знание современных технологий необходимо каждому педагогу дошкольных образовательных учреждений.
Одним словом, модернизация – это целая система сводов, законов и поручений, которые действуют как отдельно, так и совместно, и направлены на формирование нового общества.
– Долго ждать результатов?
– Качественно оценить результаты такой деятельности можно будет не ранее ближайших десяти лет, когда проявится или не проявится разница в уровне развития детей старшего школьного возраста.