11.06.2020
С Николаем Николаевичем мы встретились в поле во время посевной еще в начале мая. Труженик ООО «Левашовское» подвозил на КамАЗе удобрения к посевным агрегатам. Разговаривать было некогда, а вот повод вернуться к этому человеку есть. Четыре трудовых десятилетия, опытный водитель, и вот пора заслуженного отдыха подошла. Значимый мужской юбилей он отметил в начале декабря прошлого года, а уже в начале июня – законная пенсия.
Еще до армии выучился от военкомата в школе ДОСААФ в Сергаче, получил права и даже успел поработать пару месяцев в Болтинском сельпо. В 1978-м призвали на срочную службу. В армии сразу поинтересовались наличием прав, водителей определили на соответствующую службу. Все два года Николай Тузалин перевозил на ГАЗ-66 людей и самые разные грузы (служил, кстати, в Германии, в артиллерийском полку). Его шоферская судьба была определена. На всю жизнь.
В конце апреля 80-го возвратился со службы. Две недели отдохнул и на работу, в колхозе как раз освободился ГАЗ-51. Километр за километром прирастали опыт, доверие руководства. С 51-го пересел на 52-ой, потом на 53-ий. Ходил с прицепом, возил лес. А в 1988-ом пришел новый КамАЗ, председатель И.А. Федосеев доверил новую технику молодому водителю Н. Тузалину. КамАЗы, а их в колхозе было пять, всегда работали с прицепами, а у него как раз была нужная категория и опыт.
Шло время, менялись времена, колхозы сменили СПК, их – ООО… А люди работали… Так или иначе большая часть трудовых лет Николая Николаевича прошла в Болтинском хозяйстве. И труд его был оценен. В 1992 году получил он автомобиль ВАЗ-2106. В сельском хозяйстве тогда были в ходу чеки «Урожай», на них можно было приобрести какие-либо товары (среди работников проводили лотерею, кому что доставалось). А на имя Н.Н. Тузалина пришла из области машина, не бесплатно, конечно, но все ж таки на льготных условиях выкупал — часть чеками, часть – деньгами. А поощрили его за высокие показатели в работе: три года подряд (1989-90-91) он занимал первое место в районе по грузоперевозкам. В селе активно велась стройка, возили много стройматериалов, кирпича, леса… Рейсы постоянные, выходных у водителей не было.
На совесть «шестерка» была сделана, и сам поездил, и дети, выучившись на права, прошли хорошую практику на старом добром ВАЗе. И сейчас на ходу, сын пользуется; много «родных» «заводских» механизмов еще на месте, без замены. Как говорится, это память на всю жизнь.
Вот такой он, скромный болтинский труженик Тузалин. Как и все пенсионеры удивляющийся тому, как быстро пролетело время юности, молодости. И вот новый виток жизни – время для себя. Для себя – значит, для семьи, детей, внуков (дочь подарила Николаю Николаевичу и Валентине Михайловне двух внучек), для того, на что не хватало времени в череде, казалось, бесконечных трудовых будней.