Имени Заикина

18.05.2018

Д.Б. Новиков с газетой досоветской поры

Почти в каждой школе был свой музей. «Почему был?» – спросите вы, – они по сей день функционируют и в средних, и в девятилетних образовательных учреждениях. А там, где школа прекратила свое существование, какова судьба музейных экспонатов? Как в Красном Острове, например, Митрополье, Ратове?
В свою школьную бытность музейные комнаты привлекали внимание не только педагогов, учащихся, но и гостей. Судьба их в основном такова: из школ они переехали в другие административные здания и превратились в краеведческие. По сути, они и были краеведческими, т.к. в них собрана история не только школы, а целого села. Обычно и названия они носят человека, которым гордятся односельчане, имя которого знают далеко за пределами того места, где он родился. И неважно, прожил ли он всю жизнь или прославил свою малую родину уже тем, что здесь появился на свет. Как в В. Талызине, например. Расположившиеся в одной из небольших комнат школы экспозиции далеко не все имеют отношение к И.М. Заикину, выдающемуся богатырю Земли Русской, но музей с гордостью носит его имя.
– И любая наша экскурсия начинается именно с рассказа об Иване Михайловиче,- говорит педагог школы Д.Б. Новиков, который вот уже 10 лет заведует собранием старины далекой и не очень.
Вроде уже видели портреты этого могучего человека в книгах, читали о нем неоднократно, но другое дело рассказ экскурсовода. А эти зазывающие на представления афиши, на которых изображен человек недюжинной, судя по мускулатуре, силы. Сила и мужество всегда по-достоинству ценились на Руси, потому подобные выступления, как бы сказали сегодня, проходили при полном аншлаге…
Многие из нас помнят, что такое примус, утюг, нагревающийся углями, прялка и даже домашний ткацкий станок. Старинные терки, ступы, ложки, вилки, другие предметы труда и обихода даже пожилым кажутся чем-то невероятным, из другой жизни. А как на это реагирует молодежь?
– С интересом и удивлением тому, что так жили их предки какие-то полвека, чуть более лет назад. Вот он, материал по краеведению, – мнение любого историка.
И только остается сожалеть, что многое не сберегли, не сохранили, не разглядели в свое время важности предмета как будущего экспоната.
– Наш музей начал свою работу в 1976 году, – продолжает рассказ-экскурсию Дмитрий Борисович. – Сбором первых экспонатов занимался тогда М.Г. Новиков, мой дедушка. Люди приносили вещи сами, что-то найдено учениками школы в сундуках, сараях и т.д. Уже вышедшие из обихода, они приобрели новую жизнь. Экспозиции постепенно пополнялись…
Война – это тема особая. Уходят из жизни последние ее участники, унося с собой рассказы о четырех страшных годах, на которые выпали их детство и юность. Ну кто тогда думал, что так важны будут для потомков солдатский треугольник, присланный с фронта, солдатская шинель и трофеи, привезенные из поверженной Германии? Наверное, к таким трофеям можно отнести и немецкий кинжал, и каску, что мы видели на вражеских солдатах в фильмах. Увидеть все это «вживую» куда интересней, детям – особенно.
В школьном музее, конечно, можно проводить уроки истории. В день рождения Пионерии, который отмечается завтра, полезно показать ребятам атрибуты пионерской жизни, дать прочесть клятву вступающих в ряды красногалстучного племени. В год 100-летия комсомола музейные экспонаты тоже дополнят скупые (если они еще есть в учебниках) строки.
В переводе слово «музей» означает «храм». Касаемо школьного музея это звучит слишком высоко, скорее, это место, куда удалось собрать что-то из нашей большой истории и что связывает прошлое с настоящим. А вы давно были в школьном или районном музее? Их сотрудники, а также юные экскурсоводы всегда рады приоткрыть гостям завесы прошлого и поделиться частичкой истории малой родины.

Л. Шамкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *