Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации получает обращения и жалобы граждан, пострадавших от мошеннических схем, в которых незаконно используется имя Банка России. Основной целевой аудиторией для мошенников является социально незащищенный слой населения – пенсионеры, однако и другие могут стать потенциальными жертвами.
Мошеннических схем, основанных на использовании доверчивости граждан, много, но можно выделить несколько основных.
Мошенники по телефону или через SMS-сообщения, представляясь сотрудниками Банка России или его уполномоченными (адвокатами, судебными исполнителями и т.п.), предлагают получить денежную компенсацию за ранее приобретенные товары или оказанные услуги, предварительно оплатив «налог», «госпошлину» или «страховой сертификат» (возможны варианты). Деньги, как правило, надлежит переводить на счет некоего физического лица. Для убедительности упоминают в разговоре адрес Банка России (Москва, ул. Неглинная, 12), представляются адвокатом и даже называют фамилию из официального списка коллегии адвокатов города; для убедительностипредлагают направить даже якобы копии паспорта, служебного удостоверения, судебного решения, исполнительного листа и других документов. Однако на самом деле эти документы являются сфальсифицированными.
Человеку по телефону предлагают вложить деньги на «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». При этом их необходимо перевести на счет некоего вымышленного «финансового представителя Банка России». Но связаться с этим «представителем» после перевода, естественно, уже не удается.
Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо стараются побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.
Все виды социального мошенничества связаны с невнимательностью, доверчивостью или неосведомленностью потерпевших. Для предотвращения фактов мошенничества Волго-Вятское ГУ Банка России рекомендует: проявляйте бдительность и не реагируйте на сомнительные предложения незнакомых лиц перечислить деньги; передать при личной встрече; прежде чем принять любое решение, обдумайте ситуацию, посоветуйтесь с близкими и родственниками; перепроверяйте любую информацию, поступившую от неизвестных вам людей. Если они выступают от имени учреждения (Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов и т.п.), предварительно позвоните в эту организацию по ее официальным телефонам; при получении SMS-сообщения о блокировке банковской карты немедленно свяжитесь с контактным центром коммерческого банка, выпустившего вашу карту, по телефонам, указанным на карте, а не в SMS-сообщении. Никому не сообщайте PIN-код карты, даже сотрудникам банка; при малейших подозрениях на обман немедленно обращайтесь в органы полиции; помните: по законодательству Центральный банк РФ не осуществляет банковские операции с физическими лицами, то есть не работает с населением как с
клиентами.