20.12.2019
Два месяца назад школьники вновь сели за парты. Увесисты их рюкзаки – тетради,
учебники… К слову, общий учебный школьный фонд в районе – 45 338 экземпляров.
Еще в августе ученикам Верхнеталызинской средней школы выдано более 2,5 тысяч
книг (учебников), в том числе 600 – новое поступление.
И с первых учебных дней потянулись школьники в библиотеку. Востребованность авторов и произведений в соответствии со школьной программой. Библиотека Верхнеталызинской средней школы вторая по величине фонда среди школьных библиотек после Сеченовской: около 14 тыс. экземпляров художественной литературы. Есть все для школьной программы.
— Школьная библиотека – то место, где многие дети впервые встречаются с книгой. Не у всех дома есть библиотеки, — говорит хозяйка книжного царства И.В. Нефедова, (на фото) — а здесь книги для всех – школьников и их родителей, учителей. Краеведение, справочные издания, мировая художественная литература, наша нестареющая классика – все находит своего читателя. Младшие школьники, например, очень любят «Красную книгу».
Кто-то бежит за рассказом, повестью, романом, едва закончился урок, кто-то не спешит, а кто-то и позабудет. Ирина Викторовна напомнит, ведь она хорошо знает, что в данный момент проходят школьники того или иного звена, пригласит в библиотеку.
Зайти сюда приятно. Обстановка обновленная, стеллажи с книгами призывно аккуратны. Есть выход в Интернет. Пожалуйста, сайты лучших библиотек; любое произведение, любая книга – в электронном варианте. Здесь ребята могут найти материал при подготовке рефератов, различных проектов… Занимаются в электронном уголке и самостоятельно, и под руководством библиотекаря, владеющего этим ресурсом в совершенстве.
Раньше таких возможностей не было. В детстве Ирина Викторовна любила книгу, читала, как говорили тогда, запоем. Часто вспоминает, как допоздна, с лампочкой-переноской, читала на печке, а бабушка все донимала, когда свет погаснет… И в таких скромных условиях у людей рождалась любовь к книге, а вместе с тем формировалось мировоззрение, зарождались мечты… А еще И.В. Нефедова вспоминает такой момент. Когда она ребенком ходила в библиотеку, там работали два библиотекаря. Так вот один не разрешал перебирать книги на полках – сам выдавал, а другой разрешал выбирать из нескольких вариантов наиболее подходящий.
— Это очень важно – потрогать книгу, подержать ее в руках, полистать, посмотреть картинки, именно выбрать то издание, которое больше всего понравилось на первый взгляд. А уж потом насладиться содержанием. Расставлю я книги по полкам ровно – не это главное.
Основная задача школьного библиотекаря – обеспечение школьников учебниками, книговыдача; работа в соответствии с учебно-методическим комплексом: обработка, сверка, комплектация фондов и т.д. И здесь большую помощь оказывает школьным библиотекарям методист РУО Н.Е. Старостина, разъясняет, координирует работу.
И все же есть нечто не менее, а, может, более важное с точки зрения популяризации книги. Творчество. Берущее начало опять-таки в книге. Практически одновременно с устройством в библиотеку Ирина Викторовна возглавила в школе театральный кружок «Маска». Первые его участники уже окончили школу, а когда-то были очень увлечены. Сегодня кружок объединяет около десяти постоянных юных театралов. В основном это восьмиклассники, а приняла их «Маска» еще младшими школьниками. Дебютной постановкой стала «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина. Пушкин, открылась И.В. Нефедова, — любимый автор, и в детстве, и сейчас (в ее личной библиотеке, конечно же, немало его произведений). А для сегодняшних кружковцев жизнь на сцене началась с «Красной Шапочки». С постановками выступают и в школе, и на сельских мероприятиях, и в ежегодном районном театральном фестивале «Звездная пристань». Побеждали, занимали призовые места – есть признание детского таланта и взрослой режиссуры. Но не это главное, уверена наставник ребят.
– Мы собираемся вместе. Решаем, что будем ставить; читаем, смотрим экранизацию (постановки); обсуждаем, как преподнес автор, как мы хотели бы и можем преподнести. Пишу сценарий, подбираю музыку… Все так или иначе начинается здесь, в библиотеке. А на сцене, когда ребята как бы уже не в школе, они раскрываются, порой с самых неожиданных сторон, в разных ракурсах. Очень артистичные! И главное – им самим это нравится, это им нужно. А наши родители? Помогают. Шьют костюмы, присутствуют на выступлениях, поддерживают. Спасибо им всем огромное. Год только начался, а ребята уже спрашивают, когда будем репетировать. Поводов выступить в течение учебного года немало, начинаем готовиться.
Все это в итоге и воспитательная работа, и та ниточка, связь с книгой, что так прочна в раннем детстве, а со временем нередко становится тоньше. Это воспитание любви к книге, о чем так мечтает каждый библиотекарь.
Учитель русского языка и литературы. Или библиотекарь. Одна мечта. Именно одна, ведь в основе общее – книга. И.В. Нефедова стала библиотекарем. Окончила Нижегородский областной колледж культуры, приобретя нисколько не меньше, чем в педагогическом. А может и больше. По сути, тот же литфак: море книг, прочтение с последующим анализом, плюс не менее сложные навыки библиотечного дела. Три года с тяжелым багажом знаний – сумки с книгами в обеих руках. Ценный груз. Ценны и полученные знания, и тезис преподавателей, возведенный в ранг закона: «Без библиотеки нет школы». Со школой и связана вся жизнь.