Долгожданное Великое освящение храма Тихвинской иконы
Божией Матери в селе Кочетовка совершил в минувшее воскресенье епископ Лысковский и Лукояновский Силуан.
Издавна на Руси в каждом селе была церковь. Человек может в любое время приходить в храм, излить свою печаль, покаяться в грехах, поблагодарить Бога. Может крестить своих детей, венчать. Самое главное – Таинство Причастия и исповедь. Заканчивает человек свой земной путь – его приносят в храм, отпевают. Во все века храм служит людям духовной защитой.
История храма в с.Кочетовка типична для всех русских сел. Первый храм был построен в 1822 году П.И.Мятлевой в память о своей матери. В нём было три престола: главный — во имя Живоначальной Троицы и в приделах: в одном — во имя святителя и чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского, а в другом — в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 20-30 годы ХХ века были разрушены тысячи церквей. Такая же участь ждала и Кочетовский храм. В 1930 году его закрыли, позже с него сняли крест и купола. Оставшуюся часть церковного здания занимала школа, затем – колхозный склад. В дальнейшем здание пустовало.
В 2012 году на сельском сходе было решено построить новый храм. Главным организатором и спонсором строительства стал Н.А.Саушкин. Большую помощь в строительстве и благоустройстве оказали Е.Г.Наборнов и А.Н.Чепуров. И население с пониманием откликнулось на богоугодное дело. Благодаря общим усилиям многих неравнодушных людей храм был построен в короткие сроки. Весной 2014 года отец Иоанн (Лютянский) благословил прихожан молиться в новом храме для созидания общины.
В день освящения здание становится храмом, церковью. Храм – это особое присутствие благодати Божией. Великое освящение храма в с.Кочетовка совершил епископ Силуан. В начале освящения храма врата иконостаса были закрыты, и это навевало определенную таинственность. Спустя какое-то время все услышали стук: изначально был приготовлен престол, дубовый (как символ того, что престол возводится навеки), ровный со всех сторон. Сверху устанавливается столешница — крышка престола и забиваются четырехгранные гвозди, символичные гвоздям, которыми был распят Господь. Заливаются отверстия специальным составом (смесь нескольких видов воска, мраморной крошки и розовой воды), которые символизируют собой запекшиеся раны Христа. После этого престол омывается сначала чистой водой, затем розовой водой, смешанною с красным вином. Это особое вещество называется родостамна. Затем святой престол помазывается миром, ставятся крестики. Миро – масло, которое варится раз в год в Москве. Оно состоит примерно из 27 ингредиентов, разных трав, в основе оливковое масло. Всегда к свежесваренному миро добавляется прошлогоднее. Изначально миро освятили сами Апостолы и раздавали епископам для освящения людей, т.е. миро взято от них. Поэтому есть поговорка: «Мазаные одним миром». Миром мажут храмы для того, чтобы Господь пребывал в этом храме всегда.
После того, как освятили престол, надевается нижнее облачение, обвязывается веревками крестообразно с каждой стороны, сверху запечатывается сургучом, епископом ставится печать, дата и подпись. После этого надевается верхняя праздничная одежда — индития. Храм кропится святой водой и мажется миро. После этого читаются две молитвы перед мощами, выносятся мощи и совершается крестный ход вокруг храма. Владыка заносит мощи в алтарь, они полагаются в специальное место – ковчежец, затем под престол в определенное место. Из Епархии в храм с.Кочетовка привезли святые мощи священномученика Владимира Четверина, пресвитера г.Саранска. Частичка его мощей будет всегда пребывать теперь в храме под престолом.
После освящения храма епископ Силуан поблагодарил всех, кто принимал участие в общем благом деле, вручил грамоты и обратился к верующим:Сегодня мы особо радуемся, что был совершен чин великого освящения храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Радуемся тому, что сейчас строятся новые храмы, восстанавливаются старые, и идет процесс духовного возрождения. Господь нас сотворил для вечной жизни. И короткая наша земная жизнь дана для того, чтобы правильно подготовиться для жизни вечной. Храмы можно уподобить как посольство Божие на Земле. Если желаем быть с Богом, святыми ангелами, должны в земной жизни пройти подготовку к жизни вечной. Чтобы получить хороший урожай, мало просто посеять. Нужны и определенные условия. Точно так же и в душе человека – когда сеется благодатное семя крещения, нужно каждому трудиться, чтобы в каждой душе росли цветы добродетели – любовь, радость, мир, долготерпение, вера, милосердие.
Л. Столярова, фото автора