Прокуратура информирует

13.12.2024

Прокуратурой Сеченовского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления прав лиц, имеющих трех и более детей, на получение бесплатно в период с 2022 по 2024 г.г. в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Так,  в ходе проведенной проверки муниципальных нормативных правовых актов установлено, что Постановлением главы администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области от 08.11.2019 №937 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно» (далее – Административный регламент).

Согласно нормам ст.ст. 4, 76 Конституции Российской Федерации систему нормативных правовых актов Российской Федерации составляют федеральные конституционные и федеральные законы, законы субъектов Российский Федерации, а также принимаемые во исполнение них иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российский Федерации и органов местного самоуправления. Подзаконные нормативные правовые акты не должны противоречить федеральным конституционным и федеральным законам.

В соответствии со ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Согласно ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе: поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Согласно п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 – ФЗ (далее — Федеральный закон №210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Согласно ст. 3 Федерального закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2021 №1574 «О внесении изменений в требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» утверждены изменения в Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» (далее — постановление Правительства РФ №236).

Так, п. 2 постановления Правительства РФ №236 дополнен п.п. «к», а именно при предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления заявителю обеспечивается: анкетирование заявителя в целях определения варианта государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги, соответствующего признакам заявителя.

В соответствии с ч. 3 постановления Правительства РФ изменения вступают в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, (за исключением пункта 1 и абзацев четвертого — шестого пункта 2 изменений), то есть 22.03.2022.

Установлено, что Административный регламент соответствующих изменений не содержит.

Кроме того, в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 12 апреля 2022г. № 24-З «О преобразовании муниципальных образований Сеченовского муниципального района Нижегородской области», решением Совета депутатов Сеченовского муниципального округа, администрация Сеченовского муниципального района преобразована в администрацию Сеченовского муниципального округа, однако административный регламент не содержит данных изменений.

Таким образом, в соответствии с требованиями ст.ст. 4, 76 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 4, 7 Федерального закона №131-административный регламент администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно», утвержденный постановлением главы администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области 08.11.2019 №937 подлежит приведению в соответствие с вышеуказанными нормами федерального законодательства.

21.10.2024 прокуратурой района на отдельные нормы административного регламента администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно», утвержденного постановлением администрации Сеченовского муниципального района от 08.11.2019 №937 принесен протест, рассмотрен и удовлетворен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *