Музыка воспитывает Человека

Человечество на протяжении всей своей истории существовало в атмосфере музыки. Ни войны, ни природные и техногенные катастрофы не могли заставить людей перестать петь, танцевать, создавать новые музыкальные произведения и инструменты.
Так, для сохранения музыкального наследия в 1973 году по предложению Международного музыкального совета ЮНЕСКО был объявлен Международный день музыки, который ежегодно отмечается 1 октября.
Считается, что музыкой лучше начинать заниматься с детства, чтобы с раннего возраста заложить правильные основы. Подрастающее поколение нашего района имеет прекрасную возможность получить начальное музыкальное образование в МБУ ДО «Сеченовская детская школа искусств». В преддверии праздника — Дня учителя — мы решили осветить наиболее значимые аспекты, касающиеся музыкального образования детей.

Нужна ли ребенку музыка?
Многие родители задаются этим вопросом: «Нужна ли моему ребенку музыка?»
— А вам нужно, чтобы ваш ребенок легко и быстро умел выражать свое мнение, хорошо произнося все слова?
Да!
— А чтобы он свободно чувствовал себя в коллективе, имел лидерские качества, не боялся о себе заявлять, умел работать в команде, где у каждого из детей своя ответственность?
Да!
— А чтобы он развил память, внимание, концентрацию, чтобы умел доделывать дело до конца?
Да
— А чтобы он развил хорошее восприятие на слух? Был способен к изучению языков?
Да!
— А чтобы умел видеть в жизни красоту, гармонию? Чтобы умел выстраивать отношения с друзьями, с родителями, с любимыми?
Да!
— А чтобы у него был хороший вкус, уверенность в своих силах, умение ставить цели, производить и воплощать собственные идеи, умение отстаивать свою позицию?
Да!
— Чтобы он умел наслаждаться и погружаться в процесс? Не боялся сделать что-то не так, не боялся ошибаться?
Да!
— И чтобы был всегда под рукой инструмент для самовосстановления, гармонизации внутреннего состояния, самочувствия?
Да! Да! Да! Вы меня убедили! Я даже не задумывалась об этом.

Обычно родителям понятно, почему нужно заниматься математикой, английским, подготовкой к школе… Но только музыка способна готовить детей к жизни. И как следствие — прекрасно развитые музыкальные способности.

Музыкальная школа – первая ступень

Если ребенку пять-шесть лет, он целый день напевает себе под нос песни из детского сада и бренчит на папиной гитаре, скорее всего, его интересуют звуки. Значит, самое время начать знакомство с му-зыкальной школой. Но проверить мотивацию наверняка всё равно довольно сложно. Чтобы поступить в музыкальную школу, нужно пройти прослушивание. Часто детей просят спеть песню (так проверяют слух и голосовые данные), прохлопать вслед за учителем ритм, запомнить и воспроизвести короткую мелодию.
«Каждый день по два часа» — эту фразу, скорее всего, преподаватель музыкальной школы будет проговаривать как мантру. На самом деле время, которое ребенок должен проводить за инструментом, зависит от способности быстро запоминать материал и легко читать ноты с листа. Эти навыки чаще всего формируются в первые два-три года занятий — важно не упустить этот момент. Нужно стараться помочь ребенку для начала крепко усвоить нотную грамоту. Без домашних занятий точно ничего не получится, поэтому дома обязательно должен стоять хорошо настроенный музыкальный инструмент, на котором играет маленький музыкант.
Как правило, в расписании учащегося остается только два-три дня в неделю, когда ему не нужно будет ходить в музыкальную школу. Помимо уроков по специальности, в стандартной учебной программе как минимум — хор, занятия по сольфеджио и музыкальной литературе.
Многие родители переживают, что дети будут слишком загружены при обучении в музыкальной школе. Это неизбежно. Но ведь это неплохо. Ребенок будет занят обучением и не будет без толку слоняться в сомнительной компании. У него будет развит музыкальный вкус. Занятия музыкой развивает самодисциплину, и при правильном планировании времени дети будут успевать делать уроки, осваивать игру на инструменте и гулять с друзьями.
За учебный год ученик должен освоить программу из нескольких произведений, а в мае сдать экзамен или выступить на конкурсе (тогда оценка за год чаще всего выставляется автоматом). Каждое произведение в программе подбирается так, чтобы ребенок во время выступления мог продемонстрировать разные навыки: технику пальцев, умение исполнить полифонию, кантиленную пьесу и крупную форму.
В младшем возрасте привыкнуть к сцене и публичным выступлениям проще, поэтому не стоит на первых этапах специально сокращать количество концертов, боясь излишнего стресса для своего чада. Без опыта выступлений он испытает настоящий стресс в четвертом-пятом классе, когда экзамены становятся сложнее, а количество преподавателей в комиссии увеличивается. Не нужно упускать ни малейшей возможности выступить перед родными для того, чтобы обрести на сцене еще большую уверенность. Такая благосклонная аудитория ничто не посчитает провалом и поэтому важна для мотивации ребенка.
Соревнование — это один из методов стимулирования в музыкальном воспитании, он особенно эффективен на начальном этапе образования, считают специалисты по методике музыкальной педагогики. Детям, которые уже решили сделать музыку профессией, конкурсы помогают оценить уровень своего мастерства, присмотреться к концертным программам других детей и быть замеченными преподавателями музыкальных вузов, которые обычно сидят в жюри.
Существует три основных ступени му-зыкального образования: начальное (музыкальная школа, школа искусств), среднее (музыкальное училище, колледж) и высшее (консерватория, институт). Большинство учащихся в рамках классического музыкального образования проходит по всем трем ступеням. Но бывают и исключения. Например, некоторые вундеркинды поступают после школы сразу в консерваторию. Или занимаются с частными преподавателями начальным музыкальным образованием, а затем поступают в профильный колледж.
Музыкальное образование считается одним из самых длительных. С момента поступления в музыкальную школу до окончания института может пройти 16 лет. В школе, как правило, учатся 5-7 лет; в училищах и колледжах — 4 года; в консерваториях и институтах — 5 лет. Срок обучения зависит от выбранной специальности и от индивидуальных способностей.
Естественно не все дети по окончании музыкальной школы выберут профессию музыканта. Некоторые забудут все то, чему учили на протяжении нескольких лет. Родителям может показаться, что годы, проведенные в музыкальной школе, прошли даром. Но это не так.
Существует масса примеров, доказывающих что люди, занимающиеся музыкой намного успешнее, чем все остальные. Так, например, Альберт Эйнштейн был прекрасным скрипачом, а у Марины Цветаевой есть замечательная автобиографическая повесть «Мать и музыка». Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене. К слову, фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

В заключение хочется процитировать слова известного советского педагога-новатора В.А. Сухомлинского:
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы. Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание Человека.»

Материал подготовлен коллективом музыкального отделения Сеченовской детской школы искусств (использованы материалы из открытых интернет-источников)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *