22.05.2020
Лавры победителей достаются в первую очередь тем, кто носил оружие и водил боевую технику. А люди, чей вклад в разгром врага определялся не количеством уничтоженных танков или сбитых самолетов противника, – железнодорожники, военные медики, фронтовые шоферы – подчас остаются в тени. Но то, что они сделали нельзя переоценить.
В редакцию газеты позвонила жительница с. Мамлейки М.А. Коновалова. Мария Александровна очень хотела поделиться с нами и нашими читателями рассказом, как её дедушка, как и миллионы других, приближал Победу.
И.И. Здюмаева (родился в селе Золотушка (ныне с. Мамлейка) 19 января 1909 года) призвали Теплостанским РВК сразу на второй же день войны, 23 июня 1941 года. У Ивана Ивановича к тому времени уже было удостоверение шофёра, на которого он выучился в 1938-ом. И сразу в самое пекло – Ленинград.
В тяжелый период блокады И.И. Здюмаев участвовал в подвозе продовольствия и боеприпасов в осажденный город по замёрзшему озеру Ладоге, а оттуда вывозил больных и ослабленных голодом жителей, в том числе и детей. Под обстрелом и бомбежками, рейс за рейсом… В пути его и других водителей постоянно подстерегала опасность уйти под лёд. Поэтому никто не закрывал дверцы машины, невзирая на пронизывающий до мозга костей холод. Так оставался шанс успеть выбраться из тонущей машины. Когда ситуация была особенно опасной (грузовики совершали рейсы и по уже тающему льду), они, водители, всю дорогу ехали на подножке машины. Однако опасности этим не исчерпывались. Немцы старались наносить авиаудары по колоннам во время перевозок грузов и эвакуации людей. Они целились как по самим грузовикам, так и по дороге следования, стремясь разрушить трассу. Капризная погода тоже практически атаковала ладожскую военную дорогу. Поднявшаяся метель быстро уравнивала проложенную по льду дорогу с окружающим нетронутым пейзажем. Была крайне велика опасность сбиться с пути. Немало водителей погибли от холода, заблудившись в метель.
Хотя водители не должны были сражаться на передовой, снабжение артиллеристов снарядами тоже было делом весьма рискованным. В 1943 году в составе 150-го танкового батальона в ходе боевых действий за высоту 44,5 «Северная» Иван Иванович был ранен в плечо правой руки и получил свою первую медаль «За боевые заслуги». После ранения в декабре 1943 года был направлен в 226 отдельный танковый полк 1 Украинского фронта и воевал в его составе до окончания войны. В 1944-ом снова награждён медалью «За боевые заслуги» за то, что в бою 11 июля 1944-го года помогал освобождать и очищать территорию Эстонии от немецких захватчиков, своевременно доставлял продовольствие и боеприпасы к действующей армии, что помогло выполнению поставленной задачи.
Третьей медалью «За боевые заслуги» Иван Иванович награждён 12 декабря 1944 года за то, что при форсировании реки Огер (Латвия) потушил горевшую машину с боеприпасами и доставил их в назначенное место, в район действующего полка. Даже после окончания войны продолжал выполнять свой долг и освобождал территорию Чехии. Демобилизовался в октябре 1945 года. Всего имел пять медалей: три «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией» и медаль «За освобождение Праги».
После окончания войны Иван Иванович вернулся домой, в родную Мамлейку, где его ждала семья, жена и дети. Устроился на работу, в колхоз шофёром. Умер Иван Иванович в 1960-м году.
Десятки тысяч шоферов колесили по дорогам войны, и они знают, что это такое – дорога военных лет. Прошли годы, ушли в мир иной многие водители, прошедшие войну. Но память об их ежедневных подвигах должно хранить молодое поколение, рождённое после войны.
Но чтобы помнить,
нужно знать. Не забывайте нам присылать свои истории, судьбы своих героев, которые не должны быть забыты.