Редко кто из оказавшихся на личном автотранспорте в большом и шумном, многолюдном и переполненном машинами городе Н.Новгороде не оказывается «на мушке» видеорегистраторов и не расплачивается потом за превышение скорости, стоянку в неположенном месте и т.д. и т.п. В аккуратно запечатанном конверте приходит фотоподтверждение того, что именно вы явились нарушителем в такое-то время, в таком-то месте. Не отвертишься. В народе такие послания называют «письмами счастья».
Что тут скажешь, кроме как «не нарушай и не будешь наказан». Но только ли стремление предотвратить нарушения ПДД на дорогах заложено во всем этом действе, или же автомобилистов решили просто-напросто обобрать, пополнив тем самым какой-то бюджет? Именно такие комментарии пострадавших можно прочесть в Интернете. При этом сотрудники ГИБДД утверждают, что таким образом происходит воспитание в автоводителях культуры вождения.
…Порой человек и не подозревает, что нарушает правила, что он на своем авто превысил, к примеру, скорость, и там, где стоит знак ограничения, ехал-то как положено, а попал под «око» неведомо где стоящей камеры. Никаких знаков, предупреждающих о том, что ведется видеонаблюдение, и в помине не было. Проходит время – и на тебе, получай «письмо счастья» на 500 руб. штрафа. Верить приходится только камере. И ведь не оспоришь, не докажешь свою правоту. Был в городе? Был! Проезжал, скажем, по улице Ларина? Проезжал! И этого достаточно, вот снимок твоей машины, ее номер, а вот и сам сидишь за рулем. Оспаривать «послание» в суде – дело бесполезное. Тем более оспаривать следует только в суде того района, где совершено (или не совершено) нарушение. Платить не станешь? Так потом по решению судебных приставов заплатишь в два раза больше. Решаешь, что, в конце концов, 500 руб. – не такая уж большая сумма…
Следующая поездка в Нижний. Уже опасаешься, осторожничаешь – жаль расставаться с кровными. Едешь не куда-нибудь в развлекательный или торговый центр, а в больницу, с тобой больной родственник, недавно перенесший операцию. Сколько раз ездил по данному маршруту, и все, кажется, тебе знакомо. Транспорта – море! У больницы не то чтобы машину поставить, самому встать негде. Знаешь местечко, где уже десятки раз оставлял свой автомобиль… Провожаешь больного до регистратуры. Как всегда, как делал не раз. И не подозреваешь, что теперь-то ты «попал». Причем дважды, потому как, не управившись с делами в один день, приходится ехать в больницу на следующий, останавливаешься на противоположной стороне. И вот приходят не одно, а целых два «письма счастья». Сумма штрафа теперь уже 3000 руб. Оказывается, по четным числам нельзя стоять тут, а по нечетным там. Звонишь по указанному в письме телефону, возмущаешься: «Это настоящий грабеж. Еще недавно никаких ограничений в том месте не было. И знака, что ведется запись видеорегистратором, тоже нет. Как можно именно у больниц «подлавливать» автомобили? Где же тогда ставить машину?» – негодуешь в трубку. А в ответ женский голос: «Если вы не местные и не знаете, где находится ближайшая автостоянка, то надо было заранее позвонить и все узнать. (Интересно, куда звонить и у кого узнавать?) Еще весной там можно было ставить машину, а вот теперь нельзя. Почему нет предупреждения о видеофиксации? Это вопрос не ко мне. Возможно, знак вы просто не заметили. Жалуйтесь в судебные инстанции».
Говорят, что находятся желающие доказать свою правоту через суд, но таковых мало, а «выигравших» и вовсе единицы. Вот недавно по телевидению рассказывали об одном «счастливчике», которого суд признал правым, т.к. он сумел доказать, что зафиксировала его автомобиль камера, которая была «спрятана» где-то в кустах, а перед этим не было предупреждения в виде знака. А закон этого требует.
Но 99,99% нарушителей или признанных таковыми «умной техникой» смиряются со своей участью и покорно оплачивают штраф в двухмесячный срок, чтобы еще хуже не было. Станут ли эти водители аккуратней и осторожней? Наверное, все-таки да. Однако никто не гарантирует, что после очередной поездки в город-миллионник водителю не придет снова «письмо счастья». И как, даже если он уверен, что не нарушал, доказать ему это, ведь поверят однозначно видеофиксатору, установленному неведомо какой фирмой, сотрудничающей с ГИБДД.
А теперь вот собираются еще тайный патруль пустить по дорогам, где люди в штатском на автомобиле «под гражданский» будут отслеживать нарушителей ПДД. Если бы знать, что здесь руководствуются только чисто благородными соображениями, ратуя за безопасность дорожного движения, то и разговора бы не было. Говорят, что суммы, собранные в виде штрафов, выливаются в миллиарды. А ситуация на дорогах и сами дороги при этом если и меняются, то не везде заметно.
И уж совсем перегибом в борьбе за культуру вождения и парковки автомобиля можно назвать «услуги» эвакуатора. Выходит человек из больницы, а машины и след простыл. Исчезла бесследно вместе с лежащим в ней багажом и важными документами (хорошо еще – не с ребенком). Первая мысль: «Угнали!» Мечешься туда-сюда, не знаешь, что делать, к кому обратиться. И без того больное сердце уже явно дает сбои. Хорошо, стоящий неподалеку мужчина сообщает: «Эвакуатор сейчас подъезжал, три машины загрузили». Теперь уже ты, не знающий города человек, мечешься в поисках штрафстоянки. Находятся добрые люди, подсказывают где это место может быть. Садишься на автобус, плутаешь, находишь. На улице уже ночь! Штраф платить, оказывается, надо ехать в другой конец города. Еле живой от пережитого часа четыре спустя под покровом ночи выручаешь наконец своего железного друга. И только тогда к тебе приходит рассудок: «Ну разве так можно пугать человека? Что это за драконовские методы? Ведь только зашел в больницу, вышел – и на тебе. Ни аварийной ситуации не создавал, ни машина моя другим не мешала. Стоянка запрещена? Так там десятки машин стоят, потому как нет другого места, чтобы их поставить рядом с больницей? Делали бы тогда платную стоянку». Повозмущаешься вот так, и все на этом. Куда и на кого жаловаться? Скажут, закон нарушил. А они, люди, борющиеся такими способами за соблюдение закона, разве его не нарушили?! Или выявление правонарушения допустимо с нарушением закона? Почему во всей этой цепочке человек, он же водитель, стал самым слабым звеном?