«С какого, парень, года, с какого парохода,
И на каких морях ты побывал, моряк?»…
Кто из нас не слышал, а то и не пел в детстве эту задорную песенку? Между тем на этот музыкальный вопрос в нашем районе могли бы ответить многие. Есть семьи, в которых два, а то и три поколения моряков. Вот как в семье Коняшкиных из Алферьева. Как говорится, обо всех по старшинству.
С.М. Володеев. Моряк-подводник Балтийского флота. В начале пятидесятых служил в морфлоте, почти пять лет. Об этом не особо распространялся, но вся его флотская выправка была налицо: высокий, стройный, осанистый… Да и дисциплина – с флотских времен. Сергей Михайлович всю жизнь проработал водителем.
Его зять А.В. Коняшкин – тоже водитель, и в автобиографии та же строчка – морфлот. Только Северный. В мае 77-го отбыл он из родной деревни Синяковки на службу. В Архангельске окончил школу радистов, а потом – в Североморск, на большой противолодочный корабль (БПК) «Маршал Тимошенко». Вот что рассказывает Алексей Викторович о своей службе.
В марте-апреле 1978 года – выполнение задач длительного плавания в центральной Атлантике. В августе-сентябре того же года «Маршал Тимошенко» и группа кораблей находились на рейдовых сборах у о. Кильдин (в Баренцевом море). Под их завершение – боевая тревога: пропал самолет ТУ-16. Обломки и экипаж искали дня три. Погода хуже некуда – туман, ветер, видимость почти нулевая. Запасы, в том числе воды, – тоже на нуле. Поиск результатов не дал. Отбой. По приходу на базу объявили большую приборку. Но опять тревога, снова в море. Уже в море объявили, что наш ТУ-16, по данным разведки, на о. Надежда (Норвегия), и мы идём для снятия экипажа. Но экипаж погиб. Сшили норвежский флаг и вошли в территориальные воды Норвегии. Собирали обломки самолёта, вроде бы. На самом деле были «гражданские», которые искали чёрный ящик и секретную аппаратуру. Были люди и с той стороны, с фотокамерами. С нами был танкер «Кола». Он нам воду и продовольствие доставил, так при нас и остался. Стояли недели две. Ребята, которые собирали обломки на острове, жили на нём. Одели их тоже по гражданке. Обломки на корабль доставляли нашим вертолётом Ка-25. Обе турбины самолета утопили. Одна упала у берега, а вторая едва не пробила ют корабля. Обрывалась сеть, потому как противолодочные вертолёты типа Ка-25 способны поднимать 1,5 тонны. Вот такой был случай.
В ноябре 1978 года БПК «Маршал Тимошенко» занимает первое место в соединении, объявлен лучшим кораблем флота по ПДО и ПВО. И в ноябре 1979 года – первое место в соединении, награжден переходящим Красным Знаменем военного совета КСФ. В том же году в рамках противолодочных учений «Разбег-79» «Маршал Тимошенко» взаимодействовал с БПК «Адмирал Макаров», ТАКР «Киев», эсминцами «Огневой» и «Московский комсомолец». С декабря 1979-го по апрель 1980-го – выполнение задач длительного плавания в Атлантике и Средиземноморье. Ну а спустя полтора месяца А.В. Коняшкин возвратился со службы домой.
Только в морфлот – сразу настроился на морскую службу внук С.М.Володеева Сергей. А нес ее, как отец, – на Северном флоте. В Североморске и Мурманске соответственно служили А. и С. Коняшкины, всего в 20 километрах. Самый молодой флотиец в семье постигал солдатскую, а точнее, моряцкую науку на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».
– Конечно, год – срок для корабельной службы небольшой, – говорит Алексей Викторович. – Я за три корабль полностью так и не узнал, не все изучил, много чего не увидел. Хотелось и сыну подольше походить по морям-по волнам.
Как говорит сам Сергей, ныне боец 146-ПЧ, одного года действительно мало, с удовольствием отслужил бы все три.
Вот такие теплые армейские воспоминания о холодном Баренцевом море. Кстати, трудятся отец и сын вместе. Тоже, получается, семейная традиция.