Количество детей с речевыми нарушениями катастрофически растёт.
С каждым годом дефекты речи усложняются. Почему? Как не допустить того,
чтобы ребенок пошел в школу с нарушенным речевым развитием, об этом мы попросили рассказать логопеда детского сада «Малыш» Н.А. Дееву.
– В наше время у детей нарушены не только звуки, но и грамматика, связная речь, и словарь не соответствует возрасту. Увеличивается количество «безречевых» детей к 5 годам, и у которых в возрасте 4-5 лет речь на уровне непонятных слов или звукоподражаний.
ХХI век – век компьютерных технологий. Казалось бы, у девчонок и мальчишек есть всё для их развития, но развитие речи у многих задерживается. В этом году логопедическое обследование четырех-пятилетних воспитанников в детском саду «Малыш» показало, что у 75 % детей есть нарушения речи в той или иной степени. Что влияет на это? Ухудшение экологической обстановки? Увеличение числа патологий беременности? Вредные привычки родителей? Увеличение количества родовых травм? Ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости? Различные социальные причины или просто педагогическая запущенность? Скорее и то, и другое, и третье…
– Нина Александровна, можно ли отдельно остановиться на социальных причинах.
– Опыт работы показывает, что многие родители постоянно заняты, и не только работой, но и собой. Далеко не всем малышам читают книжки, поют колыбельные песни. Дети с рождения пребывают при постоянно включенном телевизоре, чуть ли не с рождения дают им играть телефоном, планшетом. Родители при этом «умиляются», какой у них умный ребёнок. А язык Интернета – это язык сокращений, упрощений, сленга. Всё меньше детей разговаривают и играют во дворе, в компаниях. С этим и вырастают. Тот же стадион, особенно зимой, пуст. Если раньше преобладали коллективные формы жилья – дружили домами, семьями, внуки постоянно гостили у бабушек, происходило постоянно живое общение, то сейчас всё больше семей, людей-«одиночек». У взрослых общение происходит, в основном, на работе, и происходит ли? Раньше по дороге в школу, в автобусах люди наблюдали за происходящим, обогащались эмоционально, а сейчас у детей в ушах наушники. Научно-технический прогресс свел к минимуму общение посредством звука, теперь больше общения посредством буквы.
– Надо понимать, хорошего в плане развития речи ждать нечего.
– Разумеется. И еще: большая часть грудничков на искусственном вскармливании, где не нужно прилагать усилий, молочко само бежит в рот. В данном случае не происходит развитие мышц артикуляционного аппарата, никакого правильного звукопроизношения здесь не будет. Все эти причины, естественно, отрицательно сказываются на развитии речи.
– Надо понимать, формирование ее происходит и в постоянном общении
со взрослыми?
– Именно так. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша, его успешное обучение в школе и в конечном итоге – успешная социализация.
– В последнее время все более актуальными становятся вопросы оказания логопедической помощи, где ее можно получить?
– В каждой образовательной организации с. Сеченова создан свой логопункт. На базе детского сада «Малыш» организован районный логопункт, где дети из района могут получить помощь логопеда. Работает также районный консультационный центр, где родители получают бесплатную психолого-педагогическую, консультативную, методическую, диагностическую помощь разных специалистов, в том числе и логопеда.
У нас две логопедические группы, где оказывается помощь детям с тяжёлыми нарушениями речи.
– У родителей есть право выбора: логопункт или логопедическая группа?
– Да, решение за ними, но в логопедическую группу детского сада «Малыш» осуществляется перевод по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, заседание которой проходит в апреле. Все зависит от тяжести речевого нарушения. Если у ребёнка нарушено только звуковое оформление речи – логопункт, если нарушены все компоненты речи, то – логопедическая группа. Дети в нее зачисляются с 4,5-5 лет на два года. Главная задача логопедических групп – это исправление речевого недоразвития, подготовка детей к школе. Параллельно дети занимаются по двум программам: коррекционной (логопеда) и общеразвивающей (воспитателя). Коррекционное направление здесь считается ведущим. В логопедической группе 10-15 детей и поэтому каждому ребёнку оказывается больше внимания, проводится большая индивидуальная работа. Работа на логопункте относится к дополнительной услуге, и логопед может заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.
– Отчего же зависит успех логопедической помощи?
– От состояния речи на момент поступления к логопеду; первичного диагноза; от профессионализма специалиста, индивидуальных особенностей ребёнка; участия других педагогов и особенно родителей; от посещаемости дошкольного учреждения. Если хоть одно звено выпадает, результат уже хуже.
– Нина Александровна, насколько эффективны занятия в группе? Можно ли привести какие-то цифры?
– Да, конечно. Чтобы быть корректной, приведу результаты своей работы по логопедической группе. Если у ребёнка нарушения речи не сочетаются с задержкой психического развития или с неврологическими расстройствами, то на выпуске нормативная речь. Если же есть другие отклонения в развитии – то значительные улучшения речи (здесь очень важно: сочетаются ли занятия у логопеда с лечением у невролога и помощью родителей). Если брать в процентном выражении, у 85% – положительный эффект. Например, выпуск 2015 года. Из 15 детей в школу пошли с нормальным развитием речи 13. Один ребёнок посещал группу всего год вместо положенных двух, у второго родители не принимали участия в коррекционном процессе. По логопунктам результаты выше, т.к. у детей более легкие нарушения речи. В школе теперь тоже есть логопед.
– Нина Александровна, что бы Вы хотели сказать родителям дошколят?
– Главное – не упускайте момент. Если вы заметили отклонение в речи, помогите своему малышу, чтобы он впоследствии не комплексовал и хорошо учился. Есть пути исправления речи – используйте их! Правильная речь вашего ребёнка в ваших руках!
В специальных исследованиях, проведённых в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку и чтению. Школьники с недостатками произношения в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью.