«Дочку назови Лидией»…

IMG_1624

Война застала Свистуновых в Смоленске. Глава семейства служил сверхсрочно, жили в военном городке.

15 июня, в воскресенье, у Татьяны Дмитриевны и Алексея Филипповича родился второй ребенок, девочка.  22-го солдат

спешно забрал из роддома жену с дочкой. Вошел в дом, положил младенца на кровать, сказал: «Дочку назови Лидией» и ушел.

Город стали бомбить на третью ночь. Эвакуация началась не сразу — весь транспорт использовался строго в военных целях. Две недели людей по ночам вывозили в лес, чтобы уберечь от бомбежки. А потом посадили женщин и детей в маленький вагончик, прицепили к военному поезду. Ехали месяц. Вагончик прицепляли то к одному, то к другому составу, то остановки, то тупики…

Татьяна Дмитриевна с дочерьми приехала к маме в Княгининский район, там и прожили 10 лет. Когда бабушка умерла, семья отца перетянула сноху с детьми к себе. А.Ф. Свистунов родом из Горького, с Автозавода. Там Лида и пошла в пятый класс городской школы №37. Вале, старшей сестре, на тот момент было уже 19 лет.

Жизнь в деревне оставила глубокий след в сердце девочки, после школы она решила поступать в сельхозинститут, чтобы потом жить и работать только в сельской местности. Мама была против, умоляла Лиду не уезжать из города, была согласна, чтобы дочь работала где угодно, хоть на заводе, но только не в деревне. В институт Лиду не приняли — городская. Тогда с этим было строго, руководство рассудило: да куда она поедет, в какую деревню? А раз так, нечего попусту чужое место занимать. Девушка не сдалась, пошла в учхоз Новинки (это при институте). Год возила на лошади навоз, стройматериалы, всякий другой груз. Это было доказательством того, что не сбежит. И ее приняли. Учили молодежь на совесть, было много практики, будущие зоотехники  проходили все ступени — от пастуха до своей специальности.

В 1963 году Лидия Свистунова приехала на преддипломную практику в Сеченово. Ехала надолго, на целых девять месяцев. Практиковалась на инкубаторно-птицеводческой станции (была такая в нашем районе, цыплят распространяли по колхозам и среди населения). В 1964-м  Лидия Алексеевна уже возглавила станцию. В то время строили три новые фермы (птичники).

На Сеченовской земле устроилась и личная жизнь.  А трудовая продолжилась в управлении сельского хозяйства, потом в госинспекции по закупкам и качеству сельхозпродукции, работала в райкоме партии (18 лет), а перед самой пенсией — в райсобесе.

Сегодня Лидии Алексеевне Беляровой —75. Исполнилось 15 июня. А еще через пять дней — 22-е…

Валя, старшая сестра, помнила отца, она, младшая, не видела никогда, не запомнила тепла его сильных, добрых рук — совсем крохой прижал ее к себе папа. Он был добрый и веселый — об этом знает только со слов матери. А еще очень любил детей, просто без памяти. Идет по военному городку обедать домой, всех ребят соберет, и всю гурьбу с собой за стол: «Татьяна, давай, угощай нас…» В семье Свистуновых было пять братьев, три сестры. Четверо братьев воевали, двое погибли. Алексей Филиппович прошел почти всю Великую Отечественную. В январе 45-го  получил многочисленные осколочные ранения (в Польше). Был вывезен в Выборг. И там, в госпитале, умер 11 февраля 1945-го. Похоронен в братской могиле. В 1989 году Л.А. Белярова с сыновьями Михаилом и Валерием побывали в Выборге на могиле отца и деда. Его жена Татьяна Дмитриевна прожила 84 года, старшая дочь Валя — почти столько же. Солдат как будто отдал им свои годы. Его слова «Береги детей» прозвучали, как приказ: «Живите долго!». А приказы военных не обсуждаются.

Е. ЕГОРОВА

У Л.А.Беляровой хранится одно из писем отца. Оно начинается так: «Здравствуй, моя дорогая, милая Таня. Горячо целую тебя и моих деток, Валю и Лидочку, привет бабушке…» Далее интересуется, как живут дорогие и любимые, о себе — совсем немного. И в конце опять «горячо целует». Подпись, дата: 9.05.43 г. Ровно за два года до Победы. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *