08.01.2026
Мы встретились с человеком, который ежедневно работает с будущими взрослыми, помогая им развиваться и преодолевать первые шаги в жизни. Евгения Ивановна Сорокина — педагог-психолог детского сада «Алые Паруса». Сейчас её работа затрагивает важнейшие моменты становления личности малышей.
В сфере дошкольного образования Евгения Ивановна с 2011 года – окончила Нижегородский государственный педагогический университет по специальности «психолог» с дополнительной специальностью «учитель-логопед».
Долгое время работала учителем-логопедом. Но всё же психология увлекала в большей степени.Евгения
Ивановна, почему вы решили изучать психологию? Что вас на это подтолкнуло? Что особенно интересно?
Моё решение изучать психологию складывалось из личного интереса к тому, как устроен человеческий разум. В какой-то момент я начала задаваться вопросами: почему мы поступаем так, а не иначе? Отчего одни и те же события разные люди переживают совершенно по-разному? Постепенно это перерастало в желание не только понимать себя, но и разбираться в механизмах поведения других. Особенно увлекает наблюдать, как формируется личность в дошкольном возрасте: как ребёнок осваивает эмоции, учится договариваться, находит своё место в группе. Сейчас мне интересна возрастная психология. Я стараюсь помочь детям решить задачи их возраста (3, 4, 5 лет).
А какие проблемы встречаются у детей дошкольного возраста чаще всего?

Чаще всего, конечно, проблемы адаптационного характера, проблемное поведение, эмоционально — личностные трудности. Также довольно часто у ребенка могут возникнуть трудности в установлении контактов со сверстниками, отсутствие друзей в группе, конфликты в игре, неумение делиться. Недостаточная сформированность предпосылок к школьному
обучению.
В последнее время, очень часто можно услышать такую фразу – «сейчас дети другие пошли». Действительно ли это так?
Да, и это связано со множеством факторов: технологическим прогрессом, изменениями в социальной среде, образовательными требованиями и семейными ценностями. Эти различия не всегда однозначно положительны или отрицательны. Сейчас не только дети другие, но и мы, взрослые, тоже другие.
Среди ваших воспитанников есть дети с ОВЗ (дети, имеющие физические или психические особенности развития)? К ним особый подход?
Среди моих воспитанников нет детей с ОВЗ в настоящее время, но за годы работы мне приходилось работать с такими детьми. Для них действительно требуется особый подход, но важно подчерк-нуть: это не «другой» подход, в смысле «отдельный», а индивидуализированная система психолого-педагогического сопровождения в рамках инклюзивной среды (пространство, в котором все люди, независимо от их индивидуальных особенностей, чувствуют себя принятыми, уважаемыми и способными активно участвовать в жизни сообщества или организации. В такой среде учитываются разнообразие культур, социальных и физических потребностей, обес-печивается доступность и равенство возможностей для каждого).
Евгения Ивановна, а при работе с родителями вы пользуетесь онлайн-консультациями?
В работе с родителями я использую и онлайн-консультации, и личные встречи. Выбор зависит от конкретной ситуации, от целей консультации и от особенностей семьи.
Онлайн-консультации актуальны в случаях, когда у родителей жёсткий график, нет возможности подойти лично; требуется срочная психологическая поддержка, а очно встретиться невозможно; нужно оперативно обсудить несложный вопрос (например, уточнить рекомендации), в период болезней.
Гибкость в выборе способа взаимодействия позволяет адаптировать помощь под реальные потребности семьи, сохраняя качество психологической поддержки.
Что вдохновляет вас работать в области психологии?
Меня вдохновляет не абстрактная «помощь детям», а конкретные, живые проявления роста. Это могут быть слова, взгляды, поступки воспитанников или их родителей, или даже коллег. Это своего рода ежедневное подтверждение, что ты не просто «выполняешь обязанности», а участвуешь в чём-то большем. В моей профессии — в становлении маленьких личностей. Когда малыш бежит со слезами именно к тебе, шепчет на ушко секрет или приносит «самый красивый листок», поверьте — это высшая форма признания. Ведь дети интуитивно чувствуют искренность, а их безоговорочное доверие, лично для меня, становится мощным энергетическим ресурсом. Искренность, непосредственность, юмор детей — это мой ежедневный «витамин радости». Их вопросы («А вы тоже были маленькой?»), объятия без повода, смех на занятиях наполняют мою работу теплом, которое, как я считаю, сложно найти в других профессиях.
Что вы делаете, когда креативность на нуле?
Когда ощущается «творческий ноль», — это естественная фаза, с которой сталкивается каждый специалист. Моя стратегия восстановления креативности строится на уходе в творчество: я занимаюсь вязанием игрушек, шитьем кукол. Это очень помогает восстановиться.
И в завершение, какие пожелания вы могли бы дать родителям?
Рекомендации… Скажу так, любите ребёнка не за что-то, а просто так.
Любите его всяким: и счастливым, и заплаканным… Любите его и во время истерик, и во время достижений, и настойчивым, и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит.
Ваш девиз по жизни. Как вы его реализовываете, объясняете?
Мой девиз — «Чудеса находятся не в методиках, а в самом ребенке, но нужно иметь око в сердце, чтобы найти их». Нужно видеть в ребёнке не «проект, который нужно довести до нормы», а уникальную личность, в которой уже есть всё необходимое для роста. Задача взрослого — не «вкладывать чудеса», а создавать условия, где они смогут проявиться.
О.Сурнина, фото автора